Фандрайзинг как инновационная технология социальной деятельности платонова. Азы фандрайзинга для нко. Решение некоторых социальных проблем методами пр

Под «фандрайзингом» понимается деятельность, которая направлена на привлечение и аккумулирование средств из различных источников. Фандрайзинг представляет собой специально организованный процесс сбора пожертвований для благотворительных организаций или для обеспечения социальных программ. Эту деятельность можно рассматривать как творчество, ведь среди огромного числа проектов приходится выбирать наиболее значимые, поэтому, чем оригинальнее обращение за помощью, тем больше шансов на получение материальной поддержки.

Существуют следующие основные виды фандрайзинга.

Проектный фандрайзинг имеет задачей привлечение средств на реализацию конкретного проекта. Такой вид привлечения финансов является наиболее удобным для НКО или организации культуры и для финансирующей стороны. Это можно объяснить наличием четких целей использования средств, низкими расходами на фандрайзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта.

Оперативный фандрайзинг подразумевает привлечение средств на покрытие текущих расходов. Это менее эффективная форма привлечения средств, так как они не имеют целенаправленного назначения и аккумулируются в текущем бюджете организации. Деньги могут пойти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, в результате чего заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании снижается.

Фандрайзинг практикуется в основном некоммерческими организациями, которые заинтересованы в донорах, спонсорах и благотворителях. Такое финансовое сотрудничество некоммерческого сектора и бизнеса широко распространено при решении проблем в социальной сфере, науке, образовании, культуре.

Фандрайзинг в социальной сфере направлен на оказание помощи незащищенным группам населения, малоимущим, пенсионерам, ветеранам и т.д. Это наиболее традиционная сфера спонсорской поддержки, которая осуществляется чаще всего соответствующими общественными и государственными организациями и фондами, имеющими правовые, финансовые и экономические льготы.

Фандрайзинг в науке открывает возможность для вхождения фирмы в среду разработок новых технологий, перспективных теорий. Фирма повышает свои шансы оказаться впереди конкурентов в научно-техником прогрессе. Кроме того, устанавливаются хорошие связи с квалифицированными экспертами в различных областях.

Фандрайзинг в образовании обращен на начальную, среднюю и высшую школы. Для спонсоров эта сфера обладает своими привлекательными чертами. Создается имидж заботы о подрастающем поколении, устанавливаются связи с молодыми перспективными специалистами.

Фандрайзинг в культуре направлен на поддержку в области изобразительного и музыкального искусства, литературы, театров, кино, музеев, библиотек. Бизнесменов привлекают в этой сфере не только широкие возможности для рекламы, но и формирование репутации фирмы в культурной среде, которая дает максимальный «выход на общество». Для зарубежных спонсоров это отличный способ прорваться на международный рынок, показав тем самым свой интерес к культуре данной страны. Таким образом, поддерживаются человеческие ценности и творчество.

Спонсоров также привлекают такие сферы, как здравоохранение, медицина, экология. В настоящее время эти области человеческой деятельности переживают экономический и социальный бум, им придают особое значение государство и общество.

В последнее время для проведения фандрайзинговой кампании привлекаются специально обученные люди, менеджеры по фандрайзингу, или даже целые фандрайзинговые агентства на договорной основе. Чтобы привлечь достаточное для решения поставленных задач средства, специалисты по фандрайзингу - фандрайзеры - устанавливают множество контактов, проводят многочисленные беседы.

Технология фандрайзинга должна опираться на общую стратегию конкретной фирмы, к которой обращается фандрайзер.

Этапы фандрайзинга примерно следующие:

1. Планирование - разработка содержательной программы, определение расходов, выбор видов фандрайзинга;

2. Реализация - выбор методов проведения, установление ответственности за проведение, выделение средств;

3. Контроль за ходом фандрайзинга, корректировка планов с учетом произошедших изменений;

4. Анализ - оценка результатов, определение эффективности.

Фандрайзинг широко практикуются для подготовки и проведения специальных мероприятий, таких как балы, званые вечера, конкурсы, марафоны, аукционы, презентации, конференции, обеды. Во время их подготовки и проведения привлекается внимание потенциальных доноров и одновременно собираются необходимые средства. Во время такого мероприятия важно отметить каждого из прибывших гостей, если необходимо, выделить конкретного гостя из остальной публики.

В заключении следует отметить, что фандрайзинг - не выпрашивание денег, а спланированная работа, которая направлена на получение пожертвований, сделанных осознанно. Сущность фандрайзинга - установление партнерских отношений, переход к стратегии сотрудничества с людьми и организациями, которые могут оказать материальную поддержку.


