Скачать презентацию на тему зачем творить добро. Открытый урок по курсу ОРК и СЭ. Модуль «Основы православной культуры». Тема: «Зачем творить добро?». (4 класс). Учитель Торохова Е. В. Деятельность обучающихся с указанием форм организации

2014


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Модуль «Основы православной культуры»

Предмет : основы православной культуры, урок постановки и решения учебной задачи

Тема: ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО? .

Продолжительность урока – 45 минут

Класс : 4

Технологии:

Технология проблемно – диалогического обучения В равноправном диалоге с учителем определяется проблема, над которой предстоит работать на уроке, и тема урока, причём и тему и цель учащиеся формулируют сами. Эта технология мотивирует учащихся, строятся партнёрские отношения. Кроме того, через создание проблемной ситуации, определение темы и проблемы урока, через выдвижение гипотез, актуализацию знаний и через поиск решения – активизируется мыслительная деятельность учащихся. Рефлексия в конце урока работает на формирование оценочных навыков, а в конечном итоге на формирование нравственных норм, социальных компетенций.

Использование мультимедийных ресурсов (использование интерактивной доски, проектора, компьютера), использование ресурсов сети Интернет.

Здоровьесберегающие технологи: реализация двигательной активности, чередование различных видов деятельности

Аннотация: Данный урок является частью системы уроков, посвященных теме: « Как жить среди людей»

(урок 9 «Православное учение о человеке», урок 10 « Совесть и раскаяние», урок 11 «Заповеди», урок12 «Золотое правило этики», урок 20 « Заповеди блаженств», урок21 «Зачем творить добро» по учебнику Кураева «Основы православной культуры») Учитель, обобщая изученное, ставит перед детьми новый вопрос: «Легко ли творить добро?». В повседневной жизни часто можно слышать слова, обращенные к ребёнку: «Помогай старшим, будь вежлив! Уступи! Проси прощения!» Но этому нужно учиться. Поэтому данный урок целесообразно провести на одном из заключительных уроков курса, когда учащиеся уже буду владеть необходимыми православными понятиями.

Урок начинается с чтения стихотворения М. Исаковского «Вишня». Обсуждение содержания, специально выстроенный учителем диалог – подводят учащихся к теме урока, дают возможность выявить и осознать актуальность проблемы и определить и обсудить цели урока.

Далее идёт фронтальная работа, построенная на проблемно-диалогической технологии: обсуждение: почему такое происходит, можно ли избежать подобных ситуаций, как? Ребята выдвигают различные гипотезы, намечают пути решения проблемы.

Затем, работая в парах и фронтально, ребята анализируют текст учебника, предъявляют результаты совместных размышлений, переживаний, ребята обсуждают ситуацию через призму православных традиций, православной этики и обобщают работу всего класса.

В заключительной части урока класс возвращается к началу урока для рефлексии и оценки полученного на уроке результата.

Главное на уроке эмоциональное переживание, эмоциональное восприятие темы урока, которого можно достичь очень тщательно и осторожно подобранным материалом, ребятам интересным и важным. Ребята должны извлечь нравственный урок, окрашенный их эмоциями, поэтому памятный.

Чередование различных видов деятельности помогают активизировать деятельность учащихся, а технология проблемно – диалогического обучения создает ситуацию успеха, уверенность в своих силах. («Мне удалось самому найти ответ на поставленный вопрос», « У меня получилось найти решение благодаря моим одноклассникам»). Использование ИКТ оптимизирует данный урок, позволяет достичь его целей с наименьшими затратами (экономия времени, активизация мыслительной деятельности, формирование интереса к изучаемой теме, мотивация учащихся).

Целесообразность использования интерактивной доски: позволяет реализовать принцип наглядности; помогает учащимся легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной, динамичной картинки; развивает интерес к предмету, повышает мотивацию; побуждает ученика к активной работе на уроке; помогает организовать учебное сотрудничество

В ходе урока учащиеся развивают следующие общеучебные умения:

- Организационные: учатся находить проблему и составлять план решения проблемы,

- Интеллектуальные : самостоятельно отбирать для решения проблемы необходимую информацию, сопоставлять и анализировать. Представлять информацию в виде таблицы, уметь передавать содержание в сжатом виде, опираясь на ключевые слова.

