Раздел ii основы динамики судна. Раздел ii основы динамики судна Успокоители качки на судах снабжения буровых установок

Основные цели испытаний судов, снабженных успокоителями качки, следующие:
х достаточно полная и достоверная оценка эффективности и эксплуатационных качеств системы стабилизации судна в реальных морских условиях;
определение влияния успокоителя качки на прочие мореходные качества судна (управляемость, ходкость, поведение на волнении и т. д:);
оценка целесообразности использования данных успокоителей на других судах, подобных по определенным критериям испытываемому судну.

Наиболее распространенными успокоителями бортовой качки в настоящее время являются скуловые кили, успокоительные цистерны различных типов и бортовые управляемые рули. Рассмотрение основных методов испытаний для средств общей стабилизации судов содержится в монографии . Конкретное содержание натурных испытаний успокоителей качки сильно зависит от конструктивных особенностей системы стабилизации, которые могут быть весьма многообразны.

Исчерпывающие сведения о программе испытаний успокоителя обычно содержатся в инструкции по использованию системы стабилизации, которая составляется на основании расчетных и экспериментальных исследований, выполненных на стадии проектирования успокоителя. Натурные испытания не могут заменить указанные исследования по оптимизации системы стабилизации, а их целью должна быть только проверка основных характеристик и ограниченного числа конкретных вариантов использования успокоителя в реальных морских условиях. В частности, это замечание относится к определению оптимальной настройки цистерн по периоду или степени демпфирования колебаний стабилизирующей жидкости, оптимизации закона управления успокоителем и т. д.

Простейшими успокоителями бортовой качки, судов являются скуловые кили, которые начали широко применяться после известных испытаний корветов английского флота «Грейхаунд» и «Персей», проведенных В. Фрудом в 1872 г. Аналогичные испытания, проводившиеся позднее другими исследователями, и опыт судостроения неизменно подтверждали их высокую эффективность. На основании анализа обширного экспериментального материала в монографии показано, что в среднем скуловые кили при площади 2-4% от площади грузовой ватерлинии уменьшают амплитуды бортовой качки судна в дрейфе на 25-30%. На ходу относительная эффективность килей снижается. При движении судна лагом к волне и числе Фруда Fr=0,25 для килей указанной площади уменьшение качки составляет 25%, а при Fr = 0,40 равно 15-20%. На встречных и попутных курсовых углах волны эффективность килей еще более снижается, однако это не имеет существенного значения, поскольку амплитуды бортовой качки в этих условия невелики. Обзор данных о применений скуловых килей на судах и оценка влияния их установки на другие мореходные качества, в частности на ходкость, имеется в работе . В настоящее время испытания судов для проверки действия скуловых килей не производят, так как их эффективность, подтвержденная обширными экспериментальными материалами, не вызывает сомнений.

Программа и объем испытаний судна с успокоительными цистернами или бортовыми рулями зависят от типа системы стабилизации и, главным образом, от наличия элементов активизации.

Испытания судов с активными успокоителям качки производят в два этапа: на тихой воде и на волнении. На первом подготовительном этапе проверяют надежность и точность работы отдельных элементов системы стабилизации судна и определяют степень соответствия ее технических характеристик проектным данным (чувствительность преобразователей, работа исполнительных механизмов и т. д.). Кроме того, при испытаниях на тихой воде выполняют проверку работы системы стабилизации в режиме раскачивания, определяют собственный период и демпфирование бортовой качки судна по затуханию его свободных колебаний, измеряют статическую характеристику успокоителей (целесообразно отметить, что раскачивание судна на тихой воде может производиться не только успокоителем, но и с помощью вертикального руля).

