Картины из костей рыб. Картины из рыбьих костей. Корр

Наша страна омывается большим количеством морей и океанов, имеет сотни озер и рек, и рыбный промысел у нас развит повсюду. Поэтому мы и имеем возможность использовать отходы рыбы — ее косточки и чешуйки для интересной работы.

Рыбья чешуя — это роговые или костные образования. Наиболее крупная чешуя у сазана, карповых рыб, окуня, сига и т. д. Очищая рыбу для приготовления пищи, соберите чешую, промойте ее в теплой воде и несколько раз в холодной и разложите на доске или газете.

Крупная, мягкая чешуя свернется и будет иметь довольно неприглядный вид. Плотной и ровной останется лишь чешуя окуня и судака. Поэтому она особенно хороша для работы. Обладая прочностью и зубчиками на одной из сторон, как у гребешка, эти чешуйки пригодны для объемной выкладки узоров.

Крупная чешуя карповых рыб используется для плоской инкрустации и мозаичного выклеивания, выкладки декоративных цветов, для оклеивания снежного пейзажа в макетах.

Выкладку узоров из твердой чешуи выполняют по предварительно созданному рисунку на пластической массе или мастике. Изделие либо покрывается мастикой, либо целиком изготовляется из пластической массы. Рецептов для изготовления пластмассы много. Наиболее доступен следующий.

Разваренный в клеянке столярный клей смешивают с древесными опилками до очень густой массы и тщательно перемешивают. Затем в эту массу добавляют на 0,5кг 20граммов парафина либо воска 15граммов. Теплую, еще не остывшую массу раскатывают бутылкой и формуют из нее любые формы и плоскости. Сушат пластмассу двое суток. Просушив изделие только сутки, приступайте к вклеиванию по нему узора из рыбьей чешуи.

Прозрачные рыбьи чешуйки отливают перламутром и хорошо смотрятся на белом или на черном фоне.

Второй рецепт такой: в 0,3 литра воды размочите и разварите 100 граммов плиточного столярного клея и мякоть одной русской булочки. Затем добавьте в него 25граммов плавленого сыра и белок куриного яйца. Хорошо размешивайте эту массу руками, как тесто, и раскатайте в лепешку — толщиной не менее 3—4 миллиметров. Фигурное изделие вырезается из пластмассы мокрой формочкой. Если вы хотите сделать шкатулку из раскатанной лепешки, вырежьте прямоугольные или квадратные формы стенок, дна и крышки. Все вырезанные формы положите на промасленную бумагу, прикройте тоже промасленной бумагой и заложите между досочками с небольшим грузом. Дав форме отстояться четыре-пять часов, приступайте к выкладке узора. Отдельные части шкатулки соединяют друг с другом, склеивая яичным белком и досушивая уже без груза.

Не следует сушить изделия из пластмассы возле печи или в таком месте, где очень тепло.

На рисунках мы даем варианты выкладывания узоров как твердой чешуи, так и в комбинации твердой чешуи с мягкой, вперемежку с рыбьими косточками.

На коробке, шкатулке выкладывайте из чешуи узор только на крышках. Бока должны остаться гладкими.

Когда то или иное изделие высохнет, покройте его бесцветным цапон-лаком.


Техника выкладывании узоров

Рисунок узора наносится на пластмассовую поверхность через копировальную бумагу легким нажимом карандаша. Умеющие рисовать исполняют рисунок, глядя на рисунок, исполненный ими предварительно на бумаге. Рассмотрим внимательно один из предложенных здесь рисунков. Розочки (А) исполняются вдавливанием твердых чешуек, поставленных на ребро и вверх зубчиками.


Листья (В) делаются из двух развернутых и слегка наклоненных половинок чешуек. Колокольчики (Г) образуются из подобранных по размеру от большой к меньшей чешуйке, с сильным наклоном ребра в правую сторону.

Вьюнки (Б) состоят из ребристо поставленных чешуек-кружочков и плоско вдавленного основания. Виноградинки делают либо плоскими, либо мелкую мягкую чешуйку закручивают над паром в комочек.