- Оценочные умения : оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм, уметь делать свой выбор в общей системе духовно – нравственных ценностей, объяснять свои действия, давать оценку своим поступкам.

- Коммуникативные умения : Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, аргументировать свою точку зрения, подтверждая ее фактами, уметь выслушивать оппонента, вежливо переубедить собеседника, организовать учебное взаимодействие в группе

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Милова Елена Сергеевна

Район

Гагинский

Место работы

МБОУ Ушаковская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

А.В.Кураев Основы православной культуры

Тема урока

Зачем творить добро?

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель, задачи

Цель: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра;сформировать понимание того, что творить добро-духовная радость.

Задачи:

    сформировать представление о мотивах доброделания православных христиан

    актуализировать собственный опыт и помочь понять мотивы доброделания православных христиан

    мотивировать детей к диалогу о мотивах доброделания православных христиан

    формировать умение работать с текстом учебника

Необходимое оборудование

Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4-5 , М.Просвещение, 2013г. Рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, Мультимедийное оборудование, Книга для учителя

Дидактическое обеспечение

Карточки с заданиями, текст стихотворения, слайды презентации, музыка

Планируемые результаты урока

    личностные

умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей, самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения, просмотра видеосюжета

    предметные

    знать этические и нравственные нормы и традиции православия, их значение в жизни людей.

    метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

    р.Умение ориентироваться в учебнике, работать по плану, делать выводы

    п.умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку

    к.умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться, общаться

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, составление синквейна, заполнение таблицы

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

А.В.Кураев Основы православной культуры М.; «Просвещение»2013

Дополнительная

Библия для детей

Интернет-ресурсы

ЭОРы

Диск-приложение к учебнику ОПК, слайды презентации

План урока:
2 мин
5 мин
3. Выявление места и причины затруднения 5 мин
7 мин
. 10 мин
10 мин
2 мин
3 мин.
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности . Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель : Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.

Личностные УУД (учащиеся принимают важность атмосферы дружелюбия для продуктивной работы на уроке), регулятивные (учащиеся оценивают свою готовность к уроку: желание и возможность для активной познавательной работы).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Создание проблемной ситуации с помощью вопроса

Учитель : На прошлом уроке мы беседовали о Заповедях Блаженств. Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди?

(Д: Не отвечайте злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе Не судите, да не судимы будете)

Учитель: Вспомните Золотое правило этики

(Д: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.»)

- Учитель: Итак, живя с Богом в душе, живя по его заветам, христианин обретает счастье.

А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение, которое называется «Вишня»

Вы знаете о чем это стихотворение?

Учитель читает стих.

Учитель: Зачем?

(Во-первых - для красоты:

«Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету» .

Во-вторых - для отдыха:

«Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине» .

В-третьих:

«Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада, -

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят - не вспоминай, не надо, -

Все равно я вишню посажу! »)

Учитель: Какая же главная мысль этого стихотворения?

Что хотел нам сказать Исаковский, рассказав эту историю?

Чем симпатичен ему его герой?

(Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное:

«Не хотят - не вспоминай, не надо, -

Все равно я вишню посажу!»)

У: А как вы оцениваете поступок пожилого человека, посадившего вишню не в саду около дома, а возле дороги?

(Д: Проявил милосердие, поступил по христиански, совершил добрый поступок, исполнил заповедь Божью.)

Учитель:- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

(Д: О добре, добрых поступках)

( (Частично-поисковый метод)

Принятие проблемной ситуации.

Ответы детей

Анализ стихотворения

Коммуникативные УУД (выполняют свои обязанности в группе и видят цель деятельности).

Познавательные (выявляют причинно-следственные связи), коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено).