В контексте социальной работы фандрайзинг - это деятельность по поиску и сбору средств на осуществление как социально значимых программ, так и для организационной поддержки НКО (некоммерческие организации) или другого субъекта социально значимой деятельности.
Часто эту деятельность ограничивают только обращением за помощыо в различные фонды и негосударственные организации для получения гранта, но это не совсем верно. Грант - безвозмездная целевая субсидия, предоставляемая на конкурсной основе организации, инициативной группе или индивидуальному лицу для реализации заявленного проекта в той или иной сфере деятельности. Однако западная помощь с каждым годом сокращается, Это побуждает НКО активнее осваивать местный «рынок» ресурсов.
У фандрайзинга есть несколько базовых направлений:
Внешние (собственно фандрайзинг):
  1. . Гранты международных благотворительных организаций и фондов. Получить грант непросто, поскольку конкуренция очень велика. В последнее время фонды часто практикуют финансирование совместных проектов российских и зарубежных НКО, и в этом случае шансы повышаются у организаций, имеющих партнеров за рубежом.
  1. Средства из местного бюджета. Этот тяжелый способ добывания денег пока не может быть регулярным, но иногда он себя оправдывает. Чаще всего это происходит, когда администрация (или другая госструктура, например комитет по образованию) сама заинтересована в проводимом некоммерческой организацией мероприятии, Но даже в этом случае в бюджете не всегда окажутся на это деньги. В таком случае реальней получить средства «натурой» (например, в виде зачета стоимости энергообеспечения или телефонной связи офиса, выделения транспорта для обслуживания мероприятия и т. п.).
  2. Средства из иных фондов. Такие фонды бывают как внебюджетные, так и включенные в бюджет, действуют на разных уровнях и управляются разными структурами - комитетами охраны природы, администрацией региона или правлением фонда. Здесь некоммерческой организации финансирование получить реальнее, чем из бюджета, поскольку деньги фонда - целевые. Так, могут оказаться доступными средства на программу экологического воспитания и образования, издание методической литературы, некоторые практические мероприятия.
  3. Участие в государственных (или региональных) целевых программах. Например, программа по поддержке молодежи может профинансировать проведение экологических занятий со школьниками или же мероприятия природоохранного характера, в которых примет участие молодежь; в программу по поддержке малого предпринимательства может хорошо «вписаться» экологически ориентированное производство или земледелие. Такими программами управляют соответствующие ведомства, а на местах создаются специальные фонды. Сведения о них можно получить у местной администрации.
  4. Обращения в коммерческие компании, банки. Многие из них начинают финансировать благотворительные программы и мероприятия. Здесь можно рассчитывать как на получение целевого пожертвования, так и на спонсорские средства. Последние отличаются от пожертвований

тем, что спонсор получает определенную коммерческую выгоду от взаимодействия с вашей организацией. Нужно учесть, что компании бывает легче предоставить свои товары (бесплатно или с ощутимой скидкой) или оплатить какие-то счета, чем выделить деньги.

  1. Сбор пожертвований. Реализуется различными способами - с помощью адресных обращений (как к частным лицам, так и к организациям), во время специальных мероприятий, в своем офисе («копилка» для сбора средств с помещенной на ней информацией о том, на что они пойдут) и т. д.
Внутренние (самофинансирование)
  1. Членские взносы. Путь не новый, но в нынешней экономической ситуации взносы не могут быть большими, а потому достаточного финансирования не предоставит.
  2. Проведение благотворительных мероприятий. Это могут быть концерты и марафоны, лотереи, распродажа товаров или атрибутики (значков, плакатов, наклеек, маек и прочего) с символикой НК.О, если она хорошо известна в данной местности или в данный момент, и т. п.
  3. Зарабатывание. Для этого может быть развернуто социально или экологически ориентированное производство; оказание различного рода платных услуг (обеспечение информацией, проведение обучающих семинаров); выполнение договорных работ (например, исследовательских).
Как видим, путей и способов найти необходимые ресурсы немало. Основное - это знать методику поиска источников дополнительного финансирования и уметь применять эти знания в конкретной жизненной ситуации.
Процесс поиска внебюджетных средств из благотворительных или других источни ков - это новый для России и специфический вид деятельности, который, безусловно, требует определенных знаний и компетентности.
Несколько базовых правил фандрайзинга
Никогда не рассчитывайте только на один источник средств, каким бы надежным он ни казался.

Вероятность получить деньги увеличится, если вы будете просить их не на поддержку своей организации, а на выполнение конкретного проекта, приносящего очевидную пользу обществу. И только какая-то часть полученных средств может быть направлена на развитие самой организации.,
В последнее время фонды часто практикуют финансирование совместных проектов российских и зарубежных организаций, и в этом случае шансы повышаются у организаций, имеющих партнеров за рубежом, также есть фонды, предпочитающие частичное финансирование полному, поэтому будьте внимательны к приоритетам и условиям фонда.
При разработке стратегии сбора средств очень важно реалистично оценить, к каким источникам финансирования обращаться в том или ином случае и как подать свой проект в наиболее адекватной для конкретного донора форме.
Чтобы процесс фандрайзинга был успешным, необходимо работать не только с самыми различными источниками средств, но и вести эту работу постоянно.
Чем лучше будет подготовлена кампания по сбору средств, чем продуманнее обращение за помощью, тем выше шансы эту помощь получить. Такие кампании точно так же нуждаются в планировании, как и вся деятельность НКО, социальных сервисов и других субъектов социальной работы.
С него начать?
Приступая к планированию и осуществлению кампании по сбору средств, необходимо, прежде всего, четко и ясно понимать, что собой представляет ваша организация, в чем состоит ее миссия, - ведь это первое, что будет интересовать людей, которых вы собираетесь убедить профинансировать ваш проект или сделать пожертвование на нужды вашей НКО. И, конечно, речь зайдет о ее целях и задачах.

Планируя фандрайзйнговую кампанию, приходится постоянно обращаться к сбору и анализу информации, задавать себе вопросы и искать на них-ответы.
Вопрос номер один - можно ли заменить одни ресурсы (или их часть) другими? Например, если необходимо отпечатать к намеченному мероприятию листовки, то лучше начинать не с поиска денег. Возможно, стоит обратиться к владельцу типографии с просьбой оказать помощь и отпечатать листовки бесплатно или хотя бы со скидкой; и вполне вероятно, что вам удастся убедить его вам помочь. Или другой пример: если, скажем, не хватает рабочих рук, то не проще ли будет привлечь добровольцев, чем найти средства на зарплату для новых сотрудников и на налоги? А может быть, лучше в каком-то случае найти партнера - другую НКО - и разделить расходы?


КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ КАЗАХСТАНА

Учебно-методическое обеспечение

Специальности 050905 «Социальная работа»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"фандрайзинг в СОЦИАЛЬНой РАБОТе "

специальность - 050905 «Социальная работа»

Вице-Президент Ассоциации социальных работников Казахстана,

Член национальной ассоциации психологов Казахстана,

Член Всероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги

кандидат философских наук,

доцент философии, профессор КазАТиСО

Галина Геннадьевна Судакова

Рецензенты:

Доктор социологических наук, профессор социологии

Мансия Сапаргалиевна Садырова

Доктор социологических наук, профессор КазНУ им. Аль-Фараби

Кожамкулова Ляззат Тулегеновна

Фандрайзинг в социальной работе. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов специальности 050905 «Социальная работа», специализация «Практический психолог». Г. Алматы, 2006 – 14 с.

Учебный курс «Фандрайзинг в социальной работе» для студентов специальности 050905 «Социальная работа» в рамках вузовского компонента Государственного стандарта по высшему профессиональному образованию по указанной специальности, утвержденного МОН РК.

В учебно-методических материалах при разработке основных тематических и содержательных позиций использован опыт практического поля фандрайзинга в социальной работе в Казахстане в контексте внедрения социальных проектов с уязвимыми группами населения, проводимых автором в сотрудничестве с Департаментом социальных программ г. Алматы, Министерством труда и социальной зашиты РК, при поддержке Корпуса Мира, ПрООН, посольств США, Германии, Японии, Нидерландов.

Теоретическими основаниями базовой проблематики курса послужили современные аналитические исследования в сфере менеджмента и экономики социальной работы, проводимые ведущими научно-исследовательскими центрами ближнего и дальнего зарубежья.

Казахская Академия труда

и социальных отношений, 2006

Краткое описание содержания курса:

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном казахстанском обществе, вызывают насущную необходимость изучения теоретических и практических вопросов организации, управления и администрирования в условиях рыночной экономики, одним из действенных факторов которой является фандрайзинг. Особое значение приобретает он и в социальной сфере в силу её многообразных связей фактически со всеми сторонами жизни общества.

Целью и задачами курса “ Фандрайзинг в социальной работе ” является рассмотрение культурных и социальных истоков поиска инвесторов в социальной работе в сравнении с зарубежным опытом; история развития фандрайзинга на протяжении существования суверенного Казахстана; теоретические и методологические вопросы изучения возможностей гуманитарной, благотворительной и предпринимательской деятельности в отечественных и зарубежных исследованиях; определение специфики условий формирования и эволюции казахстанской модели фандрайзинга в социальной работе; анализ современных отечественных и международных бизнес-структур ; типизация основных категорий предпринимателей, их ценностные ориентации и социально-психологические особенности; культура фандрайзинговой деятельности, основные формы её функционирования в казахстанском обществе.

Обучающий фактор: Контактные часы проводятся в классическом формате: лекции, семинары и в интерактивном формате: дискуссии, деловые игры , ролевые тренинги, «кейс-стади», видео-класс, супервизии. СРСП проходят в форме индивидуальных консультаций, консультаций в малых группах, а также в креативном групповом формате (1 из указанных далее видов в процессе изучения курса в рамках СРС – СРСП) – в форме семинаров, интеллектуальных и ролевых игр, кейс-стади, видеоаналитических тренингов, познавательных викторин и научных конференций. Для самостоятельного изучения студентам предлагаются вопросы, требующие дополнительной углубленной работы. Именно эти вопросы изучаются в процессе самостоятельной работы студента – СРС.

Политика курса

Ответственность студентов и требования

Ресурс организационных требований включает в себя креативный и исполнительский форматы.

В креативном формате от студента ожидается качественное выполнение заданий, полученных в процессе аудиторных занятий при максимуме самостоятельности, последовательно, в полном объеме и творчески. Важны показатели степени включенности студента в поисковые уровни доступа к рекомендуемым источникам (или студент ограничивается литературой библиотеки КазАТиСО, или он работает в фондах научных библиотек Алматы с более широким спектром профессиональной литературы). Особое место занимает качество его выступлений на коллоквиумах , диспутах, семинарах.

Исполнительский формат включает в себя ожидания в отношении сроков предоставления самостоятельных работ, и организационной дисциплины на занятиях: пропуски без уважительной причины крайне нежелательны и не полезны. Не позитивны пропуски. Корпоративные этические требования к студенческой группе направлены на развитие личности каждого студента и всей группы в целом. Коммуникативные помехи, вызываемые фактором отвлечения внимания на факт опоздания, разговора по мобильному телефону наносят ущерб целостности всего занятия. Поэтому сотовые телефоны переводятся в беззвуковой режим для фиксации поступающих звонков и sms. Просмотр полученной информации – только после окончания занятия. Приветствуются все вопросы, обращения, пожелания и инициативы, направленные на учебные цели и личностный профессиональный рост студента.


Контроль сроков выполнения заданий, качества работы, спектр поисковой работы с библиографическим массивом ведется преподавателем в демократическом режиме без жесткого авторитарного давления и напоминаний. Работы, не выполненные в срок, не засчитываются в общий рейтинг. Сам студент должен быть заинтересован в своем личном рейтинге и следить за сроками и качеством представляемых к проверке работ.

В целях овладения приемами и техниками современных интерактивных методов работы в группе каждому студенту желательно иметь «Рабочий комплект модератора». В него входят фломастеры, маркеры, тест-маркеры, скотч, канцелярские ножницы, флиппчарты, линейка, папка на 30 файлов.

Обязательно наличие ручки и тетради.