Стебельки, веточки выкладывают из поставленных на ребро чешуек, сильно вдавливая и тем самым образуя сплошную линию.

Работа эта мелкая, кропотливая, похожа на ювелирную. Она требует вкуса и терпения. Но результаты настолько хороши, что мы очень советуем ею заняться.

Вдавливание чешуек в пластмассу производится нажимом пальцев, а перенос чешуек, наклоны и отбор их — с помощью маленьких пинцетов.

О работе с рыбьей костью можно сказать следующее: хорошо промытые кости от рыбьих голов, хребта и у плавников различных рыб имеют очень разнообразные формы. Особенно интересны кости из головы судака и наваги. Верхние плавники у окуней, щук и многих других рыб тоже имеют интересные разновидности иглоподобной формы. Хребтовые, кости наваги, например, хороши для выкладывания листьев, крыльев бабочек. В голове наваги, у макушки, находятся две овальные косточки белого цвета, по форме напоминающие лепестки ромашки.

Из крупной чешуи сазана, зеркального карпа и цветной чешуи черноморской рыбки зеленухи можно вырезать квадратики и ими обклеивать плоскости в картонных и фанерных изделиях. Очень красивым получается обклеенный шашечками чешуи письменный прибор, изготовленный из картона. Клеить чешуи можно на клее «БФ-2» и целлулоидных клеях, плотно прижимая каждый вырезанный квадрат чешуи. Затем их надо обязательно сушить под прессом.

Готовое изделие для лучшей сохранности покрывают вместо лака тонким слоем клея «БФ-2» либо заливают казеином, обработанным борной кислотой.

Кроме описанных раньше пластических масс, основой для выкладывания различных узоров из чешуи и косточек может служить изделие, вырезанное из непригодных патефонных пластинок. Свойство патефонных пластинок размягчаться в горячей воде и легко резаться ножницами давно известно. Вырезав из пластинки нужную форму, пластинку вынимают из воды и, положив на дощечку, переводят на нее иглой рисунок. Затем маленьким электропаяльником слегка растапливают пластмассу в том месте рисунка, где это нужно, левой рукой с помощью пинцета вставляют в расплавленную пластмассу чешуйки.

Так вкрапливается чешуя по всему рисунку. Шкатулку можно сделать из кусков патефонной пластинки. Части шкатулки сваривают друг с другом также паяльником.

Работу эту следует выполнять ребятам старшего возраста, умеющим обращаться с паяльником.

Ожерелье из рыбьих костей


Оригинальное и красивое ожерелье можно сделать из рыбьих косточек. Вдоль хребта осетрины, белуги и всякой другой так называемой «красной» рыбы расположены твердые, остроконечные, напоминающие звездочки косточки. Когда у вас на обед будет красная рыба, не выбрасывайте косточки. Промойте их в горячей воде, прокипятите, чтобы они не пахли рыбой, и высушите. Косточки станут чистыми, белыми и очень красивыми. Нарежьте из белого бельевого материала маленькие кружочки величиной меньше косточек и возьмите суровую нитку. Начинайте приклеивать косточки к нитке в следующем порядке: возьмите первую косточку, намажьте ее с обратной стороны клеем «БФ-2», намажьте также клеем кружочек из материала. Когда клей слегка подсохнет (не будет прилипать к рукам), намажьте косточку и кружок еще раз клеем, выждите немного, положите нитку на косточку, сверху нее наложите кружочек из материала, крепко зажмите косточку и кружочек между пальцами и подержите так несколько минут. Затем таким же образом приклейте вторую косточку и т. д., пока не образуется ожерелье необходимого размера.


В семье украинской художницы Елены Журавской к столу каждый день подают блюда из рыбы: леща, карпа, толстолобика, селедки, щуки... И дело вовсе не в том, что рыбу здесь предпочитают другим продуктам. Елена Журавская - автор уникальных картин, которые состоят из рыбьих косточек , чешуи и даже рыбьих глаз, тщательно обработанных, отполированных и покрытых перламутровым лаком. Этому искусству она обучилась самостоятельно, и теперь каждый день совершенствуется в своем необычном хобби, а выставки ее картин крайне популярны и неизменно многолюдны. Шутка ли, такая красота, а всего лишь рыбьи косточки.


