О чем журчит ручеек. Занятие по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности Тема: «Лесной ручей. Забери мои печали

Эльза Халилова
Занятие по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности Тема: «Лесной ручей»

Задачи : 1. Дать детям понятие «ручеек » , познакомить его началом и местом,

куда впадает.

2. Развивать

развивать мышление , память, интерес

к познавательной деятельности .

Оборудование к занятию

мультимедийное оборудование

Предварительная работа

Знакомство со словами : «ручеек » , «исток» , «устье»

Ход занятия:

произнесём следующие слова :

За руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся,

Солнце поднимается,

Сердце согревается,

Просыпается земля,

Вместе с ней ты, и я!

(Дети проходят на ковёр)

«Слава воде»

Слава, почет всегда и везде

Целыми днями в великих трудах

Капельки, струйки, потоки её

Дело свершают большое своё!

(ответы детей)

Молодцы!

(приложение №1)

лесной ручеёк ? (ответы детей)

ручеёк ? (ответы детей)

Молодцы!

ручейка . Поднимите его наклонно ручеек . Что происходит?

Итог (ответы детей)

Да, правильно. Русло ручейка

ручейка ? Как течёт ручеёк ? (ответы детей)

Правильно, ручеёк журчит ручеёк . (слайд «ручеёк » )

(ответы детей)

Итог : журчание воды.

Ребята, каким бывает берег ручейка ?

Правильно. На берегу ручейка

(ответы детей)

А глину? (ответы детей)

Задачи : 1. Дать детям понятие «ручеек » , познакомить его началом и местом,

куда впадает.

2. Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать,

сопоставлять и делать выводы; развивать мышление , память, интерес

к познавательной деятельности .

3. Воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными

способами; воспитывать интерес к окружающему миру и прививать

бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование к занятию : Небольшой желобок, блюдце, стаканы с водой,

песок, глина, воронки, стаканы, вата, вода, карандаши цветные, фломастеры,

мультимедийное оборудование

Предварительная работа : Чтение художественной литературы с

последующим обсуждением ситуаций в которые попадают герои

произведений; рассматривание иллюстраций.

Знакомство со словами : «ручеек » , «исток» , «устье»

Ход занятия:

Ребята, давайте возьмёмся за руки, чтобы создать хорошее настроение и

произнесём следующие слова :

За руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся,

Солнце поднимается,

Сердце согревается,

Просыпается земля,

Вместе с ней ты, и я!

(Дети проходят на ковёр)

Ребята, послушайте внимательно стихотворение, которое называется «Слава воде»

Слава, почет всегда и везде

Нашей волшебной и доброй воде!

В реках, морях, океанах, прудах

Целыми днями в великих трудах

Капельки, струйки, потоки её

Дело свершают большое своё!

Что-то ужасное с нами случится,

Если оно хоть на миг прекратится.

Ребята, скажите, что случится, если вода исчезнет навсегда? (ответы детей)

Молодцы!

А теперь послушайте сказку про добрый родник. (приложение №1)

Как вы думаете, о чем журчит лесной ручеёк ? (ответы детей)

Откуда берёт своё начало и куда втекает ручеёк ? (ответы детей)

Молодцы!

А сейчас, мы с вами проведём опыты.

Перед вами, ребята, лежат полоски голубой бумаги. Кто скажет, для чего они нам нужны?

Да, правильно. Из этой голубой полоски сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка . Поднимите его наклонно (один конец к блюдцу наклоните) . Возьмите стаканы с водой и лейте воду небольшой струйкой, чтобы наполнила ручеек . Что происходит?

Итог : вода по наклонной стекает. Почему, как вы думаете? (ответы детей)

Да, правильно. Русло ручейка течет по наклонной вниз и дальше, впадая в реку, озеро и т. д.

Ребята, а вы когда – нибудь отдыхали у ручейка ? Как течёт ручеёк ? (ответы детей)

Правильно, ручеёк журчит . А сейчас внимательно послушайте, как журчит ручеёк . (слайд «ручеёк » )

А как создать эффект журчания струек? (ответы детей)

Положите немного мелких камешков. Что происходит?

Итог : журчание воды.

Да, молодцы! Потому что, мелкие камешки создают преграду движению воды, поэтому происходит журчание.

Ребята, каким бывает берег ручейка ?

Правильно. На берегу ручейка можно поиграть и с песком и с глиной.

