"дневник исследовательской деятельности". Фразы-шаблоны для исследовательской работы Дневник работы над проектом

Рекомендации и рецензия руководителя
исследования:

___
________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Выводы:___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Тема исследования:_____________________________
______________________________________________
Работу выполнил:
Ученик ________ класса
______________________________________________
(фамилия, имя автора исследования)
Руководитель исследования:
______________________________________________
______________________________________________
(фамилия, имя, отчество руководителя исследования, должность)
20____Год
1

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят
другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и
сопоставления.
1. Выработать суждения и сделать умозаключения
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях,
представляющее собой утверждение или отрицание чего­либо.
Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведённого
исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что
исследовалось.
2. Сделать выводы
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и
не подвёл итогов.
3. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления,
которое ты исследовал
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто
окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому
обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и
нужно исследовать дальше.
9. .Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на
вопросы по результатам исследования
Для того чтобы лучше и полнее довести свои идеи до тех, кто будет
рассматривать результаты исследовательской работы,
надо
подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше
всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы –
мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый
желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору
III.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее
направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Запиши задачи собственного исследования.
IV. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Гипотеза – это предложение, догадка ещё не доказанная логически и
не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от
древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о
закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов
«предположим», «допустим», «возможно».
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько
гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо
пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место,
остальные расположить по степени важности.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
V. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Как поставить план исследовательской работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты
можешь узнать что­то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо
определить, какие инструменты и методы ты можешь использовать, а
затем выстроить их по порядку.
Предлагаем список доступных методов исследования:
 Подумать самостоятельно;
 Прочитать книги о том, что исследуешь;
 Познакомиться с кино­ и телефильмами по этой проблеме;
 Найти информацию в глобальных компьютерных сетях,
например в сети Интернет;
 Спросить у других людей;
 Понаблюдать;
 Провести эксперимент.
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу.
Можно задать себе вопросы:
 Что я знаю по теме исследования?
 Какие суждения я могу высказать по поводу темы
исследования?
 Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже
известно по теме исследования?
Запиши всё здесь.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________


объекты?







нефть, газ и т. п.





4. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события.

Классификация разбивает


5. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.



3

6. Ранжировать основные идеи





особенность ума.
7. Предложить сравнения и метафоры




Существуют

в твоём исследовании.


предметов.
VI.



Для этого потребуется:


дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события;
выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое
ты исследовал;
подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на

приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации
результатов исследования.








Как это сделать?
1. Дать определения основным понятиям.


2. Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе
книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно
открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают
точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо
читать книги с подробным описанием.
Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4

Познакомиться с кино­ и телефильмами пот этой проблеме
Научные, научно­популярные и художественные фильмы –
настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Запиши всё, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего
исследования
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях,
например, в сети Интернет
Ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника
современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе
информацию в сети Интернет.
Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4. Спроси у других людей (анкетирование, беседа, интервью).
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования,
можно условно поделить на две группы: специалисты и
неспециалисты.
Провести эксперимент.




Запиши план эксперимента.

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Этапы выполнения
исследовательской работы
НПК
защитаа
­

Сбор и обработка
материала, проведение эксперимента
Подготовительный период
(выбор темы, постановка цели, задачи)
Общие требования к оформлению исследовательской работы.
 Выполняется на листах формата А4.
 Представляется в компьютерном или машинописном варианте
(шрифт: обычный 12) с одной стороны листа.
 Объем доклада, включая формулы и список литературы не
более 10 страниц, для иллюстраций может быть отведено
дополнительно не более 10 страниц.
 Основной текст нумеруется арабскими цифрами в правом
верхнем углу без учета титульного листа, страницы
иллюстраций, приложений – римскими цифрами.
 Параметры страниц: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее –
2,0 см, нижнее – 2,0 см.
6

1. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально
занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо
расспросить. Вполне возможно, что кто­то из них знает что­то
очень важное о том, что ты изучаешь.
Запиши всё, что ты узнал от других людей:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Понаблюдать.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение.
Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы,
бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы
ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу
способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом
надо помнить, когда проводишь исследование.
Методы наблюдения:
Теоретические методы:
 логический
 исторический
моделирование)
(т.е.
анализ,
аналогия,
абстрагирование,
Эмпирические – изучение литературных документов, наблюдение, опрос
(устной, письменный), тестирование.
Наблюдение ­ дает много знаний как с точки зрения теоретических и
практических. Наблюдение как дополнение к эксперименту.
ФОРМЫ НАБЛЮДЕНИЯ:
 самонаблюдения
 наблюдения за другим объектом
наблюдения за другим объектом (субъектом):
включенное (изнутри т.е. исследователь становится членом организации)
невключенное (со стороны):
 открытое
 инкогнито
Запиши свои наблюдения:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
7