Впрочем, что здесь странного? Из слоновой кости уже давно делают потрясающие вещицы, которые также можно назвать произведениями искусства, вот мастерица и решила пустить в ход самые доступные кости, тем более, что добывать их можно самостоятельно. Рассказывая о своем творчестве, Елена Журавская смеется, что привлекает к работе всю семью: супруг приносит с рыбалки улов, она его чистит и готовит, домочадцы с удовольствием едят, а кошки помогают справляться с тем, что осталось несъеденным. Получив гору костей, художница их тщательно моет, очищает от остатков мяса, полирует и покрывает лаком, а рыбьи глаза вываривает до такой степени, чтобы они окончательно затвердели, превратившись в горошины, - и начинает выкладывать мозаику на черном бархате.





Пользуясь зубочистками, маникюрными ножницами и пилочкой, кисточкой и лаком ПВА, Елена Журавская сперва подгоняет части мозаики друг к дружке, переставляя и перестраивая композицию до бесконечности, пока она не станет идеальной. На это уходит иногда одна ночь, иногда неделя, а две последние картины, большие и сложные, художница выкладывала около года. Некоторые косточки ей приходится подрезать и подпиливать, а бывает и необходимость их согнуть, скрутить или выпрямить, если того требует композиционная задумка. Но иногда попадаются уже готовые "драгоценности" - так можно назвать кости интересной, необычной формы, которые встречаются у экзотических морских и океанских рыбин, редко попадающих на прилавки наших магазинов.





Работать с костями и чешуей Елена Журавская начала больше семи лет назад. Все делала сама, по наитию, ведь учебников и мастер-классов по этому виду искусства еще не придумали. Сегодня она уже сама проводит мастер-классы, рассказывает об особенностях и тонкостях работы с таким необычным и по-своему капризным материалом как кости и чешуя разных рыбин. Выставки картин Елены Журавской проходят как в родном Киеве, так и в других городах России и Украины.

На выставках киевлянки Елены Журавской всегда море зрителей.. Ее картины удивительно необычны, делает она их из рыбьих косточек, которые покрывает перламутровым лаком, и наклеивает на бархат. Вот так, казалось бы, в одном предложении уместился весь творческий метод. На самом деле создание таких картин - процесс очень сложный. Нужно хорошенько выварить материал, рассортировать, а потом выложить картину. Композиционное решение и подбор фрагментов - настоящие муки творчества. Опустив косточку на бархат, художница может часами ее подвигать, смещая на миллиметры, искать оптимальное расположение. Да разве часами? Иной раз недели не приносят правильного решения…

Журавская сама придумала целый ряд приемов обработки рыбной кости. Учителей у нее не было, и быть не могло, их попросту не существует. Редкие любители «рыбные» картины пытаются делать, но это больше походит на художественную самодеятельность.

Если вышивке, лозоплетению, флористике и т.д. посвящена масса литературы, то это творческое направление не располагает никакими пособиями.

Е.Ж. - Это точно. Сейчас в холодильнике, как минимум, три рыбных блюда: жареный карп, холодец из красной рыбы, уха, и, конечно, куча костей и голов - материалы для будущих работ.Корр.- У вас дома, наверное, всегда рыбный день? Семья рыбой закормлена…

Корр. - Рыбу покупаете на рынке и в магазинах?

Е.Ж. - Это не главный источник добычи материала, основной - рыбалка. Я сама, можно, сказать, ловлю свои картины. Очень часто езжу на рыбалку. И супруг помогает. Он тоже рыбной ловлей увлечен. Короче, вся семья задействована в моем творческом процессе: кто ловит, кто ест, даже кошки принимают участие - косточки обгладывают. Но приходится рыбу и докупать. На рынке меня продавцы хорошо знают и специально косточки откладывают. И соседи несут. Недавно друзья сюрприз сделали, купили в магазине одну средиземноморскую рыбину. У нее кости изумительно красивой формы. Душа радуется. Это просто находка. Теперь буду ее сама покупать.