А как вы думаете,песок хорошо пропускает воду? (ответы детей)

А глину? (ответы детей)

Физкультминутка.

К речке быстрой.

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руки)

Делать так руками нужно :

Вместе – раз, это брасе (круги двумя руками вперёд)

Одной, другой – это король

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

Молодцы!

(фильтр) (ответы детей)

(ответы детей)

Почему? (ответы детей)

Итог

ручейка . Представили?

удобнее : глина или песок?

Молодцы!

Итог занятия .

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с понятием «ручеек » .

Кто объяснит, что такое ручеек ?

ручеек .

Сейчас, мы с вами проделаем ещё одно экспериментирование. Но перед тем, как начнём экспериментировать, мы с вами отдохнём немножко.

Физкультминутка.

К речке быстрой.

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руки)

Делать так руками нужно :

Вместе – раз, это брасе (круги двумя руками вперёд)

Одной, другой – это король (круги руками вперёд поочерёдно)

Все, как один, плывём как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

Молодцы!

А теперь, пройдите за столы, возьмите воронки и укрепите их. Поставьте под них стаканы. В воронку положите немного ваты (фильтр) и до половины насыпьте песка. А теперь налейте доверху воды. Что происходит? (ответы детей)

Да, правильно. Песок пропускает воду.

А теперь, песок заменим истолчённой глиной. Также налейте доверху воды. Что заметили? (ответы детей)

Молодцы! Глина воду плохо пропускает?

Почему? (ответы детей)

Итог : Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством. Сырая глина почти не пропускает воду.

А сейчас, ребята, представьте, что мы на берегу ручейка . Представили?

Ребята, какой материал для лепки будет удобнее : глина или песок?

Правильно, из глины лепить фигуры легче, потому что она пластичней.

Возьмите глину, и будем с вами лепить посуду.

Молодцы!

Итог занятия .

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с понятием «ручеек » .

Кто объяснит, что такое ручеек ?

А также мы узнали откуда берёт начало и куда впадает ручеек .

А еще, мы с вами выяснили, что песок рыхлый и хорошо пропускает

воду, а глина почти не пропускает.

Что сегодня вам больше всего запомнилось?

Спасибо вам, за ваше старание, молодцы!

Как обычно, чем проще вопрос, тем сложнее на него ответ. Для того, чтобы ответить на детский вопрос «Почему журчит ручей?» следует неплохо знать физику. А именно, такие ее разделы, как акустика и гидродинамика.

Ну что ж, начнем, пожалуй!

Журчание ручья – это звук. А что является источником журчания? Что звучит-то? Правильно, вода, поток воды. Значит, ручей журчит, потому что вода в ручье периодически колеблется и заставляет колебаться воздух.

Первый источник периодических колебаний водной струи виден, что называется, невооруженным глазом. Дно ручья усыпано камешками. Струя воды, ударяясь об эти камешки, колеблется и звучит. Если скорость воды в ручье повышается, повышается и частота колебаний воды, возникающих от ударов об камни. Быстрый ручей будет «петь» (при прочих равных условиях) по-другому. Тон журчания станет выше.

Камешки на дне ручья – причина очевидная, но не единственная. Даже в потоке, текущем по желобу с гладким дном, выше определенной скорости движения воды она, благодаря силам внутреннего трения, начнет завихряться. То есть, движению воды станут мешать уже не камни, а сама вода. Возникшие при этом вихри станут колебать поверхность воды, и она зажурчит. Так, например, журчит вода, утекая из ванны по совершенно гладкой трубе.

Течение, при котором в текущей жидкости не возникает вихрей, имеет свое особенное название, ламинарное течение. Ламинарный поток течет по гладкому желобу, не завихряясь и не журча. Все тихо и чинно. Скорость потока, при которой начинается вихревое движение, рассчитать совсем не просто. Она зависит от слишком многих параметров. В гидравлике в качестве критерия начала вихревого движения в потоке текущей воды устанавливается некоторое сложно рассчитываемое число, которое называется числом Рейнольдса. Поток, начинает завихряться, если число Рейнольдса, рассчитанное для него, превышает некоторое критическое значение.

«Оркеструют» звуки потока воды также лопающиеся пузырьки воздуха. Поток захватывает пузырьки воздуха, «притапливает», но они всплывают и тут же лопаются. Сливаясь, слабые звуки лопающихся пузырьков, создают шум, который является как бы фоном для журчанием водяной струи.

