Александр браверман: слияние аижк и фонда ржс должно дать синергетический эффект. «Гибкая форма бизнеса»: глава Корпорации МСП Браверман — о вкладе малых и средних предприятий в экономику России — Что она собой представляет

Спасатели малого бизнеса имеют оклады в пять раз большие средних в сфере финансовой деятельности

Средняя зарплата сотрудников Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП»; до июля называлась «Агентство кредитных гарантий») составила 288 тыс. рублей. Это следует из отчета Счетной палаты о промежуточных результатах работы агентства за первое полугодие 2015 года. Средняя зарплата компаний в сфере финансовой деятельности в 2014 году составила 68,6 тыс. рублей, то есть почти в пять раз меньше, чем в госкомпании.

Агентство кредитных гарантий (АКГ) создано по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева в мае 2014 года для поддержки малого и среднего бизнеса через выдачу госгарантий по банковским кредитам. В капитал агентства вложено 50 млрд рублей. Главой созданной компании была назначена Галина Изотова, которая на тот момент являлась заместителем полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. До этого Изотова была первым заместителем председателя комитета Госдумы по региональной политике. 2 октября 2015 года главой компании назначен Александр Браверман — бывший гендиректор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (c августа 2008 года).

Согласно отчету Счетной палаты, с которым ознакомились СМИ, расходы на содержание агентства в первом полугодии 2015 года составили 237,4 млн рублей. Наибольший объем использованных средств — 121,1 млн рублей, или 51% от общей суммы текущих расходов — составили затраты на оплату труда. В материалах аудиторов отмечается, что фактическая численность персонала на 1 июля 2015 года достигала 70 человек. Таким образом, средняя зарплата сотрудников компании к июлю составила 288 тыс. рублей в месяц.

Еще 29,4 млн рублей направлено на уплату страховых взносов за работников компании в государственные внебюджетные фонды — в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд России, в фонды обязательного медицинского страхования. В дополнение к этому агентством обеспечено добровольное медстрахование сотрудников и страхование жизни — расходы на эти цели в первом полугодии составили 650 тыс. рублей. 77,5 млн рублей направлено на административно-хозяйственные расходы, которые включают, в частности, содержание оргтехники, средства мобильной связи, помещений и служебного автотранспорта, затраты на служебные разъезды и командировки и пр.

Расходы на обеспечение деятельности АКГ (функционирование платежной, операционной, информационно-аналитической систем и пр.) составили 8,7 млн рублей. С момента основания по 1 июля 2015 года из выделенных АКГ 50 млрд рублей выданы 1644 гарантии малому и среднему бизнесу в объеме 8 млрд рублей (из них на сельское хозяйство предоставлено гарантий на сумму 2 млрд рублей). Из них на первое полугодие пришлось 6,6 млрд рублей, это лишь 10,5% от итогового планового показателя (63 млрд рублей; показатель установлен в Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года — утверждена Минэкономразвития ). Результативность работы агентства аудиторы оценили как «невысокую». Доходы АКГ от предоставления гарантий бизнесу составили в январе-июне 63,9 млн рублей.

На 1 июля 2015 года размер собственного капитала АКГ составил 54,6 млрд рублей — временно свободные денежные средства агентства размещены на банковских депозитах (на 1 июля 2015 года это 41,4 млрд рублей) и вложены в облигации федерального займа (12,8 млрд рублей). Доход по депозитам к 1 июля составил 3 млрд рублей, купонный доход по облигациям — 546,8 млн рублей, причем максимальная доходность, в частности, по облигациям составила в районе 9% годовых, а годовой уровень инфляции в июне 2015 года составил 15,3%, говорится в отчете аудиторов. Таким образом, отмечают они, «консервативная политика формирования портфеля ОФЗ не позволяет агентству оперативно реагировать на изменения на финансовых и фондовых рынках, что создает риски инфляционного обесценения вложенных средств».

Между тем только за последний месяц — уже с приходом Александра Бравермана — «Корпорация МСП» разместила семь тендеров: среди прочих заказ на 15,9 млн рублей предполагает приобретение для нужд компании десяти автомобилей с кузовом седан. Согласно документации закупок, в одном из этих автомобилей сиденья должны быть с тканевой обивкой, тогда как в девяти остальных — с кожаной обивкой и с отделкой салона вставками под дерево. Другой тендер на 13 млн рублей предполагает поставку электронно-вычислительной техники, еще порядка 3 млн рублей потратят на сайт организации.