Познавательные (выявляют причинно-следственные связи), коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено и что вызывает затруднение).

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учитель ::А зачем нужно творить добро?

(:Потому, что доброта, милосердия, любовь к людям огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает Бог)

Учитель :А легко ли творить добро?

Что заставляло вас совершать добрые дела?

Можно ли творить добро и любить врагов, не преследуя выгоды?

А как на этот вопрос отвечают христиане, мы узнаем, прочитав текст учебника (стр.68 до слова самоотверженность)

Отречение Петра и его покаяние- частый сюжет в литературе и в живописи. Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить. В христианстве считается, что все люди порой отрекаются от Христа, когда совершают дурной поступок из страха, трусости или лени, но у них есть возможность исправиться и быть прощенными. Очень непросто было быть христианином в Римской империи. Только за одно это можно было поплатиться жизнью. Но христиане проявляли необычайное мужество.

Прочитаем об этом в тексте учебника

(стр.68 до слова самоотверженность)

Читает учитель

решение покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики. Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать христианство

2.) Анализ текста

Давайте на время почувствуем себя учениками и попробуем ответить:

Почему Петр «содрогнулся», какие чувства он испытал? (страх перед возможностью снова совершить предательство);

Почему? Ведь он знает - Христос милосердный, он простит (нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь);

Почему же вернулся апостол Петр? Он не спас своих учеников и погиб сам. Может, это не подвиг, а ошибка?

(Его поступок детям может показаться странным, непонятным, но я поясню, что с точки зрения православных христиан он сделал очень много. Ведь христианину совсем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью, шагнет в бессмертие.

Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И, конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше.

И его брат, апостол Андрей, просил распять себя на косом кресте.

(Слайд презентации)

Об этом апостоле можно узнать, обратившись к вклейке «Это интересно», расположенной на полях учебника.

Здесь же рассказывается и о знаменитом Андреевском флаге.

3) Чтение детьми самостоятельно. «Это интересно», стр.69

Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.

Как называют таких людей?

История хранит немало примеров самоотверженности. Я могу обратиться к ребятам и попросить их назвать имена самоотверженных людей, а могу привести свои примеры. (Пример из недавних трагических событий в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца.)

Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.

Имена каких святых вам известны?

Выслушаю их ответы, приведу свои примеры. Обязательно вспомню имя Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Петра и Февронию Муромских, которые за всю свою жизнь не сказали друг другу ни одного недоброго слова

Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.

(Жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными трудами, - говорит народная мудрость.)

Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее, полезное».

Творческая работа. Рассуждение

Познавательные (выявляют причинно-следственные связи, проявляют умение сравнивать), коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено и что вызывает затруднение: возможно ли с точки зрения Церкви обращение людей к оружию?).

Коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные (ставят цель собственной познавательной деятельности).

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работают с текстом учебника, Анализ текста,

Работая в парах.

Познавательные (проявляют умение систематизировать (при составлении кластера), ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию, разрабатывать план ее изучения), коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные (адекватно реагируют на замечания и принимают критику для коррекции результатов деятельности, ставят цель познавательной деятельности).

Здоровьесберегающие технологии.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполняют движения

5.Реализация построенного проекта . Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

4. Первичное закрепление.Работа в парах.

Как вы поняли значение слова «самоотверженность»? Зачитайте из текста

На карточках подчеркните, какое определение можно дать слову «САМООТВЕРЖЕННОСТЬ»

Задание 1. Самоотверженность – это….. (предмет, поступок, явление, свойство, качество)

Что свойственно человеку, обладающему таким качеством?

(Готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду, медаль, портрет в газете?)

За похвалу родителей?

Готовность творить добро и приходить на помощь бескорыстно?

Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды?

Задание 2. Среди ряда слов, выбрать сходные по ценностному смыслу и противоположные.Распределите их в 2 столбика

Самолюбование/ самоограничение, самолюбие, самоотречение, саможаление, самомнение, намонадеятельность, самостоятельность, самоотверженность

Проверка (фронтально)

Назовите как можно больше хороших, положительных качеств, которые

можно объединить таким простым и в тоже время ёмким словом доброта

Составление словаря синонимов

(терпение, милосердие, неосуждение, благородство)

А знаете ли вы значение этих слов?