В качестве статической характеристики рассматривают угол крена судна на тихой воде при статическом приложении максимального момента, создаваемого успокоителем качки. Определение статической характеристики успокоительных цистерн позволяет не только установить соответствие между проектными и фактическими данными, но и проверить возможность использования успокоительных цистерн в качестве средства уменьшения крена судна на циркуляции. Экспериментальное определение статической характеристики бортовых рулей не дает надежных результатов, так как крен в этом случае зависит не только от момента, создаваемого рулями, но и от момента, обусловленного дрейфом судна при крене. Так, при испытаниях американского лайнера «Марипоза» вместо ожидавшегося по расчету статического крена 5° измеренное значение составило 3° . Поэтому измерению статической характеристики бортовых рулей при натурных испытаниях не придается большого значения. Испытания в режиме раскачивания судна позволяют определить работоспособность и динамические характеристики успокоителей качки, как системы автоматического регулирования, оценить потребляемую ими мощность, которую устанавливают на основании измерения силы и напряжения тока на клеммах электродвигателя гидравлического привода. Если при раскачивании бортовыми рулями имеется возможность измерить создаваемую ими подъемную силу, то демпфирование бортовой качки с учетом пассивного эффекта рулей можно определить не только по затуханию свободных колебаний после выключения успокоителя, но и методом вынужденных колебаний., Оценку пассивного эффекта руля (по коэффициенту сопротивления бортовой качке судна с выдвинутыми неработающими рулями) достаточно проводить при малых углах раскачивания, что упрощает и ускоряет ее выполнение.

Основным этапом испытаний судна с успокоителями качки являются испытания на волнении. На этом этапе определяют технические характеристики успокоителя качки в реальных условиях плавания судна на волнении, оценивают эффективность системы стабилизации, а также решают другие задачи натурных испытаний. Оценку эффективности производят сопоставлением интенсивности качки судна с включенными и выключенными успокоителями или с помощью параллельных испытаний двух судов, одно из которых не имеет успокоителей, в одинаковых условиях плавания. Для оценки интенсивности качки принимают во внимание средние и наибольшие зарегистрированные во время испытаний значения амплитуд крена судна. Сравнение средних значений амплитуд позволяет определить, во сколько раз в среднем уменьшается качка судна при действии системы стабилизации, т. е. определить «кратность умерения». Оценка максимальных амплитуд дает возможность судить о наибольших возможных при работе успокоителя углах крена судна и представляет интерес, если величина углов крена при качке создает ограничения для нормального использования судна или его оборудования.

При сравнении амплитуд имеют в виду отклонения судна, измеренные от нулевой линии записи угла крена θ(t). Учитывая, что амплитуды пропорциональны дисперсии углов крена Dθ, в качестве меры интенсивности качки можно также рассматривать среднее квадратическое значение угла крена (стандарт)σθ=√Dθ. При использовании так называемых размахов колебаний для оценки интенсивности качки необходимо принимать во внимание только размахи, соответствующие удвоенным амплитудам угла -крена, и исключить размахи, соответствующие высокочастотным вторичным колебаниям, экстремумы которых обращены выпуклостью к нулевой линии процесса. Относительное число вторичных экстремумов на записях качки стабилизированного судна достигает 15-20%. Для нестабилизированного судна число их гораздо меньше, поэтому учет вторичных колебаний может заметно исказить оценку кратности умерения .

В иностранной практике оценку эффективности успокоителей нередко производят по проценту уменьшения качки, который определяют как отношение площади, заключенной между кривыми обеспеченности амплитуд качки нестабилизированного и стабилизированного судна, к площади, ограниченной функцией обеспеченности амплитуд качки нестабилизированного судна.

Рассматриваемая площадь определяет среднюю амплитуду качки, поэтому процент уменьшения качки вычисляют по формуле

Где θ0н, θ0с - средние амплитуды качки нестабилизированного и стабилизированного судна.

При резонансе на регулярном волнении для судна с резонансно настроенной пассивной цистерной

где αo - угол волнового склона, φст - используемая статическая характеристика, т. е. угол статического крена при воображаемом статическом перемещении на один борт стабилизирующей жидкости, равном амплитуде ее перемещения в рассматриваемых условиях.

Сравнивая формулы (3.15) и (3.16), можно рассматривать процент уменьшения качки К1 как оценку эффективной статической характеристики успокоителя на нерегулярном волнении, что позволяет судить об этой характеристике с точки зрения обеспечения необходимой или достаточной кратности умерения качки.