Директор по персоналу аутсорсинговой компании «Интеркомп» Екатерина Овчинник привела данные Росстата, по которым среднемесячная номинальная зарплата работников в целом по экономике России в I квартале 2015 года составила 31,6 тыс. рублей, во II квартале — 34,7 тыс., в III квартале — 33 тыс. рублей.

— При этом в сентябре 2015 года, — напомнила Овчинник, — Россия впервые по размеру средней зарплаты граждан пропустила вперед Китай. Таким образом, Россию по этому показателю обогнала страна, экономический успех которой основывается на крайне дешевой рабочей силе. Средняя зарплата компаний в финансовой сфере выше, чем в целом по стране, — в 2014 году показатель составил 68,6 тыс. рублей.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал подчеркнул, что «Корпорация МСП» — «очень компактная по меркам государственных компаний структура, поэтому в ней высок процент управленческого персонала».

— При этом преимущественно речь идет о специалистах финансового рынка, компенсации которым на рынке являются одними из самых высоких, — говорит Сигал. — Но возможности для оптимизации с учетом сложной ситуации в экономике, безусловно, есть. К тому же работу корпорации вряд ли можно назвать успешной. Малый и средний бизнес очень сильно нуждается в поддержке, а объем средств для поддержки использован менее чем на 10%. При этом эффективность управления остатками свободных средств также вызывает очень много вопросов. Поэтому необходима и более активная работа с бизнесом, и повышение эффективности вложений свободных средств, для того чтобы обезопасить их от обесценивания.

В пресс-службе «Корпорации МСП» не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий». Источник в организации подчеркнул, что организация крайне рачительно обращается со своими ресурсами.

— Внутренние правила корпорации основаны на строгой экономии. В частности, все сотрудники корпорации при направлении в служебные командировки, вне зависимости от занимаемой должности, совершают полеты только в экономклассе, — заявил собеседник.

К осени в России должно быть создано Агентство жилищного развития, куда войдет Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС) и Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Гендиректор фонда АЛЕКСАНДР БРАВЕРМАН рассказал "Ъ", как кризис подтолкнул власти слить две структуры, и за счет чего в сентябре-октябре стабилизируется спрос на жилье.

— Зачем понадобилось объединять Фонд РЖС и АИЖК в одну структуру?

Этот вопрос назрел давно, кризисные явления в экономике ускорили процесс. У фонда есть земельный ресурс, но нет достаточных средств для подготовки необходимого количества участков инженерными сетями и всей необходимой инфраструктурой. У АИЖК, с которым мы с самого начала работаем в тесной связке, напротив, есть финансовые ресурсы. Это стало одной из главных причин создания нового института развития в жилищной сфере. По сути, слияние должно дать синергетический эффект: новый институт развития, с одной стороны, займется подготовкой к застройке государственных земель, с другой — будет формировать ипотечные программы для стимулирования спроса. Возможно, что до конца текущей сессии депутаты Госдумы утвердят закон об объединении Фонда РЖС и АИЖК.

— Как именно кризис отразился на Фонде РЖС?

Несмотря на непростую конъюнктуру, фонд не является получателем средств из федерального бюджета. Все средства получаем от продажи участков, находящихся в федеральной собственности. Фонд все время своего существования (создан в 2008 году.— "Ъ") большую часть выручки направлял на выплату налогов и инфраструктуру. По данным Счетной палаты, которая регулярно нас проверяет, в 2010-2011 годах мы направили 41% выручки, который в те периоды составлял 4,54 млрд руб., на уплату налогов и обязательных выплат. Последние несколько лет на налоговые выплаты приходится примерно 52% всех денежных поступлений фонда. Кстати, Счетная палата не зафиксировала какие-либо финансовые нарушения в работе фонда.

