Сколько зарабатывают современные российские писатели. Миллионы на книгах: сколько зарабатывают писатели Маяковский стал официальным миллионером

(Цитаты из статьи, курсивом мой комент).
Журнал Forbes опубликовал список наиболее хорошо зарабатывающих писателей по результатам 12 месяцев с 1 июня 2013 года по 30 мая 2014 года. Американский писатель детективов Джеймс Паттерсон вернулся на первое место в рейтинге. За последние двенадцать месяцев писатель заработал $90 миллионов . Он известен тем, что открыто использует «писателей-негров». С помощью таких «соавторов» Паттерсон выпускает 14 книг в год! «Я не великий стилист прозы. Я рассказчик. Существует множество людей, которым не нравится то, что я пишу, к счастью, есть миллионы людей, которым это нравится!» В принципе, я тоже рассказчик, которому не хватает этих самых преданных миллионов.

Второе место в рейтинге досталось Дэну Брауну, чей доход в 2013-2014 годах составил $28 миллионов . Этот парень пишет редко, но метко. Большую часть суммы ему принес новый роман «Инферно» + права на его экранизацию. Брауна я уважаю, хотя «Инферно» напоминает подробный путеводитель, а не захватывающий детектив, как это удавалось ему прежде.

На третьем месте — Нора Робертс. Ее доход за последний год составил около $23 миллионов. Эта тетка строчит детективы со скоростью Донцовой, и все они смачно сдобрены эротикой. Герои, как правило, женщины. Только выйдет такая из кабинета и в постель. А часто и выходить не приходится - получает удовольствие на столе. По правде говоря, мои книги с эротическими сценами тоже лучше других продаются на Амазон.

Лишь на миллион меньше, чем Нора Робертс, — $22 миллиона — заработала еще одна известная автор женских романов, Даниэл Стилл. Ее я не читал, но судя по обложкам, пишет жутко много жутко романтических историй.

На пятом месте оказалась Джанет Иванович , автор серии любовно-приключенческих романов про охотницу за головами Стефани Плам: за год она заработала $20 миллионов. И опять непременный ингридиент - любовно!

Несмотря на взлет популярности литературы для детей и подростков, автору серии «Дневник слабака Джеффу Кинни удалось пробиться только на шестую позицию: в 2013-2014 годах автор заработал $17 миллионов . После Гарии Поттера детишки надо что-то читать, он занял нишу.

Еще три автора, заработавших по $17 миллионов. Среди них — 26-летняя автор трилогии для молодежи «Дивергент» Вероника Рот, дебютировавшая в топ-12. Впрочем, у Вероники Рот есть все шансы подняться выше в рейтинге в следующем году, так как экранизация первой из книг ее трилогии серьезно повлияла на продажи. Обратите внимание возраст писательницы! У нас такой взлет невозможен в принципе. Начинающих практически не печатают!

Кроме того, по $17 миллионов заработали Джон Гришэм, Стивен Кинг. Снимаю перед ними шляпу!

Далее в списке еще несколько имен, в том числе Джоан Роулинг, выпустившая очередной детектив. Читал ее первый - стиль хороший, но история слабая. А как затянуууууут!
Следует отметить, что даже те, кто на 16-17 местах отхватили по 9 млн! Что сказать, не раскатывайте губы. Для пишущих по-русски такие цифры нереальны. В ближайшее время попробую оценить доходы наших писателей.

Автор многочисленных романов и завсегдатай еженедельного списка бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс» (продержалась на 1-м месте 390 недель подряд). Суммарный тираж её книг превышает 800 млн экземпляров, благодаря чему Стил заняла 8-е место в списке самых продаваемых авторов всех времён и народов. 24 новеллы Стил были экранизированы, 2 фильма получили кинопремию «Золотой глобус».