Величина К1 и кратность умерения К связаны соотношением

Иногда при определении процента уменьшения качки исключаются амплитуды, которые не превышают некоторый заданный уровень (например, 2°). Очевидно, что при этом оценка эффективности успокоителя повышается и вследствие произвольного выбора порогового уровня амплитуд становится неопределенной. Это замечание показывает, что оценка кратности умерения недостаточна для суждения об остаточной качке стабилизированного судна, которая может быть чрезмерной, несмотря на высокую кратность умерения.

Вследствие зависимости кратности умерения от интенсивности волнения (в особенности, от среднего периода волн) и демпфирующих свойств корпуса, повышение кратности отмечается на слабом волнении для судов с малым сопротивлением бортовой качке (например, без скуловых килей). Поэтому для сравнения разных судов или оценки влияния изменения конструктивных элементов судна и системы стабилизации полезно, помимо кратности умерения, рассматривать остаточную качку стабилизированного судна, для оценки которой могут использоваться указанные статистические характеристики: средняя амплитуда или дисперсия качки.

При использовании для оценки остаточной качки величины максимальных амплитуд необходимо учитывать продолжительность записей качки, т. е. учитывать соответствующую этим амплитудам вероятность превышения (см. § 33).

Испытания на волнении судов, снабженных успокоителями бортовой качки, как и судов без успокоителей, проводятся при движении судна на прямолинейных галсах с заданным значением курсового угла волны. При оценке эффективности успокоителей качки особенно важное значение приобретает определение интенсивности волнения на сопоставляемых режимах испытаний, и при испытаниях одного судна для повышения достоверности результатов рекомендуется повторение измерений качки на основных наиболее важных галсах (например, по схеме: 1-й галс-успокоитель выключен, 2-й галс-успокоитель включен, 3-й галс (повторный)-успокоитель выключен).

Важность влияния волновых условий может быть показана на примере испытания рыбопромыслового судна «Наталия Ковшова» . При испытаниях судна, которые проводились в Атлантическом океане в 1968 г., на ветровом волнении силой 5 баллов его качка оказалась меньше, чем на 4-балльной зыби (см. табл. 19).

Как показал анализ, это объясняется тем, что период волн зыби был больше и ближе к собственному периоду судна, чем на ветровом волнении. Эффективность цистерн на зыби была довольно высокой: включение цистерн уменьшало амплитуды качки примерно в два раза, в то время как на ветровом волнении уменьшение амплитуд составило 1,6 (рис. 99). Как показали измерения уровня жидкости в цистернах, примерно в случаях 40% колебаний вода достигала крыши цистерны. Это указывало на почти полное использование возможностей успокоителей и давало основание сделать подтвердившееся впоследствии предположение, что при более сильном волнении эффективность цистерн будет ниже. Широкое обобщение результатов испытаний пассивных успокоительных цистерн на 13 английских судах разных типов от лоцманского катера до контейнеровоза длиной 151 м приведено в . В частности, в работе показано, что для обследованных судов эффективность пассивных цистерн заметно зависит от скорости судна: на ходу снижение качки составляет в среднем около 25%, без хода - повышается до 40-50%, причем более высокое успокоение качки отмечается на судах, не имеющих скуловых килей.


Рис. 99. Обеспеченность амплитуд бортовой качки судна «Наталия Ковшова» на волнении.

1 - 5 баллов; 2 - 4 балла; - цистерны выключены; --- цистерны включены.

Эффективность успокоителей качки существенно зависит от выбранного закона управления рабочими органами системы стабилизации (воздушные заслонки и насосы успокоительных цистерн или бортовые рули). Обычно в конструкции успокоителя предусматривают возможность изменения режима работы успокоителя с целью наиболее рационального его использования в различных условиях плавания. Например, использование пассивных цистерн предусматривается при оптимальном уровне стабилизирующей жидкости в цистернах и значении внутреннего гидравлического сопротивления ее перетеканию, при котором обеспечивается наибольшая степень затухания свободных колебаний. При атом эффективность цистерн проверяют для различных состояний нагрузки судна.