При этом мы должны продавать подготовленную к застройке землю, что требует прямых затрат на инженерные сети и социальную инфраструктуру. Так, всего фондом принято решений по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой на сумму 4,66 млрд руб., что позволит обеспечить сетями свыше 80 участков, где предполагается строительство более 4 млн кв. м жилья. Из этой суммы фонд уже профинансировал 2,34 млрд руб. в виде платы за подключение этих земельных участков к сетям. Более того, относительно недавние законодательные поправки возложили на наш фонд обязанность вовлекать в оборот земли, государственная собственность на которые не разграничена. Это тоже существенные затраты. Но сейчас в силу кризисных явлений в экономике земля перестала нести свою адекватную стоимость.

— Какая в вашем случае адекватная стоимость земли?

Ровно такая, какую дает оценщик. Сейчас для нас проблема — сложившаяся модель поведения застройщика. Построив первую очередь жилого комплекса, он не может распродать все квартиры, поэтому не начинает строить вторую фазу. Более того, некоторые девелоперы пытаются средства, вырученные от продажи жилья, перевести в иные сферы бизнеса, либо положить на депозит в банк, зарабатывая какие-то проценты, либо использовать другие инструменты инвестирования.

Другая категория застройщиков сейчас вкладывает свободные средства в покупку зачастую дисконтированных участков. Они пополняют свой земельный банк с прицелом на будущее. На таких операциях они могут в будущем подзаработать. Но по условиям нашего фонда девелопер, получивший наш участок на аукционе, должен застроить его в четко оговоренные аукционной документацией сроки и в оговоренных объемах. Поэтому сейчас спрос на наши участки (даже с учетом того, что мы помогаем с подключением к сетям) не такой высокий. По нашим прогнозам, по итогам этого года спрос на площадки со стороны девелоперов увеличится всего на 6-8%.

— Но известны примеры, когда застройщиков не устраивает стартовая цена на некоторые площадки, выставляемые фондом. Почему вы не дисконтируете стоимость этих активов до адекватного уровня, если есть спрос?

По закону начальная цена земельных лотов определяется независимым оценщиком. В этой ситуации у нас нет возможности сделать ни шаг влево, ни шаг вправо. В начале июня мы собирали оценщиков и проводили совещание, где вырабатывались консолидированные рекомендации.

Например, мы изучаем возможность устанавливать стартовую цену на участки с учетом нижней и верхней границы стоимости, чего раньше не было. Также предлагается при определении цены продажи построенного жилья учитывать текущие рыночные предложения по скидкам и ипотечным продуктам. Это даст возможность гибче подходить к ценообразованию, что будет удобно и застройщику. Другая рекомендация — увеличить сроки экспозиции площадок. Скажем, от объявления земельного аукциона до его проведения мы устанавливали минимальный срок — месяц. Но за этот срок в текущей экономической ситуации девелоперы не успевают изучить все возможные варианты застройки участка и получить кредит.

— Повлияли ли курсовые колебания на рост себестоимости строительства?

Застройщики вынуждены были задуматься об импортозамещении отдельных материалов и оборудования. Это, конечно, повлияло на снижение себестоимости. Но изменение курса рубля, бесспорно, сказалось на контрактах, номинированных в валюте. С этой точки зрения на строительный комплекс оказано негативное влияние. Но большая часть стройматериалов производится внутри страны, поэтому никакого существенного повышения себестоимости не наблюдается. Более того, конкуренция, которая возникла из-за текущей ситуации на рынке, только способствует снижению себестоимости.

— Но курсовые колебания привели к снижению потребительского спроса.

Да, в целом по стране спрос упал в среднем на 20-25% — это то, с чем мы столкнулись. Но я думаю, что острая фаза кризиса пройдена и рынок восстанавливается. Потому что удалось сохранить ставки по ипотечному кредитованию на уровне 12% за счет субсидий государства. Понятно, что рынок не может одномоментно выйти из сложившейся ситуации.

— По вашим прогнозам, сколько для этого потребуется времени?

Возможно, к осени выйдем на устойчивые параметры спроса.

— Это произойдет, когда ипотека станет доступной для большого числа покупателей...

После того как власти приняли решение субсидировать ставки по ипотечным кредитам, их стоимость составила около 12% годовых, что в некоторых регионах ниже, чем до начала кризисных явлений в экономике в прошлом году. В ближайшие три года спрос на жилье прогнозируется на уровне 163 млн кв. м, из которых 130 млн кв. м — квартиры экономкласса.