Оформление результатов исследования
заключение ­ выводы
1. название темы
2. введение
3. дата и места проведения
4. цель работы, задачи
5. методика работы
6. основная часть ­ описание работы
7.
8. используемая литература
9. приложения.
Введение – это вступительная часть исследовательской работы. В
небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть
практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента.
Основная часть – раскрывается содержание работы, как правило,
состоит из теоретического и практического разделов.
Теоретический раздел – теория и история исследуемой проблемы,
дается критический анализ литературы, и показываются позиции
автора.
Практический – изложение методы, результаты самостоятельно
проведенного эксперимента или его фрагмента.
В основной части могут быть представлены схемы, диаграммы,
таблицы, рисунки и т.д.
Заключение – содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел
автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким,
обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.
Приложения к исследовательской работе оформляются на
отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический
заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу,
например: « Приложение I».
Провести эксперимент.
Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба, опыт». Это
самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в
строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые
разнообразные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо
составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или
с кем­то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по
поводу проведения эксперимента.
Запиши план эксперимента.
Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
I.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
8

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и
наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко
изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
2. дать определения основным понятиям;
3. классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события;
4. выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
5. ранжировать основные идеи;
6. предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
7. выработать суждения и умозаключения;
8. сделать выводы;
9. указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое
ты исследовал;
10. подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на
вопросы по результатам исследования;
11. приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации
результатов исследования.
Как это сделать?
8. Дать определения основным понятиям.
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них
фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки
предметов и явлений. Готовясь, защитить свою исследовательскую
работу обязательно подумай, как можно кратко выразить основные
понятия, которые использовались в твоём исследовании.
Существуют
Как научиться давать определения понятиям.
приёмы, которые помогут тебе определить понятия, использованные
в твоём исследовании.
Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с
целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним
предметов.
Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем
это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие
объекты?
Характеристика предмета или явления предполагает перечисление
лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не
только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче
привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем
дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы,
машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые – это уголь,
нефть, газ и т. п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различие позволяет установить отличие данного предмета от
сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень
похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один
вкус, а помидор – другой и др.
9. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события.
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе
общих существенных признаков.
Классификация разбивает
рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и
придаёт нашему мышлению строгость и точность.
10. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с
общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс»
возникло от греческого «неожиданный, странный, невероятный».
11. Ранжировать основные идеи
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с
немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи
означает выстраивать их по степени важности, то есть определять,
какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе
место, какая – третье и т. д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая
особенность ума.
9

12. Предложить сравнения и метафоры
 экспериментальные – предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов;
 теоретические – предусматривают изучение и обобщение
сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных
теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.)
Тема:_______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
I. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в
данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не
можешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать больше, попробуй
задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или
поэзией, астрономией, историей или чем­то другим).
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6.
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси
родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто­то
подскажет тебе интересную идею.
Есть ли что­то такое, чем я особенно горжусь?
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
 фантастические – о несуществующих, фантастических
объектах и явлениях;
II. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том,
зачем мы его проводим?
Запиши цель своего исследования.
К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это
сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно,
все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что
будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные
формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или
иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
чертежи для
схемы,
10.
иллюстрирования результатов исследования.
Например,
ты
исследовал маршруты движения муравьёв в соседнем парке,
проектировал жилой дом будущего, космический корабль для
туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку.
Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертёж или
рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.
Приготовить тексты,
макеты,
А если ты изучал, как влияет место расположения ученика в
классе (т.е. за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и
предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то
10

обязательно начерти схему. Как, по твоему мнению, следует размещать
учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо?
Сделай схемы, чертежи, эскизы макетов и др.
VII. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять
реальность, которая тебя окружает.
3. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов
(они часто бывают неверными).
4. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
5. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
6. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
7. Действуя, не бойся совершить ошибку.
11

Вероника Милославская

Не хотите читать – покажем

В Москве поставили первый в России фолк-мюзикл и провели литературные чтения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Произведения Гоголя в современной интерпретации? А почему нет? Вдруг современные мультимедийные технологии, видео-инсталляции, спецэффекты и необычная подача (скажем, в жанре мюзикла или – вообще ультрамодно – перформанса) помогут современникам взглянуть на классика совершенно иными глазами.

О проблеме «привития» школьникам интереса к русской классике и фольклору написаны горы педагогической литературы. Не стану их преумножать, а предложу всего один простой, дешёвый, практический и главное эффективный способ – читать эти произведения своим детям вслух. С малолетства.

Тут главное регулярность. А ещё собственная искренняя любовь к чтению. И тогда – по моему глубокому убеждению – проблемы вообще не возникнет.

Но что делать, если она всё же возникла? Если время было упущено, годы прошли, дети выросли… Можно ли вернуть утраченное? Пробудить интерес к хорошей литературе, к народному творчеству в подростках, в молодых или даже в уже совсем взрослых людях?

Полноценный – вряд ли. Но пытаться всё же стоит. Например, путём необычной подачи классики, как то: фолк-мюзикл или чтение литературных произведений популярными актёрами, певцами, спортсменами, телеведущими, политиками – одним словом медийными лицами.

Именно эту идею воплотили недавно в жизнь артисты московского театра «Русская песня». Они, во-первых, поставили на своей сцене первый в России фолк-мюзикл по мотивам повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». А во-вторых, накануне его премьеры устроили литературные чтения отрывков из этой повести приглашёнными знаменитостями , сопровождаемые видео-инсталляциями, звуковыми и световыми спецэффектами – фактически мультимедийный литературно-музыкальный перформанс под названием «Вечер с Гоголем».