При установке бортовых рулей предусматривают возможность изменения коэффициентов управления, которые определяют связь между кинематическими параметрами качки и углом перекладки руля
α (t) = s0θ + t1θ. (3.18)
Выбор фигурирующих в формуле (3.18) коэффициентов управлений сильно влияет на эффективность успокоителя качки. В качестве примера на рис. 100 представлены записи качки судна, снабженного бортовыми рулями.

Мореходные испытания всегда ограничены сроком, и нельзя рассчитывать на то, что во время испытаний на волнении будет предоставлена возможность подбирать оптимальные сочетания коэффициентов управления. Быстрее и дешевле эта задача может быть решена в лабораторных условиях с помощью электронных вычислительных машин. Поэтому в настоящее время выбор закона управления рабочими органами успокоителя качки не рассматривается в качестве задачи натурных испытаний. Однако для натурной проверки результатов лабораторных исследований целесообразно испытать судно при нескольких режимах работы системы стабилизации, выбрав для этого наиболее характерные волновые условия, остойчивость и скорость судна.


Рис. 100. Образцы записи бортовой качки судна при различных значениях коэффициентов управления бортовыми рулями s0 и s1: а - неуспокоенная качка, средний размах 2θ0 = 4,8°; б - успокоенная качка, s1 -10 с, s0=0, 2θ0 =1,60; в - успокоенная качка s1 = 10 с, s0=2, 2θ0 =1°; г - успокоенная качка s1=10 с, s0=4, 2θ0=0,9°. Скорость судна 18 уз, курсовой угол волны 45°.

Испытания судна с успокоителями качки дают представление о качестве и эффективности системы стабилизации, если во время испытаний производится регистрация не только качки судна, но и одновременная с ней запись параметров, характеризующих работу успокоителя. Поэтому кроме приборов для записи бортовой качки и процессов изменения скорости и ускорения крена судна необходимы, например, приборы для регистрации колебаний уровня стабилизирующей жидкости в бортовых отсеках цистерн, записи углов перекладки бортовых рулей и действующих на них сил и моментов, приборы для замера мощности, потребляемой системой стабилизации. Это требование приводит к значительному расширению состава регистрирующей аппаратуры и увеличению объема необходимых измерений при испытаниях судов, снабженных успокоителями качки, по сравнению с испытаниями судна без успокоителей качки.

Схема пассивного успокоителя качки

Российская компания «МСС» на выставке в Санкт-Петербурге показала прототип активной пневматической системы успокоения качки для больших судов и кораблей. Как сообщает FlotProm, система способна самостоятельно обучаться под текущие ветровые и волновые условия при сохранении стабильного курса и более эффективно успокаивать качку на корабле.

Качкой, или бортовой качкой, называют изменение наклона плавающего судна на левый или правый борт под воздействием внешних сил, включая волны и ветер. В целом качка не только снижает условия работы экипажа корабля, но и ухудшает функционирование ряда механических устройств и приборов, снижает скорость хода и точность боевых систем. В худшем случае качка может приводить к перевороту судна.

Для того, чтобы выравнять пространственное положение бортов судна, используются специальные устройства - успокоители качки. В целом делятся на пассивные, активные и гироскопические. К первым, например, относятся специальные цистерны с балластной водой, которая во время волнения начинает колебаться со смещением по фазу. Цистерны позволяют добиться уменьшения качки до двух раз.

Активные успокоители качки как правило представляют собой рули, расположенные по сторонам судна. Они могут выдвигаться из корпуса и прятаться обратно, если волнения нет или оно слабое. Такие рули в зависимости от силы качки в движении изменяют угол атаки, частично компенсируя тем самым подъем или опускание того или иного борта.

Наконец, гироскопические успокоители качки представляют собой мощные гироскопы, вращающиеся в специальной раме. Во время качки происходит поворот оси гироскопа, что приводит к возникновению гироскопического момента, который и стабилизирует судно.