Корр. - И все-таки, кто вас надоумил? Был же, наверное, какой-то толчок? Как вы начали делать такие картины.

Е.Ж. - Толчок действительно был. Мы отдыхали на море и познакомились с киевлянкой Софьей Григорьевной Франкфурт. Она увлекалась флористикой и другими техниками, в том числе были у нее несколько работ выложенных рыбными косточками. Я увидела и загорелась.

Теперь я сама время от времени провожу мастер-классы. А тогда меня никто не учил, а значит - не портил, до всего доходила сама. Вываривала, разбирала, искала необычные линии. Сегодня уже есть много своих секретов. Посмотрите вот на этот на горох…

Корр. - Да, он как будто на грядке растет, горошинки очаровательные, а завитушки, неужто и они из косточек?

Е.Ж. - Конечно. А горошины - хрусталики рыбьих глаз. Когда их долго вывариваешь, они роговеют.

Корр . - Смотрятся как жемчужинки…

Е.Ж. - Кстати, жемчуг стареет, а мой получается вечный. А с завитушками долго пришлось экспериментировать. Они тоже из рыбных тонких косточек. Много материала израсходовала, пока добилась желаемого результата.

Корр . - Получается - завивали. У вас на картинах столько изогнутых косточек. Как вы это делаете?

(Елена смеется)

Е.Ж. - Меня часто об этом спрашивают: «Как же вы их гнете?». А я отвечаю: «Обратите внимание, у рыбы ведь практически нет ровных костей». Я особенно ценю деформированные. Как-то мне попался карп с поломанным и неправильно сросшимся хребтом, шикарная деталь получилась. Но почему-то меня никто не спрашивает, как я косточки выравниваю. В работах «Выдубицкий монастырь» и «Шотландский замок» мне понадобилось много именно ровных деталей. Я ведь по профессии архитектор и порог требовательности к точности здесь был повышенный.

Увлечена созданием «рыбных» картин уже семь лет, и с каждым годом материал чувствую лучше и лучше. Вижу его по-другому. Если раньше листочки и стебелечки были на каждом шагу, то теперь и фалды платья, и овал лица, а вы на петуха посмотрите, он же, как будто «Кукареку!» кричит. Сейчас делаю «Мери Поппинс» с зонтиком… Увлеклась страшно. Рыбная кость очень сложный и благодарный материал и с каждой новой работой он по-особенному мне открывается.

Корр. - И как часто появляются на свет ваши картины?

Е. Ж. - Все зависит от сложности работы. Раньше я могла за ночь что-то сотворить. А последние две картины делала год. Постоянно нахожусь в поиске новых решений. У меня есть работа «Девушка, идущая по волнам». Долго мучилась над вопросом: как создать объем волны? И придумала. Стала очень мелко нарезать чешую.

Миниатюрные детали в картинах всегда сложная работа. Мои друзья-ювелиры, когда увидели «Выдубицкий монастырь», изумились, спрашивают: «Ты кресты на куполах под микроскопом клеила?». А я их просто руками выложила с помощью зубочистки.

Корр. - А какие еще инструменты и материалы используете в работе?

Е. Ж. - Молоток, пилочку для ногтей, ножницы, кисточку, которой собираю пылинки с бархата. Из материалов: клей ПВА и лак для ногтей. Перламутровый лак ведь тоже из рыбьей чешуи делают.

Корр. - Елена, а где можно посмотреть ваши работы?

Е.Ж. - Они экспонировались в разных киевских залах, но чаще в Доме природы. На выставке, посвященной международному женскому празднику, которая откроется здесь 5 марта, будет несколько моих картин.

Корр. - И все-таки, мне кажется, истоки вашего увлечения нужно искать в древности.

Е.Ж - А я об этом знаю. Древние люди делали из рыбьих костей разные предметы быта и украшения. А в старинной Голландии мальчикам покупали интересные галантерейные коробочки - подобие современных развивающих игр, что-то вроде конструктора «LEGO». В коробочках лежали рыбьи косточки, бусинки, прочие детальки, из которых ребенок должен был сотворить какую-нибудь картинку.

А в Королевском музее Эдинбурга есть картина неизвестного автора «Корзина с цветами», выложенная косточками пикши.