Процедура оценки:

Рейтинговые баллы набираются в процессе работы в семестре и включают в себя оценивание всех видов деятельности студента в креативном и исполнительском форматах. Подробная рейтинговая сетка группы разрабатывается корпоративно: преподаватель обсуждает со студентами приоритетные и дополнительные виды работ и из рейтинговый ценз. В группе из числа студентов выбирается супевайзер, который, под руководством преподавателя, ведет рейтинговые карты исполнительского формата и фиксирует уровень исполнительского рейтинга студентов. Качественные показатели в рейтинговом формате оценивает только преподаватель. Ежемесячно подводятся итоги рейтингового статуса. Студенты, пропустившие занятие, в течение последующей недели берут у преподавателя индивидуальное задание и восполняют пропуск. Копирование текстов лекций у коллег по обучению не рекомендуется. Тема восстанавливается на основе самостоятельной работы с рекомендованной преподавателем литературой.

Тема 1. Социальная природа

фандрайзинговой деятельности

Понятие и сущность фандрайзинга с позиций социологии и менеджмента. Две формы деловой активности (предпринимательство и менеджмент): их сходство и различия. Социальные агенты двух видов деловой активности. Основные трактовки и концепции предпринимательской деятельности (Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Б. Карлоф,). Основные признаки предпринимательской деятельности и их различия в деловом мире Запада и Востока. Международные доноры и инвесторы в РК. Миссия и сферы ивестирования. Субъекты инвестирования. Роль НПО в фандрайзинговой деятельности.

Тема 2. Социально-коммуникационная основа фандрайзинга

Социальные коммуникации как основа общения и делового взаимодействия. Семантическая природа социальных коммуникаций в сфере фандрайзинга. Невербальные средства коммуникаций. Основные способы вербальной коммуникации в сфере фандрайзинга. Невербальные средства коммуникации в управленческой среде и предпринимательстве. Роль и место навыков социального проектирования в фандрайзинговых технологиях в СР.

Тема 3. Общение и деловое взаимодействие как социальные виды деятельности в сфере фандрайзинга в СР

Социологические аспекты общения и делового взаимодействия в управленческой среде и деловом мире. Основные характеристики процесса общения (целенаправленность, нормативность, результативность). Критерии результативности общения в сфере управления. Деловые переговоры как основная форма взаимодействия и общения в сфере фандрайзинга в СР.

Тема 4. Этносоциальная природа

фандрайзинга в социальной работе

Менталитет как этносоциальная основа национальной модели экономического поведения людей. Пассионарная теория образования этносов и ее значение для объяснения и понимания “духа предпринимательства и деловой активности”. Концепция конвергенции как вероятная модель развития мирового сообщества (Дж. Гэлбрэйт, Э. Фурастье). Коэволюционная теория развития человечества (). Ноосферная концепция развития общества (В. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден).

Тема 5. Исторические пути развития европейско-американского и казахстанского обществ: точки пересечения в фандрайзинговой деятельности

Индивидуализация личности – историческая линия развития западного общества. Особый путь американского общества как воплощение идей и духа протестантизма. Государство и личность. Различие ценностных ориентаций в европейско-американском и российском обществах и их влияние на деловую активность социальных субъектов.

Тема 6. Современное состояние казахстанского предпринимательства и формирование системы современного казахстанского фандрайзинга в сфере социальной работы

Особенности современного казахстанского предпринимательства и менеджмента в сфере социальной работы. Современная структура казахстанского предпринимательства и менеджмента. Общественное мнение о новых казахстанских предпринимателях. Основные черты современного предпринимательства по результатам социологических исследований . Основные ценностные ориентации современных казахстанских предпринимателей. Социальная база формирования и пополнения нового казахстанского предпринимательства.

Тема 7. Предпринимательство и фандрайзинг в СР

Основные казахстанские центры и учебные заведения по подготовке в сфере фандрайзинга в социальной работе: желаемое и действительное. Роль и миссия международных организаций на фандрайзинговой поле социальной работы в РК. Роль и миссия неправительственных общественных на фандрайзинговой поле социальной работы в РК. НПО и фандрайзинг в практическом поле социальной работы в РК.

Тема 8. Социальное проектирование и фандрайзинг

Приоритетные направления международного инвестирования в социальной работе. Зарубежное образование по направлениям социальной работы и грантовая поддержка. Отечественная грантовая поддержка и фандрайзинг в СР. Бизнес-структуры РК и фандрайзинговые технологии СР. Фандрайзинговые проекты в сфере ювенальной юстиции. Фандрайзинговые проект в сфере социального сиротства. Фандрайзинговые проекты в сфере гендерологии и феминологии

Тема 9. Фандрайзинговый ресурс государственных правительственных организаций в РК

Фандрайзинговая деятельность в сфере геронтологии. Фандрайзинговая деятельность в сфере социальной работы с детьми-инвалидами. Фандрайзинговая деятельность и религиозные миссии в РК. Фандрайзинговая деятельность в сфере гражданского образования. Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с военнослужащими. Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с трудовыми мигрантами. Фандрайзинговые проекты в сфере этнической конфликтологии.

Тема 10. Фандрайзинговый ресурс

международных общественных организаций в РК

Фандрайзинговое проектирование в сфере социальной работы с безработными . Фандрайзинг в области социального проектирования по проблематики лиц без определенного места жительства. Фандрайзинг в социальной медицине. Фандрайзинговая обеспеченность социальной работы с осужденными. Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с наркозависимыми. Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с алкогольнозависимыми Фандрайзинг в социальной терапии игромании

Тема 11. Фандрайзинговый ресурс международных дипломатических представительств в РК

Фандрайзинговое проектирование в сфере социальной работы с безработными. Фандрайзинг в области социального проектирования по проблематики лиц без определенного места жительства. Фандрайзинг в социальной медицине. Фандрайзинговая обеспеченность социальной работы с осужденными. Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с наркозависимыми. Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с алкогольнозависимыми. Фандрайзинг в социальной терапии игромании.