Новая активная пневматическая система, представленная компанией «МСС», состоит из бортовых цистерн, заполненных балластной жидкостью и соединенных друг с другом. В зависимости от качки в одну из цистерн под большим давлением нагнетается воздух, который быстро вытесняет воду в другую цистерну.

Согласно заявлению разработчика, такая система успокоения качки может не только стабилизировать судно в движении, но также создавать искусственную качку при движении во льдах, когда наклон судна меняется при наваливании на лед. Кроме того, система может стабилизировать судно в порту при проведении погрузки или разгрузки.

Следует отметить, что в России на боевых кораблях традиционно используются активные успокоители качки на основе рулей. Они относительно компактны, но способны работать исключительно во время движения. На крупных судах применяются активные и гироскопические системы успокоения качки.

На российском транспорте вооружения «Академик Ковалев» 20180 «Звёздочка» установлена так называемая система компенсации крена. В ней балластная вода из одной цистерны в другую перекачивается при помощи насосов.

Василий Сычёв

Успокоитель качки корабля

устройство для уменьшения размаха (амплитуды) бортовой качки с целью снижения ее неблагоприятных последствий. Подразделяются на пассивные и активные. Пассивными успокоителями качки являются скуловые кили, успокоительные цистерны. К активным успокоителям качки относятся успокоительные цистерны с принудительной перекачкой воды, гироуспокоители качки и гидродинамические стабилизаторы.

  • - специальное устройство, действие которого основано иа использовании свойств гироскопа, позволяющее уменьшать амплитуду бортовой качки...

    Словарь военных терминов

  • - устройства для уменьшения размаха бортовой качки корабля, предотвращающие её неблагоприятные последствия. Подразделяются на активные и пассивные...

    Словарь военных терминов

  • - часть измерит...
  • - устройство для умерения бортовой качки судна на волнении. Действие У. к. осн. на создании сил, препятствующих крену судна при качке...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - служит для умерения боковой качки...

    Морской словарь

  • - успокоитель качки на основе гироскопа, ось вращения которого расположена вертикально в диаметральной плоскости судна...

    Морской словарь

  • - время его полного размаха из одного крайнего положения в другое и обратно...

    Морской словарь

  • - устройство для уменьшения качки судна...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ́ мн. разг. Молодые люди, имеющие атлетическое сложение с хорошо развитой и рельефно выраженной мускулатурой в результате качания, занятия бодибилдингом...

    Толковый словарь Ефремовой

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - успокои́тель I м. Тот, кто успокаивает кого-либо или что-либо. II м. Приспособление для гашения колебаний подвижной части измерительного прибора...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - успоко"...

    Русский орфографический словарь

  • - 1. успокои́тель, успокои́тели, успокои́теля, успокои́телей, успокои́телю, успокои́телям, успокои́тель, успокои́тели, успокои́телем, успокои́телями, успокои́теле, успокои́телях 2...

    Формы слова

  • - угомонитель,...

    Словарь синонимов

"Успокоитель качки корабля" в книгах

С КОРАБЛЯ - НА БАЛ

Из книги Моя война. Чеченский дневник окопного генерала автора Трошев Геннадий

С КОРАБЛЯ - НА БАЛ В сентябре 94-го я находился в длительной командировке в Приднестровье - в составе комиссии по урегулированию конфликта. Незадолго до этого 1-я гвардейская танковая армия, где я был первым заместителем командующего, покинула территорию Германии и

Устал от качки

Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

Устал от качки 25 ноября 2002 года13°14’ с. ш., 52°19’ з. д.10:00. Большая радость. Только закончил читать утреннюю молитву Господу Богу, как услышал писк: «Фить-фить». Выглянул, а над головой две птички – тропические белохвосты. Они прилетели с Барбадоса, до которого еще

С корабля на бал

Из книги Чеченский излом. Дневники и воспоминания автора Трошев Геннадий Николаевич