Вообще шум ручья – одна из самых успокаивающих мелодий в мире. В Интернете можно отыскать звуковые дорожки, на которых записано журчание самых разнообразных ручьев в самых разнообразных внешних условиях: под дождем, в сопровождении щебетания птиц. В качестве приятнейшего практического упражнения советую всем скачать одну из таких природных «мелодий», включить ее на воспроизведение, лечь, закрыть глаза, расслабиться и вслушаться, пытаясь выделить все уже названные составляющие журчания ручья: удары воды об камни, колебания, возникающие в процессе завихрения водяной струи, и шум лопающихся воздушных пузырьков.

Надеюсь, что это доставит Вам массу положительных эмоций и покажет, что во многой мудрости не только много печали, но и радости в ней также немало.

Эзотуризм. Увидеть, услышать и понять

Что делать в холодное апрельское воскресенье, когда небо обложили дождевые тучи, задувает совсем не весенний ветер и столбик термометра еле дотягивает до отметки +7? Ну известно, что - завалиться с книжкой на диван или прилипнуть к телевизору. Однако именно на это воскресенье у меня была запланирована вылазка на природу, и я не стала ее отменять. В конце концов, надо же когда–нибудь открывать сезон. Тем более что поездка предполагалась не простая, а эзотерическая!

Турпоходы. Новый жанр


Вы что–нибудь слышали про эзотуризм? Это новое, очень модное ныне направление отдыха. Люди выезжают в разные живописные и необычные места на планете, чтобы настроиться в «резонанс» с ритмами и законами Вселенной. Во время таких туров роль гидов выполняют не инструкторы и экскурсоводы, а парапсихологи. Они учат, как «заправиться» энергией космоса и Земли, «прочистить» чакры, «подправить» карму. А также разобраться со своими духовными запросами и ментальными проблемами. В общем, это турпоход с сочетании с эзотерическими ритуалами и психологическим практикумом. Плюс общение с адептами Новой эры, которая, говорят, уже наступила, просто мы этого не хотим замечать.

Может, все это и выдумки, но лично меня давно манят подобные туры по Крыму. Пока что не сподобилась, но программы там заманчивые - посещение реликтовых рощ, карстовых пещер, горных озер, древних монастырей и каждодневные практики - от медитаций на восход солнца до хождения по горячим углям. Но оказывается, необязательно ехать за просветлением так далеко - что–то подобное можно испытать и у нас в Латвии.

По местам силы


Вот в такую поездку пригласила меня Ирина Моисеенко. Она называет себя литоэзотериком. Это не профессия - это призвание души. А может, и миссия. Ирина изучает мистические свойства минералов и учит других использовать во благо силу камней. Недавно я писала об этой женщине в нашей газете. И узнав, что она везет группу учеников в местечко Аллажи, решила присоединиться. Ирина сама объездила и исследовала наиболее интересные и загадочные уголки Латвии и теперь возит по «местам силы» желающих. В Аллажи есть то, что особенно влечет эзотериков: гигантские валуны, вековые дубы и подземные источники. Ирина любит приезжать в сюда, едва сошел снег. Лес только–только начинает пробуждаться, лопаются почки, зацветают фиалки, и еще мало праздных туристов.

Компания у нас собралась «полубогемная» - дизайнеры, фотохудожники, журналисты, целители, массажисты. Среди десяти дам лишь один мужчина - супруг одной из участниц.

В назначенный срок мы двинулись на трех машинах в сторону Сигулды. Первая остановка - в Инчукалнсе, близ хутора Эзерниеки. Здесь в ста метрах от дороги, в глубине елового леса разлегся громадный гранитный камень. Во времена язычества он был жертвенником, но теперь его миссия, как говорит Ирина, изменилась.

Валун обладает особой энергетикой, и сначала гостям надо попросить у него разрешения побыть рядом, настроиться на «диалог» с патриархом. Через четверть часа по команде начинаем мысленно «входить» в гранитную твердь. Пробую камень на ощупь. Бр–рр - ледяной! Быстренько сую руки в карман. Смотрю на соседей - те в благоговении и так и сяк прикладываются к бокам розовато–серой глыбы, вросшей в землю, вслушиваются в гул тысячелетий, которые наверняка отпечатались в памяти ровесника ледника. Я тоже изо всех сил пытаюсь проникнуть взором в его каменное чрево. Ноль эмоций. Холод лезет под куртку, слух режет противный визг бензопилы - где–то валят вековые ели. В голову лезут противные мысли: скоро тут останутся одни пеньки!