3. Стивен Кинг, $28 млн

Прославилась благодаря серии авантюрных детективов о приключениях Стефании Плам, которая после потери работы в магазине женского белья решила заняться ловлей преступников. Каждая из 17 книг серии постоянно всплывает в рейтингах бестселлеров крупнейшего онлайн-магазина «Амазон».

5. Стефании Мейер, $21 млн

Первая же серия, созданная Риорданом, была удостоена почти всех высших литературных наград Америки. Это были мистические детективы о частном сыщике и профессоре английской средневековой литературы Трезе Наварре. Следующий сериал Риордана предназначался для детей и повествовал о приключениях 12-летнего мальчика Перси Джексона. В 2006-м году книгу из этой серии назвали лучшим детским произведением в США; в 2010-м вышла экранизация романа «Перси Джексон и Олимпийцы».

7. Дин Кунц, $19 млн

Основной заработок Гришему принесли так называемые «юридические» драмы и триллеры, многие из которых были экранизированы. Среди них, например, «Фирма» (главную роль исполнил Том Круз), «Время убивать» и «Клиент». Как и другие участники рейтинга «Форбс», Гришем пишет не только для взрослых, но и для детей.

9. Джеф Кинни, $17 млн

Большую часть аудитории Спаркса составляют женщины после 30. Из-под его пера вышло 16 романов, основная тематика которых — личные трагедии, удивительные судьбы, верность и христианская любовь. 6 книг Спаркса легли в основу киносценариев; ходят слухи, что в 2012-м на широкие экраны выйдет ещё 2 фильма по его сюжетам.


Книги некого Михаила Кликина печатаются 7-10 тысячными тиражами. Сколько это в деньгах - считайте сами.
Тираж каждой новой книги топового писателя-фантаста уровня Лукьяненко или Перумова - около 100 тыс. экз. Автору это должно приносить 1 000 000 рублей. И не нужно забывать, что топовых авторов постоянно допечатывают и переиздают.
А Джоан Роллинг, мама Гарри Поттера, выпустив в России свою новую книгу миллионным тиражом, только с российских издателей должна была получить не меньше $100.000 (Скорей всего, она получила больше - но это уже из области догадок. Каким образом начисляется ей гонорар, я не знаю.)

Как выплачивают гонорар

Гонорар обычно выплачивается в два этапа. На момент подписания договора выплачивается аванс - обычно он составляет половину или треть общей суммы. Оставшуюся часть гонорара автор получает после выхода книги из печати, обычно через 1-3 месяца - это срок должен быть указан в договоре.
Но, опять же, это общий случай. Исключений хватает. Например, издательство "Армада" ("Альфа-книга") аванс, как правило, не платит. Они выпускают книги достаточно быстро, за несколько месяцев. И гонорар - весь, целиком - платят после выхода книги. Платят, кстати сказать, исправно.
Если какое-то издательство заинтересовано в вашем тексте, оно может заплатить деньги сразу после подписания договора - и это, на мой взгляд идеальный вариант, никаких волнений и переживаний на тему "обманут-не обманут, а вдруг курс доллара обвалится, или издательство разорится...". Но такую схему работы с авторами может себе позволить только крупное издательство.
Нужно понимать, что первый гонорар -- это еще не все деньги, которые может принести ваш текст. Если книга станет хорошо продаваться, то издательство выпустит дополнительный тираж, и выплатит вам дополнительный гонорар - "роялити". Если спрос на ваши произведения будет усточивым, и если вы будете хотя бы раз в год напоминать о себе новыми книгами, то ваши книги станут переиздавать (за переиздания обычно платят меньший процент, и выходят они меньшими тиражами, нежели новая книга того же автора).
Другое дело, что далеко не все начинающие авторы выходят на уровень, когда их начинают допечатывать и переиздавать.

Так можно ли зарабатывать писательством?

Наверное, можно. Впрочем, тут все зависит от ваших потребностей. Я, к примеру, человек не слишком притязательный, и запросы мои довольно скромны.