С корабля на бал В сентябре 1994-го я находился в длительной командировке в Приднестровье - в составе комиссии по урегулированию конфликта. Незадолго до этого танковая армия, где я был первым заместителем командующего, покинула территорию Германии и передислоцировалась в

С корабля на бал

Из книги Земля и небо. Записки авиаконструктора автора Адлер Евгений Георгиевич

С корабля на бал Вызвать меня из Крыма для АэСа было не трудно, поскольку ВЛПШ являлась учреждением ЦС Осоавиахима, а он сам был его членом. Итак, наша группа отправилась в Ленинград и обосновалась в гостинице «Знаменская». Как «б-о-льшой» специалист по АИР-6, я оказался

С корабля на бал

Из книги автора

С корабля на бал Кончилась война. Героический морячок, преисполненный самых радужных надежд на счастливое будущее, вернулся в родную Москву. Впереди его ждала спокойная мирная жизнь. В победном 45-м Георгию Юматову едва исполнилось девятнадцать. Он оказался перед выбором

С корабля, но не на бал…

Из книги автора

С корабля, но не на бал… Старший механик «Хасана» А. Устинов:«22 июня 1941 года в 6 часов утра ко мне зашли соседи - капитан сошвартованного борт о борт с нашим пароходом «Эльтон» И. Филиппов и старший штурман Ю. Климченко. Они тайком от немецких патрулей пролезли через леера и

Успокоитель

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Успокоитель Успокоитель – это элемент механической системы стрелочных электроизмерительных приборов, предназначенных для возвращения стрелки на нуль шкалы. Является составной частью специального измерительного механизма, которая обеспечивает постепенное затухание

Раздел первый. Устройство корабля и оборудование верхней палубы Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки 1.1. Устройство надводного корабля

автора Автор неизвестен

Раздел первый. Устройство корабля и оборудование верхней палубы Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки 1.1. Устройство надводного корабля Военный корабль – сложное самоходное инженерное сооружение, носящее присвоенный ему военно-морской флаг своего

Раздел третий. Содержание корабля Глава 8. Корабельные работы 8.1. Осмотры корпуса корабля

Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестен

Раздел третий. Содержание корабля Глава 8. Корабельные работы 8.1. Осмотры корпуса корабля Все части корпуса корабля и корабельные помещения распределяются в заведование определенных лиц согласно расписанию по заведованиям, которые обязаны детально знать свое

Успокоитель качки

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УС) автора БСЭ

С корабля на бал

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

С корабля на бал Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 8, строфа 13): И путешествия ему, Как всё на свете, надоели, Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на

5. Приемы для уменьшения качки

Из книги Аварии морских судов и их предупреждение автора Луговой С П

5. Приемы для уменьшения качки С целью избежать опасного положения при наблюдающихся возрастающих углах крена при боковой качке достаточно бывает изменить несколько курс в ту или другую сторону или уменьшить скорость судна; иногда приходится делать то и другое. В связи с

ДЕЛО КАЧКИ

Из книги Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века автора Потапчук И. В.

Ботаники или качки?

Из книги До смерти здоров. Результат исследования основных идей о здоровом образе жизни автора Джейкобс Эй Джей

Ботаники или качки? Мне всегда нравились анекдоты про умников и качков. Читая Библию, я увидел историю Давида и Голиафа как приквел к «Мести полудурков». С одной стороны – огромный, тупой, накачанный Голиаф, а с другой – щуплый, но сообразительный Давид с пращой. Все