Ходят тут всякие…


Все. Сеанс медитации закончен. Публика делится переживаниями. Ну просто кино! Чего только народ не увидел во время «контакта»: зеленые долины, водные стремнины, мохнатых лошадок, неведомых птиц… Кто–то даже «поговорил» с валуном. Тот сказал: вот вы все ходите, ходите, трогаете меня, а думаете о себе. Лучше бы спросили, каково мне.

Елки–палки, то ли у людей богатое воображение, то ли я такая бесчувственная. Короче? У меня ни одного «кадра»! Но я ничуть не расстроена. Потому что все равно увлекательно. Да и коллеги–эзотуристы мне нравились все больше и больше. Очень милые и неглупые люди. Горячий чай из термоса в салоне пикапа усилил взаимную симпатию.

Следующая остановка - у могучего дуба на опушке леса. Со стороны, наверное, мы являли странное зрелище: группа разложила коврики на пожухлой прошлогодней траве и уселась под накрапывающим дождичком. Мы получили от Ирины задание: расслабиться, закрыть глаза и представить верблюда в пустыне. Непростая задача, когда дрожишь от ледяного ветра. Однако мы с готовностью напрягли воображение. Затем каждый рассказал свою «визию».

У кого–то верблюд был облезлый, у кого–то говорящий, у кого–то с человечьми глазами и т. п. Самое интересное - толкование образов: цель, путь, эго, настоящее и будущее. В общем–то, известная мне психотехника, и в теплом уютном зальчике ее, бесспорно, проводить было бы и приятнее. Но здесь же магический дуб Чернауску! Поле его воздействия, заверила Ирина, 50 метров.

Ну и то сказать - мираж африканской пустыни, вызванный в прибалтийском лесу при плюс семи по Цельсию, вряд ли забудется. После энергичного махания руками и ногами (для согрева) мы цепью пошли на патриараха растительного царства. Мимо по дороге проехал тракторист. «Шизанутые эти городские», - наверняка подумал про нас селянин.

Мы окружили мощный ствол с дуплом семи метров в обхвате - места хватило каждому. Прижавшись щекой к шершавой коре, я неожиданно согрелась и почувствовала аболютную защищенность. Так бывало в детстве, когда отец брал меня на руки. Несколько минут покоя - о боже! Что это со мной - я же сейчас зареву! Слава богу, наш инструктор вовремя переключила нас на новое задание. Теперь мы должны были мысленно «путешествовать» по дереву от корней до макушки и обратно - вместе с древесными соками.

Хотя вся эта медитация держится на чистом воображении, но при этом происходит мощный набор энергии. Каким образом - бог ведает. Есть версия, что сознание, вызывая природные образы, начинает взаимодействовать с природным объектом.

А сил и вправду прибавилось!

Забери мои печали!


Ну а после тесного общения с дубом - снова психоанализ с помощью Ирины. Пережитые эмоции обнажили психологические проблемы каждого - нарушенные связи в семье, страх будущего и пр.

Лично для меня дуплистый великан с еще голыми ветвями стал переломным моментом в поездке. Словно выпила хорошего вина, но в меру - на душе отлегло, стало как–то беспечно, будто все плохое оставила в прошлом и навсегда.

Да и окрест чудесно все преобразилось. Ух ты! На деревьях–то листочки проклюнулись. А как птахи заливаются! Солнце заблестело сквозь просвет в облаках. Да здравствует весна! Щенячья радость переросла в полный восторг, когда мы начали обследовать следующий объект - источники Калькюгравас. Сквозь доломиты, образовавшиеся миллионы лет назад, здесь пробиваются родники (я насчитала их семь, кто–то больше). Соединяясь в каскад, они с шумом стекают с крутого склона и образуют внизу тихое озерцо невероятного зеленовато–лазурного цвета. Дзирнавуезериньш - мельничное озеро (ниже стоит заброшенная мельница).

Читать книгу природы


Через ручей переброшены мостки, которые делят поток на три части. Вначале игривый и мелкий, ниже - полноводный и бурлящий, а в конце - зеркальная заводь. Ирина предложила выбрать ту часть, к которой больше лежит душа, и постоять несколько минут, не разговаривая, у кромки воды. Я побежала к истоку. Разглядывала камушки, песок и водоросли на дне и представляла, как вода уносит все мои печали.