Если вы всё-таки решили податься в профессиональные литераторы, то нужно трезво оценивать некоторые обстоятельства:

1. Мало кто из литераторов стал известен первой своей книгой. Большинству требуются годы и годы, чтобы получить хоть какую-то известность.

2. Большинство авторов пишет книгу несколько месяцев, растрачивая на это всё свое свободное время. А затем нужно найти издателя - и это тоже может занять солидный срок (моя первая книга путешествовала по издательствам два года). Потом еще примерно полгода книга будет готовиться к печати... А ведь все это время надо на что-то жить! Потому большинство начинающих (и не только) литераторов вынуждены подрабатывать. Вы можете совместить работу и писание? У меня пока еще получается.

3. Начинающему (любому малоизвестному) автору не стоит расчитывать на крупный тираж. 6-8 тыс. экз. - это уже хорошо. Денег с этого вы поимеете немного (перечитайте п.2). И вторая ваша книга, скорее всего, выйдет таким же тиражом. И третья... Вы готовы к этому?..

Подвожу итог: если вы хотите зарабатывать деньги - найдите для этого другой способ. Эрвин Кобб сказал: "Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями."
И мне почему-то кажется, что он прав.

05/10/2010

Этой осенью Стивена Спилберга чуть-чуть не засудили... за плагиат. Своей свободой живой классик Голливуда рисковал из-за картины «Паранойя», исполнительным продюсером которой являлся. Действительно, сюжет этого молодежного триллера, мягко говоря, «с бородой». Режиссер фильма и соратник Спилберга Ди Джей Карузо рассказал историю о задиристом старшекласснике, попавшем под домашний полицейский арест. Ограниченный в передвижениях, он уселся наблюдать за домом напротив. Спустя какое-то время парень вычислил, что его вежливый и молчаливый сосед - изощренный маньяк.


В итают в воздухе
Казалось бы, чего судебный огород городить: бюджет картины всего 20 миллионов долларов. Однако «Паранойя» удостоилась нескольких номинаций на разные кинематографические премии вроде Peoples Choice Awards (выбор народа) и даже претендовала на коробку золотого попкорна от MTV за лучший поцелуй актеров. А о признании народном говорит бокс-офис фильма — простые зрители купили билетов на 117 миллионов долларов. И вот от этого американского пирога захотели откусить свой кусок главы адвокатского фонда Sheldon Abend Revocable Trust. Они утверждали, что Спилберг и Ко фактически сделали ремейк фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор». Хичкок же на законных основаниях еще в 1954 году снял одноименный фильм по рассказу Корнелла Вулрича. А права на него как раз и принадлежат фонду Sheldon Abend Revocable Trust. Стало быть, Спилберг цинично воспользовался литературным наследием Вулрича. Впрочем, суд отверг претензии истцов и закрыл дело. Да, и у Хичкока, и у Карузо человек, ограниченный в передвижениях, от скуки глазеет в окно и раскрывает преступление. Однако кроме этого ничего больше не сходится: герои разные, преступники разные, убийства иные, время и место действия не сходятся... так что фильмы разные. Case, как говорится в таких случаях, dismissed.

Эти слушания так и остались бы досадным недоразумением, не будь Спилберг уже не первым режиссером, схваченным Фемидой за руку по делу о плагиате. Ведь если отвязные актеры, как правило, отвечают в суде за мордобой, пьянство за рулем и наркотики, то режиссеров обычно обвиняют в присвоении чужой интеллектуальной собственности. Так, некий мексиканский кинодеятель заявил, что Мел Гибсон скопировал в своем «Апокалипсисе» некоторые сцены из его фильма «Возвращение в Ацтлан». Другой мастер, живописующий конец света, Роланд Эммерих аж дважды представал перед судом: сначала в плагиате его обвинил профессор из Гарварда — он заявил, что Эммерих нагло заимствовал идеи для «Послезавтра» из его романа «Девятый полярный день». А потом Эммериха уличил в воровстве идей некий китайский драматург. Китаец даже подсчитал количество сцен из двух его пьес, которые Эммерих дословно воспроизвел на экране, — 308. Американский сценарист Дэннис Хантер в судебном порядке потребовал миллион долларов от Квентина Тарантино: мол, enfant terrible Голливуда украл у него идею дилогии «Убить Билла». Досталось и создателю «Аватара» Джеймсу Кэмерону.