«КАЧКИ» - ТУПЫЕ

Из книги Шоу-бизнес автора Панасов И В специальные устройства, устанавливаемые на судах для умерения качки. Применяются свыше 100 лет и весьма разнообразны по принципу действия и конструкции. Успокоители качки классифицируют по направлению действия стабилизирующего момента, по природе сил, создающих этот момент, по принципу управления. По 1-му признаку различают успокоители бортовой и продольной качки судна. Первые получили весьма широкое распространение. По 2-му признаку успокоители качки разбивают на 3 типа: гравитационные, гироскопические и гидродинамические. У гравитационных успокоителей качки стабилизирующий момент создается перемещением внутри судна твердого тела или жидкости. В последнем случае успокоители качки выполняются в виде успокоительных цистерн разных типов. Наиболее часто применяются закрытые цистерны, состоящие из 2 бортовых секций, соединенных водыми и воздушными каналами. За рубежом широкое распространение получили цистерны типа "Флюм", характерной особенностью которых является соединительный канал, имеющий ту же высоту, что и бортовые секции. Если водный и воздушный каналы отсутствуют, а бортовые ветви сообщаются между собой через забортную воду и атмосферу, цистерны называются открытыми. Гироскопический успокоитель качки состоит из тяжелого диска (гироскопа), вращающегося с большой скоростью вокруг оси, соединенной с рамой. Ось качаний рамы расположена горизонтально в поперечной плоскости судна и специальными цапфами соединена с его корпусом. При качке судна и вращении гироскопа возникает сложное движение рамы - прецессия, приводящая к появлению в цапфах реакций, создающих стабилизирующий момент. В настоящее время успокоители качки этого типа используются только для местной стабилизации различных установок на судах. Гидродинамические успокоители качки представляют собой специальные выступающие части (пластины или крылья), устанавливаемые на корпусе судна. Для успокоения бортовой качки применяются скуловые кили и бортовые управляемые рули. Последние могут быть неразрезными и разрезными, неубирающимися, втягивающимися внутрь судна, заваливающимися вдоль корпуса. Скуловые кили создают стабилизирующий момент за счет разности давлений на верхних и нижних поверхностях при обтекании киля в поперечной плоскости, а бортовые рули - благодаря возникающей на них подъемной силе, пропорциональной квадрату скорости судна. Поэтому бортовые рули непригодны для судов, требующих умерения качки в дрейфе или при малых скоростях движения, тогда как скуловые кили в этих условиях обладают максимальной эффективностью. Гидродинамичные успокоители качки в виде носовых неподвижных килей или крыльев могут использоваться и для умерения продольной качки, но они не получили широкого распространения из-за сравнительно невысокой эффективности и возникающей при их установке вибрации носовой оконечности судна. По 3-му признаку успокоители качки делятся на активные, пассивные и частично активизированные. Первые снабжены приводом, обеспечивающим принудительное изменение стабилизирующего момента в соответствии с сигналом, вырабатываемым специальной системой управления. К этому типу относятся бортовые управляемые рули. Активные успокоительные цистерны на современных судах не применяются, т. к. принудительная перекачка жидкости требует слишком больших энергетических затрат. Пассивные успокоители качки не имеют приводов и систем управления; к ним относятся скуловые кили, носовые кили и крылья, а также большая часть успокоительных цистерн. Применяются и частично активизированные цистерны, управляемые специальными клапанами, перекрывающими водный и воздушный каналы.

Союз Советских

Социалистических

Республик

®оесекр „ „

Жф т.к ° ч т та о хиичесзее е.ч ", „ ц

Зависимый от патента ¹â€”

Кл. 65а-", 57

Заявлено 18.1V.1969 (№ 1322267!27-! 1)

Приоритет 19.1V.1968, № 722, 642, CIIIA.

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР,1IIIK В 63Ь 39,0

3 ДК 629.12:532.5.041 0 . 1. .52 (088.8) Иностранец

Франс Виктор Антониус Пангалила (Нидерланды) Автор изобретения

Иностранная фирма

«Флюм Стабилизейшн Системс, Инк.» (Соединенные Штаты Америки) Заявитель

УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ

Изобретение относится к судостроению, в частности, к успокоителям бортовой качки судов.

Известны успокоители бортовой качки, содержащие цистерну со свободной поверхностью жидкости и насос для заполнения и опорожнения цистерны.

Предложенный успокоитель бортовой качки отличается тем, что в цистерну помещен дифференциальный датчик давления, связанный с ф азовым уравнителем, получающим сигналы от датчика качки, и связанный с насосом через регулятор уровня жидкости в цистерне.