Перспективы развития фандрайзинга в социальной работе в РК. Фандрайзинговые проекты в сфере ювенальной юстиции. Фандрайзинговые проект в сфере социального сиротства. Фандрайзинговые проекты в сфере гендерологии и феминологии.

Практический интерактивный модуль

Формы практических занятий СРС и СРСП представлены в интерактивном и креативном форматах,:

семинары, брейн-ринги, презентационные тренинги, ролевые игры, видео-класс, социальное проектирование.

Базовая подготовка – индивидуальная работа с источниками в библиотеке, читальном зале, с электронными ресурсами.

Методические указания по подготовке СРС

Уважаемые студенты, вам следует выбрать по своему желанию и в соответствии с вашим познавательным интересом один из тематических проблемных вопросов, предложенных в пункте «Вопросы для подготовки СРС» и подготовить его в формате авторской творческой работы.

Первая часть "Базовое содержание темы" – это подробное изложение выбранной вами темы на основе подобранного вместе с тьютором источника (учебник, журнал, монография, нормативный акт , справочник, этический кодекс).

Текст набирается на компьютере, через 1 интервал шрифтом "Times new Romans", кегль 14. Поля: левое - 3см, верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1 см.

Объем задания по первой части на 1 СРС (по часовому объему кратно 3 часам работы студента) включает примерно 3 "разворота" источника – то есть 6 страниц из базового текста источника (учебника, монографии, научной статьи из журнала), набранного согласно указанным выше требованиям. Учебные цели по первой части работы направлены на формирование у вас элементарных навыков скоропечатания на компьютере, на развитие навыков аналитического чтения и аналитического мышления. Не прибегайте к сканеру. Этим вы не разовьете в себе тех качеств, которые обязательны на современном рынке труда. Сканер не актуален на данном этапе вашего обучения.

Уважаемые студенты, обратите внимание на то, что при написании первой части СРС подстрочные сноски обязательны. Научитесь оформлять сноску через услугу компьютера. Только в таком виде (со сносками!) будет приниматься ваша работа.

Вторая часть – креативная творческая часть: формирование тематических и прямых вопросов.

Вы самостоятельно формулируете к уже набранному тексту пять вопросов тематических. Тематический вопрос не предполагает вопросительного знака в конце предложения. Это вопрос-тема, вопрос-проблема. Его аналог вы видели неоднократно в школьных учебниках как подпараграфы, в экзаменационных билетах как вопрос, требующий подробного, комплексного ответа. Сформулировав тематический (проблемный) вопрос вы даете на основе этого же набранного текста подробный ответ. Затем – вы формулируете прямые вопросы. Это вопрос с наличием вопросительного знака или предлагающий назвать имя, дату, дать определения понятия.


Третья часть – креативная творческая часть: тестовые вопросы .

Вы самостоятельно задаете к изученному и набранному тексту вопросы, и на каждый даете пять вариантов ответа, один из которых правильный. За основу Вы также берете материал данной темы в целом.

Тема, выбранная для авторской творческой работы, оформляется в виде письменной работы по стандартному образцу. Сначала – титульный лист. Затем – содержание работы. Далее – все составные части работы: Базовая часть (набранный материал с обязательными сносками на каждой странице), вторая кретивная творческая часть: тематические и прямые вопросы обязательно с ответами, третья креативная творческая часть: тестовые вопросы обязательно с ответами.

Одна из тем СРС готовится для презентации перед группой.

Для подготовки к успешной презентации Вам необходимо обеспечить наглядность и доступность предлагаемой для аудитории информации, заинтересовать аудиторию при своем выступлении: текст не читается, а передается в формате свободного рассказа. Обязательна "обратная связь" после выступления. Это мониторинг усвоения материала, который вы предложили своим коллегам по обучению. Именно в этой части вы проверите качество своих тестовых вопросов, прямых вопросов. Эти вопросы будут дополнять тот содержательный материал, который вы изложите перед группой через проблемные (тематические вопросы). Для обеспечения наглядности вам понадобятся Флиппчарты. Это современный, широко используемый в корпоративном обучении на бизнес-пространстве РК прием установления диалога с группой. Для всех специалистов в сфере коммуникативного поля обязательны навыки грамотного убедительного публичного выступления с применением современных приемов организационного и технического сопровождения. Именно эти навыки и отрабатываются в процессе СРСП презентационного формата. Презентация предполагает на только эффектность и убедительность вашего говорения, вашей вербальной культуры, но и вашу внешнюю, невербальную убедительность. Поэтому презентация предполагает соблюдение этических стандартов внутриофисного общения наряду со стандартами внутриофисной одежды и стиля. Оценка этих параметров будет производиться всей группой и тьютором курса. Презентация – это ответственное, интересное и полезное для вас мероприятие. Вы сможете увидеть и прочувствовать свои возможности в работе с людьми, понять, в чем вы более успешны, а с чем есть еще время поработать. На презентацию Вы можете пригласить свою "группу поддержки" – друзей, младших братьев, сестер, и, конечно, родителей. Им будет приятно и интересно посмотреть на Вас, на ваших сокурсников, познакомиться с тьютором и иметь собственное впечатление об учебном процессе, который вы успешно осваиваете. Самостоятельная работа студента – это самый важный этап в вашем личностном росте и приобретении вами настоящей профессиональной компетенции. Подробное консультирование по особенностям организации и проведения СРС вы получаете в процессе индивидуальных консультаций тьютора курса в формате занятий "СРСП" – самостоятельная работа с преподавателем.