— Все эти годы Фонд РЖС работал с иностранными компаниями — потенциальными участниками ваших земельных аукционов. Повлияла ли политическая нестабильность на их решение инвестировать в российскую недвижимость?

К сожалению, активность иностранных инвесторов на российском земельном рынке уменьшилась. Но это если мы говорим о строительстве жилья. Если российские девелоперы не особо хотят запускать новые стройки при отсутствии серьезного спроса на жилье на первичном рынке, что говорить о западных компаниях. С другой стороны, те иностранные инвесторы, которым нужны в России площадки под развитие торговых сетей или предприятий общественного питания, напротив, продолжают активные поиски.

В последнее время наблюдается интерес зарубежных компаний к участкам, где возможно строительство предприятий по производству стройматериалов, которые нужны не только для строительства квартир, но и для других секторов, где влияние кризиса оказалось незначительным. Понятно, что в текущей ситуации поменялись иностранные интересанты — если раньше большая часть компаний, рассматривающих наши участки, были из Европы, то сейчас из Турции и Китая.

— Фонд РЖС выделял участки не только под строительство жилья, но и под предприятия по производству стройматериалов и создание отдельных кластеров. Сохранится ли при новой структуре такая практика?

Безусловно. Более того, у нас есть подобные проекты, находящиеся на стадии проработки. Например, в Пушкине, входящем в Санкт-Петербург, предполагается создание агропромышленного парка, который должен решить вопрос с импортозамещением сельхозпродукции. В этом году планируется выставить на аукцион 360 га под будущий агропарк. Концепция его создания сейчас разрабатывается, после чего документ должна будет утвердить администрация региона. По сути, на наших площадках создаются кластеры, где открытие новых производственных мощностей синхронизируется со строительством жилья для работников.

— В прошлый кризис перед властями остро встал вопрос с моногородами, созданными еще в советское время. Не породят ли ваши кластеры в будущем такие же моногорода, где у населения минимальный выбор трудоустройства при максимальных рисках потерять работу?

При создании наших кластеров применяется совершенно другой подход. На наших участках не строится один большой завод, обеспечивающий работой все население в округе. В кластерах будет отраслевая диверсификация: такие производственные линии можно в случае кризиса перепрофилировать. Например, в Новосибирской области на землях Фонда РЖС созданы два предприятия — по производству конструкций из автоклавного газобетона и извести. Плюс там же в различной стадии реализации находятся сразу четыре проекта по созданию производств сухих строительных смесей и утеплителей из каменной ваты. Все эти материалы применяются при малоэтажном строительстве. При этом в радиусе логистической доступности от нового кластера Фонд РЖС выделил на аукционах застройщикам почти 870 га, где строится в общей сложности 2,9 млн кв. м. Еще 362 га планируется выставить на торги. То есть объемы нового строительства позволяют загрузить новые мощности по производству стройматериалов. К тому же кластеры — это не всегда моногорода, к которым мы привыкли. Так, в Димитровграде Ульяновской области создается ядерный инновационный кластер: в этом городе мы предоставили 76 га на аукционе, где застройщик должен реализовать жилье по фиксированной цене, в том числе для работников, участвующих в создании нового научного центра.

— Изначально была информация, что в новое агентство войдет и Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ. Почему теперь эта структура выпала из создаваемой конструкции?

Могу предположить, что это связано с тем, что у фонда есть срок существования: по закону он должен быть расформирован с 1 января 2018 года.

— Не связано ли слияние Фонда РЖС и АИЖК с необходимостью подтолкнуть реализацию госпрограммы "Жилье для российской семьи", которая может так же забуксовать, как ранее принимавшиеся аналогичные целевые программы?

Госпрограмма уже заработала. Регионы стали отбирать застройщиков по правилам программы, то есть с обязательством компаний строить жилье по фиксированным ценам. В рамках госпрограммы наш фонд предоставил девелоперам участки, где возможно построить около 1 млн кв. м. Регионы также стали выделять участки. Это уже привело к изменению некоторых локальных рынков, произошло определенное насыщение рынка. В таких регионах проблема возникала с дефицитом участков, подготовленных к застройке.