– Это чистой воды эксперимент, – поделилась художественный руководитель театра «Русская песня», народная артистка России Надежда Бабкина . – Мы пригласили в гости известных актёров, спортсменов, музыкантов, чтобы прочитать отрывки из произведения Николая Гоголя. Постарались сделать все с душой, вложить глубокий смысл, перенестись в ту самую Диканьку, где и происходили фантастические события, которые описал в своем произведении Николай Васильевич.

В литературных чтениях приняли участие не только те актёры, что заняты в мюзикле «Ночь перед Рождеством»: народный артист России Фёдор Добронравов , который станет Чубом (его сын Виктор Добронравов занят в мюзикле роли кузнеца Вакулы), Сергей Астахов , который репетирует роль Чёрта, Александр Варнаев , исполняющий партию Дьяка Осипа Никифоровича, художник-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Павел Каплевич . Погрузиться в волшебную ночь перед Рождеством пришли и те знаменитости, которые просто любят произведения Гоголя: Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин, Татьяна Веденеева и Анастасия Волочкова, Евгений Гор и Ирина Грибулина, Андрей Дементьев и Павел Деревянко, Антон Ескин и Владимир Минеев, Артём Михалков и Клара Новикова .

Представление началось уже в фойе – музыкальные коллективы театра исполняли народные песни и колядки, водили хороводы, вовлекая в них всех желающих. Кто не решался присоединиться к танцующим, пили чай из самовара с баранками и пирогами. Или принимали участие в кулинарном мастер-классе от шеф-повара театра «Русская песня» и лично от Надежды Бабкиной – под их руководством лепили традиционные украинские вареники по старинным рецептам.

Почему именно вареники? Так это же одна из самых «аппетитных» сцен самой повести и знаменитого фильма, снятого на её основе в 1961 году режиссёром Александром Роу, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Помните? «На полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону и подскочил вверх...»

– Последний раз я ела пельмени в 9 лет, перед поступлением в хореографическое училище, – рассказала Анастасия Волочкова . – С тех пор я на диете. И даже в новогоднюю ночь не позволяю себе калорийной еды, налегаю на свой любимый шпинат, который посыпаю сыром.

Балерина не изменила себе и в этот день, ограничившись лишь лепкой вареников. Кстати, несмотря на то, что она очень старалась прикрыть плечи шалью, журналисты разглядели на её коже большие тёмные пятна и не преминули поинтересоваться их происхождением. Оказалось, это следы от банок – артистка проходила курс лечения.

– Меня готовить научила мама, – включилась в беседу Клара Новикова (на фото она – в центре, репетирует перед началом чтений). – И вареники я делаю прекрасные, разных видов, включая еврейские – с печенью.

– А я тесто для пельменей раскатываю впервые в жизни. Хотя готовлю неплохо. Даже борщ могу запросто сварить, – удивил окружающих Артём Михалков.

А вот Фёдору Добронравову готовить не нравится. Особой любви к вареникам он тоже не испытывает.

– Я – всеядный, – пояснил актёр. – А самая вкусная еда для меня? Да просто та, что приготовила моя жена.

Перформанс продолжился в зрительном зале. Точнее непосредственно на сцене, где в декорациях деревни Диканьки разместились и зрители, и артисты. Атмосфера была поистине новогодней, мистической: полная луна на звёздном небе, скрип снега под сапогами, отдалённый лай собак…

Вечер открыла Надежда Бабкина , которая играет в мюзикле сразу две роли – Солохи и Царицы.

– Гоголь – серьезная, масштабная личность. Личность на веки вечные. Сегодня же он особенно актуален! – подчеркнула певица. – Все персонажи, которые присутствуют у него в том или ином произведении, живут рядом с нами. Если честно, то мы с вами и есть эти персонажи.

Самый любимый герой Бабкиной – ведьма Солоха.

– Это забавная особа. Её называют ведьмой, но ведь ВЕДьма – от слова ВЕДать (знать, иметь сВЕДения, а также управлять, распоряжаться), – пояснила Надежда. – Она ВЕДунья, прекрасно ВЕДёт все дела, руководит, работает чужими руками, справляется с любой задачей.


При постановке мюзикла перед режиссёром Ниной Чусовой стояла непростая задача – совместить народную музыку (восточнославянский – русский и украинский – фольклор) с эстрадным исполнением и симфоническим звучанием, как того требует жанр. На равных соединить музыкальное, драматическое, вокальное и хореографическое искусства.

– У нас всё по-настоящему. Серьёзно, крупно, при привлечении больших творческих сил, – заверила Нина Чусова . – Это светлое произведение Гоголя, в котором тёмные силы проживают свой последний день, и рождается нечто новое, прекрасное, венчающееся любовью. Благодаря песне, музыке, некоему поэтическому шаманству происходит очищение.

Татьяна Веденеева , по всеобщему признанию, приготовила самые изящные вареники. А вот к Гоголю у неё отношение сложное.