Вопросы для самостоятельной работы студентов

Понятие и сущность фандрайзинга с социокультурных позиций. Основные трактовки и концепции предпринимательской деятельности (Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Б. Карлоф, Р. Рюттингер и др.). Две формы деловой активности: их сходство и различие. Социальные агенты двух видов деловой активности. Основные признаки предпринимательской деятельности и их различия в западном и восточном деловом мире. Особенности казахстанского фандрайзинга и менеджмента в социальной работе. Современная структура казахстанского фандрайзинга и предпринимательства в социальной работе. Общественное мнение казахстанцев о новых казахстанских предпринимателях. Основные положительные и отрицательные черты казахстанского предпринимательства и фандрайзинга по результатам современных социологических исследований. Социальная база формирования и пополнения казахстанского предпринимательства и фандрайзинга в социальной работе. Основные ценностные ориентации современных казахстанских предпринимателей. Ценностные ориентации и устремления молодого бизнеса Казахстана. Ценностные предпочтения зрелого бизнеса Казахстана. Менталитет как основа национальной модели социального и экономического поведения. Концепция конвергенции как вероятная модель развития мирового сообщества (Д. Гэлбрэйт,). Особенности исторического развития западного общества и магистральная линия индивидуализации личности. Особенности исторического пути Казахстана: государство и личность. Зарождение предпринимательской деятельности в Казахстане. Зарождение фандрайзинговой деятельности в Казахстане Акционерная деятельность в Казахстане. Государственная политика в отношении предпринимательства и фандрайзинга. Экономическая ситуация в Казахстане к началу ХХ века. Представительские организации казахстанского предпринимательства. Современная система подготовки предпринимательских и менеджерских кадров в Каазахстане. Основные казахстанские центры и учебные заведения по подготовке в сфере фандрайзинга в социальной работе. Роль и миссия международных организаций на фандрайзинговой поле социальной работы в РК Роль и миссия неправительственных общественных организаций на фандрайзинговой поле социальной работы в РК НПО и фандрайзинг в практическом поле социальной работы в РК Социальное проектирование и фандрайзинг Приоритетные направления международного инвестирования в социальной работе Зарубежное образование по направлениям социальной работы и грантовая поддержка Отечественная грантовая поддержка и фандрайзинг в СР. Бизнес-структуры РК и фандрайзинговые технологии СР. Фандрайзинговые проекты в сфере ювенальной юстиции Фандрайзинговые проект в сфере социального сиротства Фандрайзинговые проекты в сфере гендерологии и феминологии Фандрайзинговая деятельность в сфере геронтологии Фандрайзинговая деятельность в сфере социальной работы с детьми-инвалидами Фандрайзинговая деятельность и религиозные миссии в РК. Фандрайзинговая деятельность в сфере гражданского образования Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с военнослужащими. Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с трудовыми мигрантами. Фандрайзинговые проекты в сфере этнической конфликтологии Фандрайзинговое проектирование в сфере социальной работы с безработными Фандрайзинг в области социального проектирования по проблематики лиц без определенного места жительства Фандрайзинг в социальной медицине Фандрайзинговая обеспеченность социальной работы с осужденными Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с наркозависимыми Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с алкогольнозависимыми Фандрайзинг в социальной терапии игромании Фандрайзинговый ресурс международных дипломатических представительств в РК Фандрайзинговый ресурс международных общественных организаций в РК Фандрайзинговый ресурс государственных правительственных организаций в РК Преспективы развития фандрайзинга в социальной работе в РК

Вопросы к экзамену:

Понятие и сущность фандрайзинга с социокультурных позиций.

Основные трактовки и концепции предпринимательской деятельности (Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Б. Карлоф, Р. Рюттингер и др.).

Две формы деловой активности: их сходство и различие.

Социальные агенты двух видов деловой активности.

Основные признаки предпринимательской деятельности и их различия в западном и восточном деловом мире.

Особенности казахстанского фандрайзинга и менеджмента в социальной работе.

Современная структура казахстанского фандрайзинга и предпринимательства в социальной работе.

Общественное мнение казахстанцев о новых казахстанских предпринимателях.

Основные положительные и отрицательные черты казахстанского предпринимательства и фандрайзинга по результатам современных социологических исследований.

Социальная база формирования и пополнения казахстанского предпринимательства и фандрайзинга в социальной работе.

Основные ценностные ориентации современных казахстанских предпринимателей.

Ценностные ориентации и устремления молодого бизнеса Казахстана.

Ценностные предпочтения зрелого бизнеса Казахстана.

Менталитет как основа национальной модели социального и экономического поведения.

Концепция конвергенции как вероятная модель развития мирового сообщества (Д. Гэлбрэйт,).

Особенности исторического развития западного общества и магистральная линия индивидуализации личности.

Особенности исторического пути Казахстана: государство и личность.

Зарождение предпринимательской деятельности в Казахстане.

Зарождение фандрайзинговой деятельности в Казахстане

Акционерная деятельность в Казахстане.

Государственная политика в отношении предпринимательства и фандрайзинга.

Экономическая ситуация в Казахстане к началу ХХ века.

Представительские организации казахстанского предпринимательства.

Современная система подготовки предпринимательских и менеджерских кадров в Каазахстане.

Основные казахстанские центры и учебные заведения по подготовке в сфере фандрайзинга в социальной работе.

Роль и миссия международных организаций на фандрайзинговой поле социальной работы в РК

Роль и миссия неправительственных общественных на фандрайзинговой поле социальной работы в РК

НПО и фандрайзинг в практическом поле социальной работы в РК

Социальное проектирование и фандрайзинг

Приоритетные направления международного инвестирования в социальной работе

Зарубежное образование по направлениям социальной работы и грантовая поддержка

Отечественная грантовая поддержка и фандрайзинг в СР.

Бизнес-структуры РК и фандрайзинговые технологии СР.