Доброта - это отзывчивость, стремление делать добро.

Милосердие -это готовность помочь из чувства сострадания.

Как вы думаете, ребята, эти качества сразу рождаются в человеке развитыми и совершенными?

(Д:их нужно растить и развивать в течение всей жизни)

Милосердие и доброта подвигают нас на добро делание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Творить добро – значит жить в радости.

Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?

Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

Работают в парах, взаимопроверка

Коммуникативные

Р. Проговаривание последовательности действий, формирование познавательной инициативы.

П. Умение находить и выделять необходимую информацию, умение выдвигать предположения и обосновывать их

К. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения

Л. Умение осознавать ответственность за общее дело, умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

У:Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Прочитайте об этом в учебнике с.69

Обмен информацией:

У:Назовите вторую причину, по которой христиане стремятся творить добро?

(Д: Переживание духовной радости)

У: Жизнь святых может служить ярким примером доброделания (Сергий Радонежский, Серафим Саровский)

Индивидуальная работа

Коммуникативные

УУД:умение слушать и слышать собеседника

Регулятивные УУД:самоконтроль

Познавательные УУД:анализ, синтез

7. Включение в систему знаний и повторение . Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность? К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке. Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?

(Д:Чёрную точку)


Учитель :- Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.

Фронтальная работа

Коммуникативные

УУД:учебное сотрудничество

Регулятивные УУД:самоконтроль

Личностные УУД:нравственно-этическая ориентация, интерес

Познавательные УУД:развитие логического мышления

8.Рефлексия учебной деятельности . Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель :- Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания.

Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость приобретения в жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую сущность человека.

Отметьте в оценочном листе ваши впечатления об уроке.

Учитель: А сейчас давайте ответим на вопрос, поставленный в теме урока: Зачем творить добро?

(Д: Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает., Он получает духовную радость.)

Составляем синквейн по уроку(добро)

Одно существительное

Два прилагательных

Три глагола

Одно предложение

Самооценка:

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Домашнее задание: карточки с индивидуальными заданиями Работа выполняется с родителями.

Звучит песня: «Дорога добра»

Спасибо за сотрудничество!

Познавательные

УУД:сбор информации

Коммуникативные

УУД:сотрудничество

Личностные УУД:нравственно-этическая ориентация

Министерство образования и науки РФ

Воронежский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Урок по курсу ОРКСЭ

Основы православной культуры

Учебник А.В. Кураева

Тема:

Зачем творить добро?

Разработала: Остроушко А.А.

Учитель МКОУ Ковалёвская СОШ

Лискинского района, Воронежской области

Курсы «Духовно-нравственное воспитание школьников»

ВОИПКиПРО

Цель урока:

ü объяснить учащимся что такое «добро» и что творить добро –духовная радость;

ü способствовать развитиюпонимания учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка;

ü осознание добра как подражания христианской жертве;

ü дать представление о христианской мотивации доброделания;

Оборудование урока: мультимедиа проектор,бумага для письма.

Ход урока. (слайд 2)

На пороге белом рая,
Оглянувшись, крикнул: «Жду!»
Завещал мне, умирая,
Благостность и нищету.

И когда прозрачно небо,
Видит, крыльями звеня,
Как делюсь я коркой хлеба
С тем, кто просит у меня.

(А.А. Ахматова.)

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме: (слайд 3)

Как вы считаете, что такое добро?

Как вознаграждается делание добра?

(ответы учеников)

Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони». Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой и какую награду он ждет?

СТАРИК И ЯБЛОНИ (слайд 4)

Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".

Обсуждение текста.

Все люди согласны с «золотым правилом этики».

ü «Золотое правило этики» – сформулируй его

ü «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?