Например, в Тюмени, где на 98 га, предоставленных Фондом РЖС, строится сразу четыре микрорайона на 955 тыс. кв. м жилья, из них 820 тыс. кв. м уже введены в эксплуатацию. В Приморском крае на землях фонда реализуется 12 проектов: мы выделили в регионе более 750 га, где общая площадь проектируемого и строящегося жилья составляет 1,83 млн кв. м, из которых 1,42 млн кв. м — это экономкласс. Кроме того, сейчас готовим аукционы по предоставлению свыше 1,17 тыс. га в Волгоградской, Курской, Пензенской, Ростовской областях под строительство жилья экономкласса в рамках госпрограммы.

— Создавая Агентство жилищного развития, власти консолидируют в одних руках сразу три ресурса — финансы, земельные участки и источники подключения к инженерным сетям. Получается, государство монополизирует строительный рынок?

У меня встречный вопрос. Зачем это государству?

— Это рынок, где вращаются огромные деньги. Например, последние три года объем всех строительных работ по стране, по подсчетам Росстата, близок к 6 трлн руб.

Но любая стройка — это не только объемы выручки и прибыли, но и обязательства перед соинвесторами, если речь идет о строительстве жилья. Что касается создаваемого агентства, то оно не будет заниматься стройкой, а продолжит создавать условия для того, чтобы девелопер с минимальными издержками мог строить жилье на принадлежащих государству землях,— собственно, этим нашим фонд и занимался. Более того, сейчас на земельном рынке сформирована конкурентная среда: не только наш фонд предлагает застройщикам участки (а впоследствии это будет создаваемая новая структура), но и региональные власти. Банки также распродают площадки под застройку, доставшиеся им по дефолтным кредитам. Какая же это монополия?

Другое дело, что скорость реализации проектов на наших площадках вдвое выше, чем по другим участкам. Прежде всего из-за того, что мы обеспечиваем подключение к инженерным сетям. Например, средний срок реализации проектов от даты подписания договора аренды до ввода в эксплуатацию первой очереди застройки на участках, предоставленных Фондом РЖС, составляет 2,6 года, в то время как на других площадках — почти пять лет. Такая ситуация, наоборот, должна подстегнуть к конкуренции, так как в нашей стране есть и частные собственники земли, и даже крупные ленд-девелоперы, которым никто не мешает "упаковывать" свои участки инфраструктурой так, чтобы это было интересно потенциальным покупателям. Если государству было бы нужно, то власти давно бы подмяли под себя рынок жилья. Это можно было сделать еще при создании нашего фонда. Достаточно было наделить Фонд РЖС функциями инвестора-застройщика.

— Новое агентство еще не создано, но уже известно, что его возглавит Александр Плутник — бывший помощник вице-премьера Игоря Шувалова, экс-заместитель главы Минстроя, а сейчас гендиректор АИЖК. Почему именно господин Плутник рассматривается на новую должность, а не вы?

В новом институте развития, создаваемом на базе АИЖК и нашего фонда, будет доминировать финансовая составляющая. То есть в нынешних условиях ключевым фактором является не участок под застройку сам по себе (даже если он обеспечен всей необходимой инфраструктурой), а стимулирование спроса, за которым последует предложение. Я не являюсь специалистом в ипотечных ценных бумагах и в ипотечном кредитовании, поэтому не смогу давать квалифицированные указания на этот счет.

Кроме того, Александр (Плутник.— "Ъ") знает, как структурируется работа Фонда РЖС. Он работал с президентской комиссией по развитию рынка доступного жилья, которая в том числе вырабатывала предложения по созданию Фонда РЖС. А в последний год в качестве заместителя министра погрузился в работу АИЖК.

— Останетесь ли вы в новой структуре?

— Насколько достоверна информация, что вы можете возглавить новое агентство по содействию малому и среднему бизнесу?

Я не занимаюсь самоназначениями. Насколько я знаю, пока такого агентства нет. Сейчас при Минэкономики собрана группа экспертов, которая должна выработать механизмы поддержки малого и среднего бизнеса. Я являюсь рядовым членом этой группы. По мнению экспертов, если проблему с развитием малого и среднего бизнеса не решить в остаток нынешнего политического цикла, то перспективы российской экономики могут быть не самые лучшие. Например, в строительной отрасли, по разным оценкам, на долю малого и среднего бизнеса приходится 90% работ. Малому и среднему предпринимательству в этой отрасли по-прежнему не созданы оптимальные условия для работы.