Потом опять разбор полетов. И на этот раз меня поразил разброс впечатлений людей, созерцавших водную стихию. Кто–то увидел в ручье аналогию человеческой жизни - сначала веселое детство и радостная юность, потом буйная, полная страстей молодость, а за ней - тихая мудрая старость. Кто–то умудрился разглядеть в пенящемся потоке много отдельных струй, у каждой из которой свой путь. И сравнил ручей с идущей толпой, где у каждого человека свои чувства, стремления и своя судьба. А кто–то испытал тревогу - за руслом скрывается тектонический разлом. Это обсуждение дало пищу для размышлений: если внимательно смотреть вокруг, вглядываться с любовью в каждую мелочь, в каждый знак, слышать тишину и слушать себя, тогда Вселенная, а может, и сам Создатель начинают с тобой говорить, и ты понимаешь - о чем.

А мы ведь как выезжаем на лоно природы? Первым делом пикничок - выпить–закусить, потрепаться с друзьями о всякой чепухе, молодежь непремено врубает музон, да чтоб погромче, да еще петарду пальнут, да дряни всякой после себя оставят…. Такой у нас культурный отдых.

Прийти с любовью и уйти с миром


И вот мы молча шагаем по лесной дороге к последней нашей цели - в заповедную рощу. Это путь осмысления жизненных задач. Небо очистилось, ветер утих, птицы запели звонче. Рощу охраняют пять дубов.
Их стволы и мощные ветви покрыты зеленым мшистым бархатом. Статные красавцы похожи на пришельцев из страны троллей. Шурша прошлогодней листвой, мы становимся в круг на лужайке, вслушиваемся в себя и прощаемся с аллажским лесом, благодарим его радость и мудрость, которыми он нас одарил, и желаем друг другу добра. Ирина это называет «закрыть поездку». Место все–таки непростое, мистическое. В языческие времена считалось, что в Аллажском лесу духи из параллельных миров легко выходят в наш. Шутки с ними плохи. Так что уходить отсюда надо с миром и осторожостью, дабы не остаться в плену лесных духов.

ПРОЧИТАНО В ИНТЕРНЕТЕ
Эзотуризм. Цель: глубокий духовный контакт со Вселенной и дальнейший духовный рост. Что важно: данное направление духовного развития не претендует на захват сознания человека - он остается свободным в построении своего мировосприятия и всей своей жизни. Хочется надеяться, что эзотуризм откроет новую страницу в истории духовной эволюции человечества.

«Вести Сегодня +», № 16.

О чем журчишь озабоченно и торопливо, ручеек говорливый, в ноябрьскую стужу?

Все громче и громче на перекатах, чем ближе к устью. Ни о том ли, что неизбежно надвигается на тебя холод суровый. Медлительной черепахой ложится он на твои верховья. Тонкая корка льда тяжелеет с каждым днем. Ветер студеный сначала полирует ее под дневным солнцем. Потом, то смахивает, то прижимает к ней сброшенные с неба снежные заряды, наращивая ледяной панцирь.
И вот уже ровное поле, словно и нет под ним ручейка, несущего животворную земную влагу, и только тишина с наступающих отовсюду снежных равнин. Одинокие былинки, травинки (напоминание о жизни): засохшая тимофеевка; околдованная зимней стужей, застывшая ежовка; сухая и летом, остролистная, как бритва, недружелюбная, осока - только они, молчаливо слушают твои разговоры и кивают вслед.

На самом последнем крутом пороге твой голос становится громче, поток бурливее. Выговорившись, он затихает, обретая ширь. Прозрачные и быстрые, разливаются по устью маленькие водоносные жилки, открытые небу и вмиг исчезают под береговую льдину большой реки.

Нет, не слышит Матушка-Река настойчивого говора, не ухватывает ни слухом, ни движением своим ратований озабоченного ручья. Сдвинув сурово брови-забереги, нахмуренные и распушённые беспорядочными снежными и ледяными торосами, она медленно и отстранённо от мира несет свои воды, как глубокую печаль. Отягощенная наплывами серой бесформенной шуги, ведет она величаво свой, видимый только ей одной, путь.

И нет ей дела до сетований говорливой «мелочи», которая, сливаясь с водами могучей реки, вмиг теряет своё «я», становясь частью общего, большого, уже не принадлежащего себе самому, а попавшему в единое русло и под единые правила.

О чём журчал ручей?

О чём беспокоилась моя маленькая Виска*?

Не она ли течет в моих жилах и бьет в виски в минуты тревоги и радости?