– На самом деле, я его немного побаиваюсь – в его произведениях слишком много мистики, – призналась телеведущая. – Но в этом театре очень добрая атмосфера, так что сегодня мне не страшно!

Актёру Артёму Михалкову (на фото – справа) в Гоголе особенно нравится то, как писатель «строит фразы, в них есть загадка».

– Меня поразило слово «черевички», и я выбрал отрывок, где прочитал как раз про них, – поделился Артём. – Все герои его произведений жизненные, они определяют характеры людей. Рассказы, повести, поэмы Николая Васильевича – это наша жизнь. Здорово, что проводятся чтения его произведений.

Павел Деревянко (на фото – у микрофона), по его словам, чувствует с Гоголем какое-то особое родство.

– Для меня Николай Васильевич очень много значит, – признался актёр. – Такое ощущение, что между нами есть что-то общее. Николай Васильевич – из Малороссии, как и я. Моё становление как актёра происходило на произведениях «Шинель», «Вий». Обожаю Гоголя, чувствую его, и мне близко его мироощущение. А какой у Гоголя юмор! Часто повторяю его фразу: «Чему смеетесь! Над собой смеетесь!».

Недавно в Павла родилась вторая дочь Саша, к которой он и поспешил сразу после того, как отыграл свой отрывок. Может, лет через пять он прочтёт ей перед сном эту повесть целиком?

Еще одним ярким участником Гоголевских чтений стал боец смешанных единоборств, многократный чемпион мира по кикбоксингу Владимир Минеев . В этот вечер у спортсмена состоялся двойной дебют: первое выступление на театральной сцене и первый опыт… лепки вареников.

Феерические литературные чтения «Вечер с Гоголем» были задуманы как своеобразная презентация фолк-мюзикла «Ночь перед Рождеством». Каким станет сам мюзикл, мы сможем узнать только после премьеры, которая пройдёт 7-8 декабря. Есть все основания предполагать, что он будет не менее впечатляющим.











Фото: Вероника Милославская

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Учебное пособие для учащихся

«Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать и

кто умеет добывать эти знания»

В.П.Вахтеров

Мирнова Марина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания Педагогического Института Южного Федерального Университета, учитель биологии, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках национального проекта «Образование»;

«Если ученик не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели делать

самостоятельно приложение этих сведений»

Л.Н. Толстой

В последнее время, при участии ребят в соревнованиях всероссийского уровня появилось новое требование – дневник регистрации данных. Конечно, при выполнении работ в области естественных наук каждый юный исследователь осуществляет записи результатов экспериментов. Однако, порой эти записи хаотичны, либо не систематизированы.

Поэтому, уже на стадии выбора темы или постановки задачи необходимо завести дневник. Что он из себя представляет?

По опыту работы предшествующих лет в качестве дневника лучше использовать общую тетрадь формата А4 со сшитыми, либо склеенными листами (только не на кольцах). Имеющуюся тетрадь разделите на несколько глав:

1. Выбор темы исследований . В этой главе Вы попытаетесь обосновать выбор цели, ее актуальность (объем свободного места около 5 листов).

2. Степень изученности проблемы

3. Методы исследования . В этой части дневника постарайтесь привести библиографический список литературы, связанной с методами исследований и подробно опишите все используемые Вами методы анализа.

4. Полученные результаты – самая объемная часть тетради, поскольку именно здесь Вы будете отмечать все результаты Ваших экспериментов. Если Вы выполняете некоторые анализы (особенно с использованием физико-химических методов) вклейте полученные схемы, результаты или их копии в тетрадь, а потом поместите таблицы, графики, описывающие их.

5. Обсуждение полученных результатов . Для юного исследователя самая трудная часть описать полученные результаты. Поэтому, часто руководители идут на поводу у учащихся, делая за них эту сложную работу и допуская при этом очень большую ошибку. Ребенок никогда не овладеет научным языком, не научиться сам описывать свои данные, он не будет «чувствовать» свою работу. Поэтому, первый вариант этой части должен быть обязательно написан юным исследователем, а уже потом подвергаться правке со стороны научного руководителя или консультанта. Причем, взрослым необходимо помочь ребенку расставить приоритеты, осветить все полученные результаты (особенно если работа выполнялась не один год). У нас нет отрицательных результатов – все результаты важны. Если что-то не укладывается в предлагаемую Вами концепцию – проконсультируйтесь, а не выбрасывайте материал.

6. Выводы. Попытайтесь подумать, что же важного Вы получили в результате этой работы. Важного для Вас, для Ваших товарищей, родителей, учителей и т.д. Сформулируйте не более 3-4 таких позиций. Обязательно, проконсультируйтесь либо с Вашим научным руководителем, либо с консультантом, поскольку это очень важная часть работы

7. Практические рекомендации . А где можно использовать результаты Вашего исследования? Может быть, Вы сможете дать какие-нибудь рекомендации администрации школы? Или района где Вы живете? Следует отметить, что эта часть очень важна для оценки работы экспертами.

Правильное и своевременное оформление «Дневника исследователя» очень важно, как для объективной оценки Вашей работы, так и для сохранности полученных Вами результатов. А вдруг Вы продолжите исследования в ВУЗе? Или эта часть войдет в вашу кандидатскую диссертацию?