Фандрайзинговые проекты в сфере ювенальной юстиции

Фандрайзинговые проект в сфере социального сиротства

Фандрайзинговые проекты в сфере гендерологии и феминологии

Фандрайзинговая деятельность в сфере геронтологии

Фандрайзинговая деятельность в сфере социальной работы с детьми-инвалидами

Фандрайзинговая деятельность и религиозные миссии в РК.

Фандрайзинговая деятельность в сфере гражданского образования

Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с военнослужащими.

Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с трудовыми мигрантами.

Фандрайзинговые проекты в сфере этнической конфликтологии

Фандрайзинговое проектирование в сфере социальной работы с безработными

Фандрайзинг в области социального проектирования по проблематики лиц без определенного места жительства

Фандрайзинг в социальной медицине

Фандрайзинговая обеспеченность социальной работы с осужденными

Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с наркозависимыми

Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с алкогольнозависимыми

Фандрайзинг в социальной терапии игромании

Фандрайзинговый ресурс международных дипломатических представительств в РК

Фандрайзинговый ресурс международных общественных организаций в РК

Фандрайзинговый ресурс государственных правительственных организаций в РК

Преспективы развития фандрайзинга в социальной работе в РК

Литература:

Булгаков хозяйства. – М.: Наука, 1991. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопр. экономики. – 1993. -№3. – С.44-53. и др. Социальный портрет предпринимателя (Минск, весна 1992г.)// Социол. исслед. 1992.№10. С.53-62. Заславская -слой российского общества: сущность, структура, статус// Социол. исслед. 1996. №3.С.3-12. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека . – М.: Наука, 1994. – 494с. Деловая стратегия: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991. – 239с. , Дунаевский предприниматели и старая культура // Социол. исслед. 1993. №5. С.64-69. , Бабаев предпринимательства и приватизации: политика и общественное мнение // Социол. исслед. 1993. №1. С.7-18. Поляков успеха в бизнесе. Практическое руководство для российского менеджера. – Новосибирск: фирма “ЭКОР”. – 1993. – 127с. Родионова ориентации управляющих приватизированных предприятий // Социол. исслед. 1994. №2. С.111-114. Культура предпринимательства (Пер. с нем.). – М.: ЭКОМ, 1992. – 240с. Смальков как особый вид деятельности // Социол. исслед. – 1994. №2. С.15-22. , О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // Социол. исслед. 1993. №1. С.24-30. Шепель книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). – М.: Финансы и статистика, 1992.– 240с. Плотинский социальных процессов: Учебное пособие для вузов высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Логос, 20:ил. ISBN 5 -94Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и.н., проф. , д. и.н., проф. . - М: ИНФРА - М, 20с. - (Серия "Высшее образование"). Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И Холостовой. - М: Юристъ, 1с. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. . - М.: Юристъ, 1с. Основы социальной работы: Учебник / Под. ред. . - М.: ИНФРА, 19с. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 20С. - (Серия "Высшее образование"). Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. . - М.: ИНФРА, 20с. Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования / . - М.: издательский центр "Академия", 20с. , Студенова социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 20с. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. . - Москва-Белгород: Луч - Центр социальных технологий, 19с. , Введение в социальную работу: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 20с Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под. ред. Ш. Рамон; Пер. с англ. Под. ред. . - М.: Аспект Пресс, 19Серия "Социальная работа в меняющемся мире"; Ред. серии Ш. Рамон). - (Программа "Высшее образование"). - ISBN -2. Холостова политика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 20с. - (Серия "Высшее образование"). Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. и. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 19с. ISBN -5. Патриотизм в ракурсе истории. Учебное пособие. –Алматы, «Санат», 1996 –224 стр. Насынбаев Взаимопонимание.-Алматы: Главная редакция «Казак Энцеклопедиясы». 2001.-544с. А. Насынбаев, М. Машон, Ж.Мурзалин, А.Тулигулов. « Эволюция политической системы Казахстана». В 2-х томах. Алматы: Главная редакция « Казак Энцеклопедиясы», 2001 г. 1 том, -352 с. Политические репрессии в Казахстане в гг. Сборник докумен./ Отв. Демтаева.-Алматы: Казахстан, 1998.- С-336-(Архив Президента РК.) Ронтмахин политика в России: Уроки 90-х – М.: Гелос АРВ, 200с. , Дунаев и социальное государство. Алматы, 2004

В настоящее время процессы модернизации социально­экономической
сферы в России актуализируют проблему привлечения спонсоров к
реализации социально­значимых проектов и программ.
Современный фандрайзинг в нашей стране начался в 90 годах и
развивался в самых неблагоприятных для создания национальных фондов
условиях.
Во многих западноевропейских странах и, особенно в США к деньгам и
к благотворительности относятся очень серьезно. Еще даже не до конца
обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги.
Объясняется это, в том числе, и тем, что в этих странах государство никогда
не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть проблем
решали только благотворительные организации, которые могли надеяться в
финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь спонсора,
организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же очень часто
мысль о том, где взять деньги на социальный проект, приходит последней.
Финансированием занимается в основном государственные организации.
Проблема изыскания средств для организации или на реализацию
конкретных социальных проектов в настоящее время является одной из
основных, однако ее нельзя назвать хорошо разработанной, осмысленной в
теории и технологии социальной работы.
Сбор средств - профессиональное занятие, которому надо учиться, эта
технология имеет свои тонкости. Это занятие требует полной отдачи сил и
изучение практических способов применения технологии фандрайзинга.
Специалист по социальной работе, да и любой другой профессионал, который
заинтересован в карьерном росте и реализации своих умственных
возможностей, должен иметь в своем «багаже знаний» такую технологию как

привлечение и сбор денежных средств для реализации социального проекта
или программы.
Фандрайзинг (fund­raising) - (сбор средств) целенаправленный
систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления
социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально
значимых институтов/
Любая организация должна обладать определенным набором средств,
чтобы эффективно привлекать ресурсы. Минимум оборудования офиса
необходим для того, чтобы начать систематическую работу (компьютер,
телефон, интернет­связь, факс и копир). Важно понимать также, кто отвечает
за всю фандрайзинговую работу, организует и координирует ее. Данному
специалисту необходимо знать основы менеджмента, пройти обучение на
курсах или тренингах по фандрайзингу. Далее в организации необходимы
фандрайзинговые материалы: различные буклеты, брошюры, годовые отчеты,
маркированные конверты с логотипом и адресом организации и прочее - то,
что можно выставлять во время проведения акций.