Перламутровые косточки на черном бархате завораживают зрителей. …Удивительная штука талант. Материал, который использует Елена Журавская, из наших квартир всегда перекочевывает… на мусорник. Она же создает из него просто сказочные картины. Я не сомневаюсь, что эти произведения со временем будут покупать и большие ценители, и музеи искусств… Редкое дарование изучат искусствоведы, появятся, наверное, и учебники, раскрывающие секреты мастерства, которые напишет сама художница.

Беседовала Марина СОЛДАТЕНКО, Хорошие новости
спасибо за ссылку tevrizskii


Мастер-класс. Декоративное панно. Фея «Осень» (Чудо-дерево) из косточек рыб.


Автор. Генчева Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования, МОУ ДО «Днестровский детско-юношеский центр», Приднестровская Молдавская Республика.
Данный мастер – класс рассчитан на работу в детском творческом объединении с обучающимися 9-10 лет и старше, для педагогов, родителей.
Назначение: изготовление подарков, индивидуальная работа с детьми.
Цель: создание декоративного панно по теме «Осень», используя рыбные косточки.
Задачи. Совершенствовать умения работать с рыбными косточками. Закреплять навыки выполнять аппликацию из засушенных листьев. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию, чувство цвета. Воспитывать интерес к работе по изготовлению панно из необычного пригодного материала.

Вы любите рыбу? Ни в коем случае не выбрасывайте косточки! При творческом подходе, даже такое, казалось бы, абсолютно бесполезное «приобретение» - может послужить отличным природным материалом для поделок. Оказывается картины из рыбьих костей – делали еще в древности. В королевском музее Эдинбурга находится картина «Корзина с цветами» неизвестного мастера, которая выложена из косточек пикши. Не только рыбные кости, но и плавники с чешуей в ход идут. Самый долгий и не очень приятный этап - это очистка костей. Моем их под проточной водой с зубной щеткой. Затем помещаем в миску с горячей водой и моющим средством для посуды на несколько часов, меняем воду несколько раз (3-4). Чистые косточки сушим на подоконнике. Через пару дней можно работать. Кости от рыбьих голов, хребта и у плавников различных рыб имеют очень разнообразные формы. Особенно интересны кости из головы судака и карповых рыб. Верхние плавники у окуней, щук и многих других рыб тоже имеют интересные разновидности иглоподобной формы. Крупная чешуя карповых рыб используется для плоской инкрустации и мозаичного выклеивания, выкладки декоративных цветов, для оклеивания снежного пейзажа в картинах.
А дальше все зависит от полета фантазии. Кто-то красит косточки красками и составляет из них целые букеты разноцветных цветов, кто-то покрывает рыбьи косточки перламутровым лаком и на темном фоне бархата это очень эффектно смотрится -лаконичные и стильные картины.
Ход работы.
Оборудование:
- рыбные кости;
- клей универсальный (для потолочных плит), ПВА;
- кисть;
- стекло;
- картон;
- цветная бумага;
- засушенные листья;
- акриловые краски, золотистый лак;
- рамка.


Пошаговый процесс изготовления панно
1. Подбираем и выкладываем, заранее очищенные рыбные кости, нужной формы, размера в соответствии с вашим задуманным образом. Можно выложить цветы, листья, бабочек и т.д.


2. У меня получилась прекрасная Фея, королева «Осень», но если работу перевернуть, то можно увидеть чудо – дерево или цветок, колышущейся на ветру.


3. Начинаем окрашивать. Можно было бы оставить кости и натурального цвета, покрыть лаком, но это же «Осень», поэтому выбираю соответствующие цвета.


4. Окрашиваем сначала желтым цветом, затем оживляем зеленым, оранжевым.


5. Я работаю акриловыми красками. Они отличаются яркостью и чистотой цвета, легко наносятся, смешиваются с водой. При высыхании образуют эластичную, несмываемую пленку.



6. Вот такая яркая золотая «Осень».


7. Подготавливаем и очищаем стекло. Я задумала приклеить центральный элемент композиции на стекло. По моему мнению, это позволит передать глубину и прозрачность воздуха.