— Какие это могут быть льготы?

Например, нужно допустить небольших застройщиков к подрядам, распределяемым по госзаказу, при этом в безусловном порядке должны быть обеспечены качество и безопасность строительства; сделать для небольших компаний доступным заемное финансирование. Должно быть "одно окно" поддержки таких предпринимателей. По большому счету это даже не совсем льготы, а инструменты, которые давно действуют в других странах.

Обсуждались вопросы реализации программ содействия развитию малого предпринимательства, в частности, программ поддержки малого бизнеса для лиц старшего возраста, людей с ограниченными возможностями, женского малого предпринимательства.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Александр Арнольдович, Вы возглавляете нашу основную компанию, которая содействует развитию малого и среднего бизнеса в стране. Компания уже достаточно давно присутствует на рынке. Тем не менее хотел бы, чтобы Вы доложили, какие новые программы по поддержке малого и среднего предпринимательства заработали у вас в последнее время.

А.Браверман: Одна из основных новых программ нацелена на людей старшего возраста. Она подразумевает обязательное переобучение, прежде всего связанное с теми продуктами, которые есть у корпорации, бизнес-навигатором, который два года назад, – это цифровой ресурс, который даёт возможность в кратчайшие сроки открыть или развить свой бизнес. Второе. Подготовлена линейка специальных продуктов как для компаний, где будет трудиться более 50% людей старшего возраста, так и для физических лиц, которые захотят открыть или развить свой бизнес в разных сферах, сервисных или высокотехнологичных. Третье. Мы сейчас разрабатываем в этой программе меры по упрощению доступа таких компаний к закупкам и ещё целый ряд мер. Кроме того, финансовая поддержка специальным образом тоже будет нацелена на этот сегмент.

Есть и программы, которые определённым образом продолжаются. Это программа женского предпринимательства, программа для людей с ограниченными возможностями – как специальная программа. Программа по сельхозкооперации, там 2,2 млн личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств производят товарную продукцию, которую вполне можно через специально созданные сети доводить до конечного потребителя. Это надо делать через сельхозкооперативы, доступ которых к кредитам и лизингу – это тоже специальный предмет нашей работы. Четыре региональные лизинговые компании – мы очень благодарны Правительству, что оно их учредило, выделило средства. Вот такие специальные программы. Мы будем их продолжать.

Программа по закупкам: мы в этом году выйдем на 3 трлн. Это не относится к специальной программе, но это важнейший рынок. К 2024 году эта программа должна содержать объём 4,2 трлн рублей.

Бизнес-навигатор, которым пользуются сейчас более чем 600 тысяч предпринимателей, 52% из которых показали рост выручки или численности, – это для нас тоже важнейший онлайновый ресурс, который мы собираемся в дальнейшем развивать. Надеемся, он станет базой для цифровой платформы в целом – не только развития малого и среднего бизнеса, но и интеграционной платформой.

Д.Медведев: Александр Арнольдович, Вы знаете, что поддержка малого бизнеса является одной из ключевых задач в нашей стране и всегда упоминается во всех программных документах – и в указе Президента №204 , который был принят 7 мая текущего года, и в других документах. Почему? Потому что мы исходим из того, что объём производства малого бизнеса в нашей стране, количество людей, вовлечённых в малый бизнес, всё-таки остаются недостаточными. Известны контрольные цифры: у нас малым бизнесом занимается 20% населения с небольшим. В большинстве развитых экономик эта цифра – где-то за 50%. Поэтому программы поддержки нам нужно будет обязательно продолжать. Это касается и общих программ, связанных с поддержкой малого предпринимательства в целом, возможности получения малыми предпринимателями кредитов по разумным ставкам. Это касается и отдельных целевых аудиторий.