Уж ни о том ли рассказывал ручеек, перед тем, как упрятаться под панцирь белой черепахи, как по живой капельке собирал еще недавно свои воды со всех ближних болот.
Как заботливо оставлял в них ровно столько, сколько нужно, чтоб зацвести дурман-багульнику, зазеленеть карликовой, гибкой березовой «дюймовочке», налить соком солнечным медовую морошку, помочь рассыпаться по травяным кочкам клюкве, похожей на северную черешню...

Как собирал он пригоршнями боровую воду, не давая залить корни верхоглядок-елей и вековых сосен, как мудро не трогал маленькие водяные оконца в березняках, чтоб наливались черника и брусника – лакомство для курочек- куропаток, тетерок и глухарей…

Так о чём журчал ручей?
Может, о будущей весне?
О том времени, когда всё вокруг проснётся. Уплывет под лучами солнца ленивая белая черепаха. И, именно, он тогда своим радостным шумом, разбудит Матушку-Реку, неприступную, горделивую сегодня. Откроются величавые воды её навстречу бойкому, так много знающему и значащему ручейку. А он снова станет отдавать ей всё-всё, что есть у него, до последней капельки. Ручей - труженик. Неоценимо значимый в природе мироздания и совершенно незаметный в общем потоке жизни.

Так было, есть и будет.

Ведь нет жизни Реке-Матушке без малых речек и ручейков, как и их призвание – служить ей.

*Виска - название ручья.

Как обычно, чем проще вопрос, тем сложнее на него ответ. Для того, чтобы ответить на детский вопрос «Почему журчит ручей?» следует неплохо знать физику. А именно, такие ее разделы, как акустика и гидродинамика.

Ну что ж, начнем, пожалуй!

Журчание ручья - это звук. А что является источником журчания? Что звучит-то? Правильно, вода, поток воды. Значит, ручей журчит, потому что вода в ручье периодически колеблется и заставляет колебаться воздух.
Первый источник периодических колебаний водной струи виден, что называется, невооруженным глазом. Дно ручья усыпано камешками. Струя воды, ударяясь об эти камешки, колеблется и звучит. Если скорость воды в ручье повышается, повышается и частота колебаний воды, возникающих от ударов об камни. Быстрый ручей будет «петь» (при прочих равных условиях) по-другому. Тон журчания станет выше.

Камешки на дне ручья - причина очевидная, но не единственная. Даже в потоке, текущем по желобу с гладким дном, выше определенной скорости движения воды она, благодаря силам внутреннего трения, начнет завихряться. То есть, движению воды станут мешать уже не камни, а сама вода. Возникшие при этом вихри станут колебать поверхность воды, и она зажурчит. Так, например, журчит вода, утекая из ванны по совершенно гладкой трубе.

Течение, при котором в текущей жидкости не возникает вихрей, имеет свое особенное название, ламинарное течение. Ламинарный поток течет по гладкому желобу, не завихряясь и не журча. Все тихо и чинно. Скорость потока, при которой начинается вихревое движение, рассчитать совсем не просто. Она зависит от слишком многих параметров. В гидравлике в качестве критерия начала вихревого движения в потоке текущей воды устанавливается некоторое сложно рассчитываемое число, которое называется числом Рейнольдса. Поток, начинает завихряться, если число Рейнольдса, рассчитанное для него, превышает некоторое критическое значение.

«Оркеструют» звуки потока воды также лопающиеся пузырьки воздуха. Поток захватывает пузырьки воздуха, «притапливает», но они всплывают и тут же лопаются. Сливаясь, слабые звуки лопающихся пузырьков, создают шум, который является как бы фоном для журчанием водяной струи.

Вообще шум ручья - одна из самых успокаивающих мелодий в мире. В Интернете можно отыскать звуковые дорожки, на которых записано журчание самых разнообразных ручьев в самых разнообразных внешних условиях: под дождем, в сопровождении щебетания птиц. В качестве приятнейшего практического упражнения советую всем скачать одну из таких природных «мелодий», включить ее на воспроизведение, лечь, закрыть глаза, расслабиться и вслушаться, пытаясь выделить все уже названные составляющие журчания ручья: удары воды об камни, колебания, возникающие в процессе завихрения водяной струи, и шум лопающихся воздушных пузырьков.

Надеюсь, что это доставит Вам массу положительных эмоций и покажет, что во многой мудрости не только много печали, но и радости в ней также немало.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то