(ответы учеников) (слайд 5)

Итак, «Золотое правило этики» - «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Первая из них - благодарность за подвиг Христа.

Древняя легенда рассказывает о ближайшем ученике Христа – апостоле Петре. Он пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.

Апостол Петр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Петр узнал Христа…

Пораженный, Петр спрашивает: «Куда ты идешь, Господи?». Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть еще раз». И Петр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает еще и своих учеников. Петр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером…

После прочтения этой статьи учащимся предлагаются вопросы:

1. Может ли добро происходить для личной выгоды?

2. Бывает ли добрым эгоистичный человек?

3. Что такое самоотверженность?

Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.

(слайд 7)

Учащимся предлагается записать определение «самоотверженности», учитель помогает им подсказкамии наводящими вопросами.

Самоотверженность –это.... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)

Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?

Готовое определение, созданное учащимися в коллективной работе, записывается.

(слайд 8) Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления. Так, например, сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Возможно обращение к ней и при обсуждении содержания данного урока. Учащимся можно дать задание начертить «лестницу» самоотверженности Герды. Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности, причём каждый раз степень самоотверженности возрастает.

Поступки и решения Герды

От чего отказывается Герда, принимая решение, что потребуется от неё

Разлука с близкими, разлука с бабушкой

Побег от старушки (слайд 10)

От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка

Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона (слайд 11)

От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце

Отъезд из разбойничьего замка (слайд 12)

Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница

Отъезд из дома финки (слайд 13)

Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины

Слайд 14

У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.Еще одной причиной, по которой христиане стремятся к творению добра – это переживание духовной радости.(слайд 15)

Может быть, в жизни человека был лишь несколько минуттакой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно: от чего предостерегают заповеди, и что они хотят подарить ему. Об этом – древняя церковная притча. Читается притча в учебнике. (Слайд 16)

«Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привел своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей.Но дикарь с обидой бросил этот мешок: он не знал цену алмазам и золоту и решил, чтоего просто хотят заставить таскать тяжести. »

В этой притче золото – это заповеди. А дикарь - это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы непривлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом этой внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а, значит, и жизни по заповедям. Поэтому христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Предлагаются задания, для закрепления темы:

1. Христос пришел в мир, чтобы:

ü Его боялись все ученики;

ü Самому послужить людям, своими страданиями искупив их грехи;

ü Ему служили люди, потому что Он - Сын Божий.

2. Когда человек может испытать «духовную радость»?

ü Когда у человека появляются земные блага;

ü Когда человек гордится своими поступками;

ü Когда человек живет для других, т. е. умеет жертвовать собой ради ближних.

3. Продолжите фразу: «Добрые дела помогают человеку…»

ü стать ближе к Богу;

ü начать неуважительно относиться к тем, кто добрых дел не делает;

ü возгордиться.

4. Закончите предложение. Добрым человека можно назвать, если…

ü Он делает добро, чтобы получить взамен награду;

ü Он делает добро, чтобы стать популярным;

ü Он делает добро по велению сердца.

5. Добрым человека делает…

ü Стремление к славе,

ü Умение притворяться;

ü Умение любить.

6. Добрым православный человек должен быть…

ü С теми, кто добр;

ü Со всеми людьми;

ü С теми, кто будет благодарен за доброту.

7. Добрым православный человек должен быть чтобы …

ü Его не осуждали другие православные;

ü Быть счастливым;

ü Его хвалили соседи.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зачем творить добро? Урок 21

Все люди согласны с золотым правилом этики: « Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Первая причина христианина, чтобы не быть эгоистом: благодарность за подвиг Христа.

На с. 68 прочитайте древнюю легенду о том, как апостол Петр пришел в Рим, перескажите ее.

Когда Петра распинали, он просил распять его вниз головой, потому что считал себя недостойным быть распятым, как его Божественный Учитель.

По этой же причине апостола Андрея распяли на особом кресте. Этот Андреевский крест мы видим на Военно-морском флаге России.

Христос говорил, что Он «не для того пришел в мир, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».

Подражая Христу, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.

В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то