Это повышает его эффективность путем взаиимосвязи фазы колебания судна с фазой колебания уровня жидкости в цистерне при различном состоянии моря.

На фиг. 1 показана блок-схема описываемого успокоителя бортовой качки; на фиг, 2— кривые частотных характеристик судна при различных видах стабилизации.

Успокоитель включает в себя успокоительную цистерну 1 со свободной поверхностью.

Цистерна установлена на судне и расположена перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Цистерна частично заполнена рабочей жидкостью так, что колебания жидкости в цистерне настраиваются на частоту бортовой качки судна и имеют по отношению к ней запаздывание по фазе на 90 . Рабочая жидкость может подаваться из бортовой резервной цистерны 2. Реверсивный насос 8 предназначен для подачи или откачивания рабочей >кидкости в цистерну 1 или из нее. Если в качест5 ве рабочей жидкости используется морскач вода, то трубопровод насоса связан с заборной водой.

Датчик 4 помещ ается внутри цистерны 1, воспринимая колебание уровня жидкости и

10 вырабатывая электрический сигнал, который поступает к фазовому уравнителю 5, воспринимающему также сигналы от датчика 6 бортовой качки. Уравнитель 5 настраивает свои выходной сигнал к устройству 7 управления

15 насосом, вырабатывающему сигналы 8 при сдвиге фаз за предусмотренные пределы. Датчик 4 выполнен в виде устройства, реагирующего на разность давлений рабочей жидкости, создаваемую при качке левого и правого

20 борта цистерны 1. При этом сигналы и датчику поступают по трубам 9 и 10, расположенным соответственно с правого и левого бортов цистерны ниже поверхности жидкости.

В качестве ф азового уравнителя можно Нс25 пользовать фазовый детектор, который вырабатывает сигнал постоянного тока в соответствии со сдвигом фаз выходных сигналов.

Датчиком бортовой качки хтожет быть ооычный гироскоп.

30 Устройство 7 управления насосом хто>кет включать в себя обычную аппаратуру для приема изменяющихся сигналов постоянного тока.

Во время работы системы командный сигнал 8 выдается в диапазоне 70 — 110 . При угле, равном или меньшем 70, устройство 7 подает импульс к насосу 8 на выкачивание жидкости. IBcoc pаоотает до тех пор, пока угол бортовой качки не достигнет угла отставания по фазе 85". Затем насос отключается.

Аналогично осуществляется наполнение цистерны жидкостью, когда колеоания в цистерне отстают от колебаний судна на 110 или больший угол. Наполнение продолжается до снижения отставания по фазе 90 . Таким образом, заполнение или опорожнение цистерны будет происходить только тогда, когда будет превышен запрограммированный предел допустимых углов сдвига фаз 70 — 110 . Наполнение и опорожнение продолжается, пока угол отставания фазы не попадет в интервал 85 — 90 .

Когда индикаторные лампочки 11 показывают, что уровень жидкости слишком низок или высок для правильного соотношения фаз, то регулирование производят вручную регулятором 12.

Кривая Л частотной характеристики относится к случаю неуравновешенного судна, а кривая Б — к случаю уравновешивания успокоителем качки с цистерной со свободной по5 верхностью при устойчивом уровне рабочей среды, отрегулированном на резонанс с естественной частотой бортовой качки. Кривая В относится к случаю с успокоительной цистер,ной, соответствующей кривой Б с использова10 нием принципа настоящего изобретения, искгночающей нестабильность в экстремальных точках частотного диапазона.

Предмет изобретения

15 Успокоитель бортовой качки, содержащий цистерну со свободной поверхностью жидкости и насос для заполнения или опорожнения иистерны, отличающийся тем, что, с целью повышения его эффективноети путем взаимосвя20 зи фазы колебания судна с фазой колебания уровня жидкости в цистерне при различном состоянии моря, в цистерну помещен дифференциальный датчик давления, связанный с фазовым уравнителем, получающим сигналы

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то