Действительно, нужно работать и по направлению, связанному с поддержкой тех или иных групп населения. Причём делать это, естественно, разумно, с пониманием специфики жизни и потребностей той или иной категории граждан нашей страны. В этом контексте программы поддержки малого предпринимательства для лиц зрелого возраста, женского малого предпринимательства, я надеюсь, найдут свою аудиторию. Так что прошу этими программами заниматься и в дальнейшем и уделять им должное внимание.

Анатолий Браверман занимает пост первого заместителя генерального директора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).

Родился 5 августа 1985 года в Москве. Отец, Александр Арнольдович, генеральный директор Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (в прошлом - Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства), мать - Швидко Инна Яковлевна, была консультантом в «Издательство «Экономика», ТОО «КоМаркт Лтд.».

Образование

В 2006-м экстерном окончил The London School of Economics and Political Science (LSE) по специальности «экономика и менеджмент», а в 2007-м - Высшую школу экономики в Москве.

В 2009-м проходил индивидуальные профессиональные 72-часовые курсы в Российском государственном университете (РГУ) нефти и газа имени И. М. Губкина.

Трудовая деятельность

С октября 2006-го по февраль 2010-го работал в «ЛУКОЙЛе», начинал аналитиком, затем стал ведущим и, наконец старшим аналитиком.

В 2010-м перешел в «Газпром нефть», где проработал до сентября 2011 года. Сначала занимал должность начальника управления инвестиционного анализа, затем - замначальника департамента развития и приобретения активов.

Осенью 2011-го пришел в Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) на пост вице-президента, вошел в состав правления. Позднее стал директором, на данный момент является первым заместителем гендиректора фонда.

— Александр Арнольдович, если говорить в целом, о каких объемах поддержки малого и среднего предпринимательства сейчас идет речь?
— Национальная гарантийная система по прошлому году обеспечила кредитно-гарантийную поддержку в размере 233,8 млрд руб. по финальной ставке на 3% ниже рыночной.

В этом году мы ожидаем этот показатель в размере примерно 260 - 270 млрд рублей.

И накопительным итогом за три года будет более, чем 650 млрд рублей.

— Могли бы вы обозначить итоги работы Корпорации МСП по кредитной программе с итоговой ставкой 6,5% для малого бизнеса?
— Говоря о программе с итоговой ставкой 6,5%, сразу хочу как выходец из науки обозначить авторство: это была идея . По этой программе сейчас выдано более 27 млрд рублей.

Еще есть 805 млн рублей неизрасходованных. Это деньги наши и .

Я думаю, мы на 63 млрд рублей совместно с Минэкономразвития в этом году всё выдадим.

— Каковы основные акценты в работе Корпорации МСП?
— Мы поддерживаем стартапы, мы поддерживаем «газели», и мы поддерживаем инвестиционный лифт, который консолидирует поддержку институтов развития.

— В чем особенности работы по стартапам?
— Сумма, которую мы выделили на поддержку стартапов в виде гарантий - 2,15 млрд рублей, которые позволили привлечь кредитов более чем на 4,5 млрд рублей.

Сумма в масштабах страны небольшая - давайте будем откровенны.

В следующем году мы собираемся фокус переориентировать. Это будет совершенно другая сумма.

— Каковы особенности получения проектами кредитов по направлению инвестлифтов?
— Было выдано по 17 проектам 27 млрд рублей. Инвестиционный лифт включает в себя , корпорацию, и РЭЦ. И вот консолидация этих усилий позволяет выдать кредит на крайне выгодных условиях.

Речь идет об ограниченной номенклатуре отраслей — о высокотехнологичных отраслях.

В результате кредиты выдаются на условиях ниже рыночных, и общие же усилия позволяют выводить продукцию на экспорт. В пайплайне у нас находится примерно на 30 млрд рублей еще проектов.

— И третье направление, о котором вы говорили - это «газели»...
— Во-первых мы дали дефиницию определение «газелям». Мы работаем здесь самым плотным образом с целым рядом компаний. Это и , и Фонд развития промышленности, и другие.

И мы дали определение рабочей группой что мы понимаем под «газелью» - это компания возрастом не менее 3 лет, демонстрирующая в течение трех лет рост выручки на 20% ежегодно.

У нас 415 проектов, которые в рассмотрении. Из них первая очередь - 27. Мы их структурировали по видам поддержки. И будем этим заниматься. Это три прорывных направления.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то