8. Начинаем переносить кости на стекло, сохраняя образ.


9. Готовый образ на стекле.


10. Начинаем приклеивать кости. Технология приклеивания костей напоминает работу с ракушками. Выпуклые кости, у которых мало мест соприкосновения со стеклом приклеиваем следующим образом: в углубление кости вклеиваем кусок скомканной газеты, так чтобы она не была выше краев. Затем наносим клей на края кости, которые прикасаются к стеклу и на газету.


11. Несколько секунд (15-20) держим, пока клей не подсохнет.


12. На кости более плоские клей распределяем равномерно.


13. Таким образом, приклеиваем все кости.



14. Самая сложная работа окончена.


15. Переходим к основе – фону. На подготовленный картон приклеиваем цветную бумагу.


16. Оставляем под прессом сохнуть.


17. На получившуюся основу выкладываем засушенные листья, композиция зависит от вашей фантазии.


18. Листопад, букет из листьев и др.


19. Приклеиваем засушенные листья, используя клей ПВА.



20. Сухие листья очень хрупкие и ломкие. Клей лучше наносить на лист, положенный на твердую поверхность, а не на весу. Это позволит его сохранить целым.


21. Закончили работу над основой.


22. Аккуратно накладываем стекло на фон.


23. Придаем сияние. Можно приклеить стразы, блестки, перо на шляпу. Я же ограничусь золотистым лаком.


24. На стекле обвожу по контуру несколько листьев – это объединит все части композиции.


25. Загадочная фея готова.

В семье украинской художницы Елены Журавской к столу каждый день подают блюда из рыбы: леща, карпа, толстолобика, селедки, щуки... И дело вовсе не в том, что рыбу здесь предпочитают другим продуктам. Елена Журавская - автор уникальных картин, которые состоят из рыбьих косточек , чешуи и даже рыбьих глаз, тщательно обработанных, отполированных и покрытых перламутровым лаком. Этому искусству она обучилась самостоятельно, и теперь каждый день совершенствуется в своем необычном хобби, а выставки ее картин крайне популярны и неизменно многолюдны. Шутка ли, такая красота, а всего лишь рыбьи косточки.


Впрочем, что здесь странного? Из слоновой кости уже давно делают потрясающие вещицы, которые также можно назвать произведениями искусства, вот мастерица и решила пустить в ход самые доступные кости, тем более, что добывать их можно самостоятельно. Рассказывая о своем творчестве, Елена Журавская смеется, что привлекает к работе всю семью: супруг приносит с рыбалки улов, она его чистит и готовит, домочадцы с удовольствием едят, а кошки помогают справляться с тем, что осталось несъеденным. Получив гору костей, художница их тщательно моет, очищает от остатков мяса, полирует и покрывает лаком, а рыбьи глаза вываривает до такой степени, чтобы они окончательно затвердели, превратившись в горошины, - и начинает выкладывать мозаику на черном бархате.




Пользуясь зубочистками, маникюрными ножницами и пилочкой, кисточкой и лаком ПВА, Елена Журавская сперва подгоняет части мозаики друг к дружке, переставляя и перестраивая композицию до бесконечности, пока она не станет идеальной. На это уходит иногда одна ночь, иногда неделя, а две последние картины, большие и сложные, художница выкладывала около года. Некоторые косточки ей приходится подрезать и подпиливать, а бывает и необходимость их согнуть, скрутить или выпрямить, если того требует композиционная задумка. Но иногда попадаются уже готовые "драгоценности" - так можно назвать кости интересной, необычной формы, которые встречаются у экзотических морских и океанских рыбин, редко попадающих на прилавки наших магазинов.




Работать с костями и чешуей Елена Журавская начала больше семи лет назад. Все делала сама, по наитию, ведь учебников и мастер-классов по этому виду искусства еще не придумали. Сегодня она уже сама проводит мастер-классы, рассказывает об особенностях и тонкостях работы с таким необычным и по-своему капризным материалом как кости и чешуя разных рыбин. Выставки картин Елены Журавской проходят как в родном Киеве, так и в других городах России и Украины.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то