Лекция Фандра́йзинг в социальной работе

Фандра́йзинг , иногда фандре́йзинг (от англ. Fundraising ) - процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.

Сущность

Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим - чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы, третьим - чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности.

Большинство российских некоммерческих организаций живут по принципу: «Что с неба упало, то мое», т.е. не занимаются регулярным и продуманным сбором средств. В результате, денег у них либо не хватает, либо нет совсем.

Во многих западноевропейских странах и, особенно в США к деньгам и к благотворительности относятся очень серьезно. Еще даже не до конца обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги. Объясняется это, в том числе, и тем, что в этих странах государство никогда не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть проблем решали только благотворительные организации, которые могли надеяться в финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь спонсора, организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же очень часто мысль о том, где взять деньги на проект, приходит последней. Мы не привыкли думать о деньгах, мы привыкли их получать от государства.

По своей сути фандрайзинг мало чем отличается от поиска инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов обычно ищут под коммерческие проекты, «всерьез и надолго», для создания основных фондов, когда отдача от инвестиций предполагается спустя довольно длительное время. Целью инвестора является извлечение прибыли. Фандрайзинг же обычно связан обычно с поиском средств под некоммерческие проекты, которые в принципе не могут быть реализованы в коммерческом режиме и когда испытывается нехватка оборотных средств на реализацию проектов и программ - не на создание основных фондов, а на деятельность.

Задачи

Основными задачами фандрайзинга будут являться:

    сбор средств;

    приобретение новых партнеров и друзей организации;

    возможность открыто заявить о себе и информировать о своих целях.

Виды

Фандрайзинг может быть «внутренним» и «внешним» по способу осуществления.

    Внутренний фандрайзинг - это когда разработкой и реализацией поиска финансирования осуществляют сотрудники организации самостоятельно.

    Внешний фандрайзин г - это поиск финансирования, осуществленный посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так специализированные фандрайзинговые фирмы.

Методы

    Телефандрайзинг (telefundraising) - обращение к потенциальным донорам и благотворителям по телефону и по факсу.

    Почтовый фандрайзинг (mail fundraising) - обращение к потенциальным донорам и благотворителям по почте.

    Индивидуальный фандрайзинг (individual fundraising) - персональное обращение к донорам и благотворителям в личной беседе.

    Солофандрайзинг (solo fundraising) - приобретение поддержки.

    Событийный фандрайзинг (events fundraising) - проведение различных мероприятий (аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и т.д.)

Возможные источники привлечения ресурсов

    Компании;

    Частные лица;

  • Государственные органы.

Все эти источники могут выступать в качестве:

    Финансового спонсора;

    Спонсора на условиях бартера;

    Инвестора;

    Грантодающей организации;

    Мецената;

Разница между донорами, меценатами и спонсорами

Разница между донорами, меценатами и спонсорами состоит в следующем:

    Доноры - это организации, в миссии которых предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсном основании.

    Меценатство - это благотворительная помощь физических лиц на добровольном безвозвратном основании.

    Спонсорство - это конкретная помощь юридических и физических лиц на определенных условиях.

Все сущности, которые могут выступать источником привлечения ресурсов, можно называть «партнерами».

Фандрайзинговая стратегия

Важными аспектами фандрайзинговой стратегии являются следующие:

    Написание бизнес-плана проекта.

    Написание спонсорского предложения.

    Четкое определение целевой аудитории проекта для дальнейшего определения потенциальных спонсоров.

    Установление таких взаимоотношений с партнерами, которые удовлетворяют интересам обеих сторон.

    Правильное закрытие проекта (включает в себя работу с партнерами после окончания проекта для создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества).

Спонсорство

Важным аспектом составления спонсорского предложения является выделение определенных спонсорских пакетов с разными условиями сотрудничества и привилегиями - для генерального спонсора, эксклюзивного спонсора, медийного спонсора и т. д. Стоимость спонсорского пакета может достигать нескольких миллионов евро в зависимости от масштаба проекта, географии и целевой аудитории.

Фандрайзинг в СНГ

На территории СНГ фандрайзинг как термин не является широко распространённым. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с филантропией и социальными проектами, однако важно понимать, что помимо этого привлечение ресурсов для коммерческих проектов, поиск финансового спонсора, спонсора на условиях бартера, инвестора также является фандрайзингом.

Дайджест СМИ – Фандрайзинг

Страницы: 1 2 >>

ИА "Комиинформ" www.komiinform.ru

04.05.2009 | В Коми за три месяца этого года на счета частных клиентов в отделения Сбербанка России привлечено более 980 миллионов рублей

В Коми с начала этого года на счета частных вкладов Сбербанка России было привлечено более 980 миллионов рублей. Об этом журналистам на брифинге сообщила начальник Отдела вкладов и расчетов населения Елена Панченко. "Даже в современных тяжелых экономических условиях Сбербанк пересматривает линейку вкладов с целью ее оптимизации и максимального получения доходов клиентами банка", – отметила Елена Панченко.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то