Удачи Вам! Давайте расти вместе!

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Для начала, мы познакомим Вас с этапами выполнения исследовательской работы, которые вы должны спланировать с вашим руководителем заранее и проставить даты.

Деятельность

педагога

Этапы выполнения исследовательской работы

Деятельность учащегося

Дата

Предлагает

Ставит проблему

Консультирует

Наблюдает

Советует

Помогает

Уточняет

Проверяет

Дополняет

Обобщает

Контролирует

Следит

Участвует в оценке

проекта

I . Подготовка к исследованию

    Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.

    Определение объекта и предмета исследования.

    Выделение основных понятий темы.

    Изучение литературы по теме исследования.

    Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования.

Анализирует

Сравнивает

Выбирает

Исследует

Изучает

Формирует

Конспектирует

Рисует

Чертит

Генерирует идеи

Разрабатывает

Определяет

Подсчитывает

Контролирует

Оформляет

Защищает

проект

II . Проведение исследования

    Подбор методик исследования

    Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты).

    Анализ исследования, выводы по эксперименту.

III . Оформление исследования

    Написание введения, основной части работы и заключения.

    Оформление титульного листа.

    Составление списка литературы.

    Составление списка иллюстраций.

    Составление приложений.

IV . Защита работы

    Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.

    Подготовка доклада и мультимедийной презентации для публичной защиты.

РАЗДЕЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Обратите внимание!

Исследовательская

работа состоит из разделов

    Введение (отражены актуальность проблемы, объект и предмет исследования, гипотеза, цель и задачи)

    Основная часть (раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)

    Выводы (содержатся итоги работы)

    Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)

    Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, фотографий и т.д.)

Прежде чем преступить к работе, надо поставить проблему, и выбрать тему исследования.

Постановка проблемы и выбор темы исследований

В этом разделе Вы попытаетесь обосновать выбор цели, ее актуальность

Постановка проблемы

От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд.

Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание, на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.

Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для ее решения.

Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема – отражает характерные черты проблемы.

Что бы определиться с темой попытайтесь ответить для начала на следующие вопросы, это поможет "подтолкнуть" вас к правильному выбору:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

_____________________________________________________________

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

_____________________________________________________________

По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

_____________________________________________________________

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

_____________________________________________________________

Чем я мог бы гордиться?

______________________________________________________________

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

    Фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

    Экспериментальной (предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов) ;

    Изобретательской;

    Теоретической (ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках).

1. ВВЕДЕНИЕ

В этом разделе, обычно не превышающем 1-2 страницы, описывают степень изученности проблемы другими авторами, ее актуальность, цели и задачи, гипотеза. Во введении желательно обосновать выбор объекта исследования и его предмет.

Объектную область исследования – это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования – явление или предмет, на которые направлена чья-либо деятельность или внимание.

Нельзя путать объект исследования с предметом – это конкретная часть объекта, которая изучается. Так, человек – объект изучения многих областей (наук): медицины, психологии, демографии, философии и т.д. Но каждая из них изучает в человеке разные стороны.

Предмет исследования медицины – строение и физиологические процессы, философии – мировоззрение человека, а демографии – численность его популяции. Таким образом, объект – это целое, а предмет является частью объекта. Изучается именно предмет, т.е. конкретное свойство объекта.

Основные компоненты введения

    Актуальность (новизна, практическая значимость)

    Объект исследования

    Предмет исследования

    Гипотеза

    Цель

    Задачи

АКТУАЛЬНОСТЬ - новизна, пояснение причин выбора данной темы для исследования.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ- явление или предмет, на которые направлена чья либо деятельность или внимание

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ это конкретная часть объекта, которая изучается

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГИПОТЕЗА- НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ВЫДВИГАЕМОЕ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ КАКИХ ЛИБО ЯВЛЕНИЙ И ТРЕБУЮЩЕЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ( формулируется например, если бы……….то…..)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования

ЦЕЛЬ - планируемый результат исследования, который формулируется через постановку глаголов:

    Выявление…

    Исследование…

    Оценка…

    Анализ…

    Разработка…

    Изучение

ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели - разрешения проблемы и раскрытия темы исследования.

Цель - это конец пути. Задачи - это шаги на пути к цели.

ЗАДАЧИ -

    Выявить…

    Разработать…

    Установить…

    Изучить…

    Провести…

    Решить…

    Проанализировать…

    Обобщить…

Теперь изучите степень изученности проблемы.

Степень изученности проблемы . Здесь следует привести план по поиску литературы по изучаемой теме и библиографический список просмотренной литературы (необходимые для дальнейшей работы статьи лучше скопировать, либо распечатать - помещать их в дневник не обязательно, но возможно при наличии свободного места). Обратите внимание на правильность оформления этого списка.

Запиши литературу которой пользуешься___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составь план работы

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

1.Подумать самостоятельно:

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

3.Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей.

6. Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

(раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)

Теоретический раздел (МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ)

Этот раздел пишут так, чтобы читатель, при необходимости мог повторить данную работу, а так же был в состоянии судить, насколько велик и репрезентативен собранный материал, каковы возможные источники ошибок при сборе материала, обработке и интерпретации данных. В связи с этим в разделе указывают: когда, где и при каких условиях был собран данный материал, описывают способы получения и фиксации данных, способы обработки собранного материала. Если исследования проводили по стандартной методике, то лишь указывают ее название и дают ссылку на источник, в котором она подробно описана. Модифицированные и оригинальные методики описывают подробно, обосновывая необходимость применения именно этих способов получения информации. Здесь же перечисляют приборы и инструменты, которыми пользовались, указывают точность измерений и объем собранного материала.

Выбор методов

Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

МЕТОД в науке - это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах исследования:

    анализ

    синтез

    аналогия

    измерение

    наблюдение

    эксперимент моделирование

    классификация

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

Изучение литературы

Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками.

В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой.

Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребенка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего ученого. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов.

Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на вопрос о том, что это, отвечают легко.

Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения - очень важная дача.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЙ

В зависимости от целей и задач работы этот раздел может сильно варьировать по объему. Обычно здесь дают краткую физико-географическую характеристику местности, в которой проходили исследования и описание растительности. Здесь же можно привести и подробные описания полигонов, площадок, учетных линий, маршрутов и т.п., но обычно их располагают в следующем разделе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ

Это основной раздел, в нем подробно излагают результаты исследования. Основное за чем необходимо следить при описании результатов – это однозначность их понимания при прочтении. Приводить в тексте нужно только те данные, которые далее будут затронуты в обсуждении. (Последнее не относится к отчету, где обсуждение, как таковое, нередко отсутствует.)

При написании этого раздела следите за логикой изложения, двигаясь от простого к сложному, группируя однородный материал в логические «блоки». При необходимости полезно выделить подразделы.

При написании раздела «Результаты» применяют иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, схемы и т.п.), но его используют не для украшения работы, а исключительно как способ более тонкой, логичной и компактной подачи материала. Помните – громоздкие «результаты» свидетельствуют о недостаточно качественно проведенной обработке.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Этот раздел включает в себя решение вопросов, которые поставлены в разделе «введение», сопоставление материалов изложенных в подразделах «результатов» между собой, а также с ранее опубликованными данными других авторов.

В итоге выявляют общие закономерности, причинно-следственные связи, зависимости. Если позволяют силы, то здесь же полезно оценить место полученных результатов в системе научного знания, т.е. согласуются или противоречат найденные закономерности имеющимся по вопросу исследований теориям, гипотезам.

    ВЫВОДЫ

четко сформулированные, обычно пронумерованные итоги «обсуждения».

Стандартная ошибка – приведение в разделе «выводы» конспективного изложения «результатов». Если четких выводов сделать не удалось, а это случается весьма часто, особенно при непродолжительных исследованиях, то пишут «общие закономерности» или «резюме», где итоги работы излагают в более пространной форме

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здесь пишут о дальнейших перспективах работы и приносят благодарности, тем, кто помогал авторам в работе. Вполне допустимо «выводы» («резюме», «общие закономерности») и «заключение» при необходимости объединить в один раздел.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Это раздел, в котором описаны источники информации, использованные при выполнении данной исследовательской работы.

Здесь в алфавитном порядке, по фамилии первых авторов, указывают полные библиографические данные тех источников, которые были процитированы в тексте.

Если есть ссылки на несколько статей одного автора, то в списке литературы их располагают в хронологическом порядке, причем, сначала упоминают работы, написанные одним автором, а затем в соавторстве с другими исследователями.

Статьи на иностранных языках располагают в списке цитированной литературы после отечественных, также выстраивая их в алфавитном порядке (алфавит латинский).

    ПРИЛОЖЕНИЯ

Это раздел, в котором представлен материал, не вошедший в основное содержание рукописи, но имеющий прямое отношение к проекту

    рисунки,

    фотографии,

    диаграммы,

    схемы,

    карты,

    фотографии и т.д.).

КАК ОФОРМИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

1. Общие требования к оформлению работы.

    Рукопись представляют напечатанной в текстовом редакторе Word ,

    шрифт – Time New Roman, номер - 14.

    Формат страницы А4: верхнее поле - 2 см, нижнее поле - 2 см, левое поле - 3 см, правое поле - 1,5 см.

    Расстояние между строками - полтора интервала.

    Текст должен располагаться на одной стороне листа.

    Объем рукописи – 25-30 страниц с приложениями ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКА, ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАСОВ -10 страниц.

2. Титульный лист.

    название (наименование) организации (учреждения, ведомства), которое обеспечивало работу над проектом, располагают в верхней части титульного листа;

    название (тему) проекта, исследования располагают в средней части титульного листа и выполняют крупным шрифтом;

    сведения о руководителе и научном руководителе проекта - фамилия, имя, отчество, научное звание, место работы и должность - располагают в правой части титульного листа под сведениями об авторе проекта;

    название места (населенного пункта) и года выполнения проекта располагают в нижней части листа.

3. Оглавление

перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения на страницах.

(вторая страница, с нее начинает ставиться номер-2): перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения на страницах. Порядковый номер не ставится возле разделов: введение, выводы, заключение, список литературы, приложение.