Конечно, главным аргументом «защиты» является заученная мантра: мол, идеи витают в воздухе. И все уже придумано до нас, так что в плагиате можно обвинить практически любого режиссера, если он не заплатил денег за права.

Ч то почем
И что остается «бедным» мастерам культуры? По-своему интерпретировать известные сюжеты. Не случайно права на ремейк, сюжет, экранизацию книги, комикса или компьютерной игры стоят куда дороже, чем так называемый оригинальный сценарий (screenplay). Средняя ставка члена американской Гильдии сценаристов — всего 50 тысяч долларов. Именно за такие деньги можно купить качественный сценарий среднебюджетной картины типа «Паранойя». В то время как суммы, которые продюсеры тратят на покупку действительно свежей story, почти всегда исчисляются миллионами. Например, Джоан Ролинг продала в кинематографическое рабство поттериану за два миллиона долларов. И выторговала у Warner Brothers процент от проката последующих картин и всего мерчендайзинга, производимого по мотивам фильма. Сегодня ее состояние оценивается почти в миллиард фунтов стерлингов.

После продажи прав на роман «Ниже нуля» банковский счет культового американского писателя Брета Истона Эллиса пополнился миллионом долларов. За право превратить компьютерную игру Halo в фильм 20th Century Fox должна была заплатить 10 миллионов долларов. Оригинальный сюжет «Терминатора» — если кто-то захочет снять продолжение или ремейк — обойдется в 29,5 миллиона долларов. Компания Marvell, издающая комиксы, и вовсе не рассматривает предложения ниже десяти миллионов. Так, производственный бюджет второй части «Человека-паука» увеличился на 20 миллионов долларов только из-за того, что в эту сумму обошлось приобретение прав на графические романы про человека-паука. Но, выплачивая такие умопомрачительные деньги, создатели рассчитывают на сверхприбыль. Речь-то идет о произведениях, уже зарекомендовавших себя в коммерческом плане. А вот на высокое искусство никто тратиться не желает.

Писатель Джон О`Брайен в начале 1990-х разрешил режиссеру Майку Фиггису снять фильм по своей книге «Покидая Лас-Вегас» всего за две тысячи долларов. Вдова Грэма Грина в 2002 году получила за право на ремейк картины «Тихий американец» по роману своего знаменитого мужа всего порядка тысячи фунтов стерлингов. Впрочем, сам писатель, когда заходили разговоры об экранизации романов, предпочитал курить в сторонке. В прямом смысле слова: так, в 1949 году он не торгуясь расстался со своим классическим романом «Третий» всего за несколько сотен фунтов и... коробку сигар.

Э то по-нашему
Столь же беспечно к своей интеллектуальной собственности относились только советские мастера культуры. Классик российского кинематографа Эльдар Рязанов признался «Итогам»: «Мы с Эмилем Брагинским в 1994 году продали права на экранизацию двух своих картин «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Служебный роман». Времена были странные, мы с Эмилем были совершенно не подкованы в юридических вопросах и получили за это копейки. «Легкий пар» в новом виде мы уже видели, а «Роман» я даже не собираюсь смотреть». Премьера картины «Служебный роман. Наше время» намечена на 17 февраля 2011 года. Производством занималась кинокомпания «Леополис». Однако в компании не горят желанием обсуждать юридическую изнанку проекта. На сайте висит информация, что в 1990-х правообладателем на пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы» (она легла в основу фильма) стал Александр Атанесян. Некоторое время назад их выкупил у режиссера и продюсера глава «Леополиса» Сергей Ливнев. Он же стал одним из продюсеров новой версии советского хита.