На титульном листе работы должна быть представлена следующая информация: название работы, инициалы и фамилия автора (авторов) и руководителя, на базе какой организации выполнена работа, год написания.

Если работа выполнена коллективом авторов, то их фамилии упоминают обычно в таком порядке: первой пишут фамилию автора писавшего данную работу, соавторов упоминают в алфавитном порядке или, что бывает реже, с учетом степени участия каждого.

Названия видов животных, растений, микроорганизмов в тексте приводят на русском языке и лишь при первом упоминании, в скобках дают латинское название и указывают автора, впервые описавшего этот вид (обычно курсивом).

Ссылки в тексте на другие источники делают в квадратных скобках. Например: «Как известно, у Байкала проходит восточная граница ареала сибирского крота» . В конце работы должен быть приведен список процитированной литературы с полными библиографическими данными источников (см. выше) и порядковый номер соответствует номеру на ссылке.

Иллюстрации - наглядное отображение материала. Это таблицы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, схемы, карты и т.п. каждая иллюстрация должна иметь название, точно отражающее ту информацию, которую она несет. Название должно быть тщательно продумано и, по возможности, лаконично.

Все иллюстрации нумеруются. Отдельная нумерация для таблиц и отдельная для рисунков. Рисунком считают все иллюстрации, не относящиеся к таблицам. Иногда отдельную нумерацию вводят для фотографий. В тексте иллюстрации располагают (и нумеруют) по мере их упоминания. Например: «Численность лесных мышей в биотопе №1 заметно выше (табл.3)», «Серая полевка – фоновый вид лесов Приамурья (фото 1)», «Границы индивидуальных участков самца №4 и самца №8 не соприкасаются (рис.7)».

Таблицы и рисунки должны иметь пояснительные подписи, позволяющие читателю разобраться в том, что и где изображено, что отображает каждая цифра, в каких единицах проводили измерения, обязательна расшифровка нестандартных условных знаков. Для иллюстраций, заимствованных у других авторов, после названия необходимо дать ссылку на источник.

Таблицы. Служат для подачи материала в сжатом виде, при котором возможно сравнивать приводимые величины между собой. Содержат обычно средние величины, которые следует приводить со значениями ошибок. Как иллюстративный материал можно использовать таблицы со значениями «много», «мала», «часто», «редко», «есть», «нет», и т.д., но основная задача таблиц – нести фактический материал – это наиболее удобная форма его хранения.

Графики. Их задача – отражать количественную зависимость какого-либо показателя (показателей) от действия определенного фактора. Сравнение на графике нескольких итоговых, не зависящих друг от друга показателей – есть грубая ошибка. На каждой из осей графика должна быть нанесена шкала, в конце ее указан показатель и единицы измерения, в которых он отложен на оси. При нанесении на график нескольких кривых, их необходимо изображать разной штриховкой, а также отмечать все точки, по которым строили график. При необходимости для этих точек можно привести размер ошибок, отложив их в масштабе вертикальной шкалы по обе стороны от каждой точки.

Гистограмма. Наглядная форма отображения количественных соотношений, порой даже не связанных объектов или динамических процессов, когда их нельзя вычертить на графике, т.е., у исследователя нет оснований полагать, что соединяя точки на графике, он не допускает серьезных искажений.

Диаграмма. На ней показывают соотношение между долями, составляющими в сумме 100%. Диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, выделенные цветом или штриховкой. Величина каждого сектора пропорциональна доле, которую он означает (1% + 3,6 О). Внутри сектора или рядом с ним указывают цифрами величину, обозначенную этим сектором.

Карты, планы, схемы, рисунки . Здесь обычно не возникает существенных затруднений. Необходимо помнить о том, что подобные иллюстрации должны быть выполнены в масштабе, который обязательно учитывают либо в численном выражении, либо в линейном. Последний вариант предпочтительней, т.к. при увеличении или уменьшении рисунка (схемы, плана) масштаб сохраняется. Карты и планы необходимо ориентировать по сторонам света. Острый конец стрелки на иллюстрации обозначает направление на север. Традиционно карты и планы ориентируют северной стороной кверху

Порядковый номер не ставится возле разделов:

    введение,

    выводы,

    заключение,

    список литературы,

    приложение

Вам надо обратить внимание на группы умений,
на которые проектно-исследовательская деятельность
оказывает наибольшее влияние

    Исследовательские;генерировать идеи; выбирать лучшее решение.

    Коммуникативные. Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций

    Оценочные;Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других

    Информационные;Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; Структурировать информацию; Сохранять информацию

    Презентационные;Выступать перед аудиторией; Отвечать на незапланированные вопросы; Использовать различные средства наглядности; Демонстрировать артистические возможности.

    Рефлексивные; Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

    Менеджерские. Проектировать процесс; Планировать деятельность – время, ресурсы; Принимать решения; Распределять обязанности при выполнении коллективного дела

ИТАК, ВЫ ГОТОВИТЕСЬ ПРЕДСТАВИТЬ РАБОТУ И ВАМ НАДО ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД

Подготовка текста доклада и средств наглядного представления .

Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.