Вообще свежие идеи в нашем новом кинематографе очень редко конвертируются в хрусткие купюры. Количество прибыльных фильмов можно посчитать на пальцах, один из них, к слову, — «Ирония судьбы: Продолжение». Недаром продюсер Сергей Сельянов почти в каждом интервью говорит, что кинематограф в нашей стране дело убыточное. Так почему бы не попробовать обратиться к хорошо зарекомендовавшим себя старым хитам? Владимир Меньшов даже не подозревал, что режиссер Андрей Кудиненко делает ремейк его фильма 1976 года «Розыгрыш». «Мне сообщили об этом, когда картина была закончена, — заявил Меньшов «Итогам», — и пригласили на премьеру. Формально я даже не знаю, должны ли были авторы новой версии обращаться ко мне. Сюжет этого нового фильма очень косвенно соприкасается с моей картиной». Автором сценария оригинального фильма был Семен Лунгин, и новый фильм снимался на студии его сына, режиссера Павла Лунгина. «Права на сценарий «Розыгрыша» никому никогда не передавались и не продавались, — рассказал «Итогам» Павел Лунгин, — они принадлежат мне как наследнику. Мы переделывали не фильм, а сюжет, придуманный моим отцом. Сценарий был изменен практически до неузнаваемости».

Нынешние сценаристы, режиссеры и писатели гораздо более прагматичны. Так, по слухам, знаменитый Борис Акунин просит кинематографистов не беспокоить его, если они не могут предложить больше 500 тысяч евро. «Умные» книги и сценарии по-прежнему стоят недорого. Обладатель премии «Национальный бестселлер» Андрей Геласимов признался «Итогам», что продал права на экранизацию одного из своих романов, отмеченных многочисленными премиями, за 25 тысяч долларов. Оригинальный сценарий, по словам одного известного продюсера, и тот стоит дороже — порядка 30 тысяч евро. «В среднем сегодня, — говорит Геласимов, — некоммерческому автору предлагают 10—15 тысяч долларов за книгу. И это ничтожно мало. Глобальный кризис очень отразился на кинопроизводстве, и ставки сильно упали. В разы. Недавно я встречался с сотрудником одной крупной кинокомпании и спросил, сколько бы они заплатили за права на экранизацию, скажем, книги Людмилы Улицкой. Она сказала: «Нисколько. Мы такой фильм не продадим». Вот вам и цена названа. Ноль. Это при всем значении Улицкой для современной культуры. Делайте выводы».

Вывод напрашивается такой: российский рынок прав на кинематографические версии и ремейки развит почти как голливудский в смысле гонораров. Да только качество фильмов в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Мы даже научились покупать и продавать права. Правда, пока серьезные деньги, уплаченные за сюжеты и истории, все чаще оказываются выброшенными на ветер. Не видно что-то пока Спилбергов в родном отечестве.

Маргарита Ледовских

Рада приветствовать вас на нашем сайте. Меня зовут Маргарита Ледовских, я медиаюрист. 19 лет я работаю в сфере информационного права, из них 6 лет руковожу проектом "Право в сети".

Поиск по сайту

Оказываем услуги по регистрации сайтов в качестве СМИ

Подготовительный этап Во-первых, нужно время на подготовительные действия. Пишу об этом, поскольку иногда не учитывают эти моменты. Учредителям- физическим лицам как минимум нужно посетить банк и нотариуса, чтобы сделать нотариальные копии документов. Вы скажете, что можно оплатить через онлайн-банк, не выходя из дома, и это чистейшая правда, но даже в этом случае надо идти […]

Очень часто, если человек разозлен, обижен, от него можно услышать такие слова: «Да я на тебя подам иск о компенсации морального вреда». И вот уже может показаться, что если человек переживает, если в интернете о нем распространена какая-то негативная информация, он недоволен покупкой в интернет-магазине, в негодовании, что на него, по его мнению, подали незаконный […]

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то