К основным видам творческой деятельности младших школьников относятся следующие виды работ:

информационно-реферативные;

натуралистические и описательные;

исследовательские.

Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего передача литературных данных. В случае реферативных работ это является основным содержанием работы, в случае остальных выступает в качестве литературного обзора.

КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД

Исследователь не может и не должен замыкаться в себе – необходимо творческое общение с заинтересованными людьми. Лучший способ для этого – участие в научных конференциях, которые не только расширяют кругозор участников, но и способствуют профессиональному росту докладчика и слушателей.

Основные правила подготовки и требования к докладу.

    Доклад не должен быть длинным. Средний слушатель активно воспринимает информацию в течение 10-15 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы изложить свои материалы и соображения. Для сравнения напомним, что продолжительность доклада кандидатской диссертации во время ее защиты – 20 минут.

    Текст доклада (или тезисы) должен быть составлен, исходя из отведенного на него времени (10-15 минут – 3-4 страницы машинописного текста). Сэкономить время можно, поместив фактический материал в таблицы и другие наглядные иллюстрации. В процессе доклада лишь обращая внимание слушателей на ту или иную таблицу, график, схему.

    Таблицы должны быть выполнены на больших листах бумаги (ватман) тушью или толстым фломастером (маркером), иметь названия, подписи. Цифры и текст должны быть различимы с последних рядов аудитории. Полезно пронумеровать иллюстрации и развесить их по порядку упоминания в докладе (что тоже экономит время). При использовании цветных иллюстраций не употребляйте белее четырех цветов, так как пестрота изображения осложняет восприятие.

    Все чаще используется мультимедийные презентации. Основные требования, предъявляемые к ним:

    1. Читабельность

      Краткость

      Информативность

      Единый формат

      Умеренность анимации

  1. Если вы хотите не просто «отметиться» на конференции, а еще и донести результаты Ваших исследований до слушателей, то доклад необходимо «делать», а не читать по бумажке. Для того чтобы доклад прошел успешно, необходимо (особенно для начинающих), уже хорошо владея материалом, развесив дома таблицы и рисунки доложить материал вслух самому себе или мебели, лучше перед зеркалом, при этом постоянно сверяясь со временем (поместив часы в пределах видимости). Когда Вы сделаете доклад не сбиваясь, ровно и укладываясь во времени, повторите то же самое наиболее стойким друзьям или родственникам. На публике делать доклад труднее.

Предлагаем Вам примерный план публичного выступления учащегося

Примерный план публичного выступления

Пункты

Варианты:

1.Приветствие

«Добрый день!»

Уважаемый председатель (ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

2. Представление (фамилия, имя,)

«Меня зовут_____________________.

_________________»

3.Цель выступления

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области____________»

4. Название темы исследования

«Название темы:__________________________________»

5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых,________________________________,

во-вторых_______________________________,

в третьих_____________________________________….»

6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения

«Цель моего исследования-___________________________.

Основные задачи исследования и способы их решения:

1._______________________________________.

2._______________________________________.

3._______________________________________…»

7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические (или) практические результаты:

    Получены новые знания следующего характера:_________,

    Выдвинуты новые гипотезы и идеи:___________________,

    Созданы новые творения в виде:_____________________,

    Определены новые проблемы (задачи):________________.»

8. Выводы по результатам проведенного исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1.__________________________________,

2.__________________________________,

3.________________________________…»

9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

1.______________________________,

2.______________________________,

3.____________________________….»

10. Благодарность за внимание к выступлению

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

Дискуссия по теме доклада:

11. Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос,

а) мой ответ…..

б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось.

    «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…»

    Простите, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!»

    «Правильно ли я понимаю что задан вопрос:_____________?»

    Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить».

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго».

К ДОКЛАДУ ГОТОВЯТ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Требования к презентации

    • Читабельность

      Краткость

      Информативность

      Единый формат

      Умеренность анимации

Презентацию готовят по докладу, обратите внимание, чтобы пункты доклада совпадали с презентацией. Количество слайдов до 10.

Алгоритм выполнения исследовательской работы

Примечание:

1 - если Вы работаете с учениками 9-10 классов, или недостаточно заинтересованными в исследовательской деятельности, после консультации с педагогом возможно первоначальное выполнение эксперимента, а лишь затем подбор литературных источников. Это связано с тем, что ученику, уже приложившему немало труда, будет проще обратиться к менее интересной части для создания окончательной презентации выполненного. Возможно также одновременное выполнение этих блоков.

2 - Чем можем помочь ученику? Не только просмотреть написанный литературный обзор, но и оказать помощь в поиске литературных источников (в Публичной научной библиотеке), на какие журналы, книги, сайты в сети Internet обратить внимание и т.д.

3 – Зачем? Можете помочь подобрать наиболее доступную для учащихся методику, либо указать на недостатки используемой методики и предложить варианты их устранения.

4 – Возникли проблемы? Если нет реактивов, либо оборудования – не бросайте работу! Если Вы находитесь не далеко от родного города, согласуем время и сделаем эксперимент в институтской лаборатории, в противном случае постараемся помочь либо в приобретении, либо в безвозмездной аренде необходимых материалов. Будет только положительным моментом, если Вы будете консультироваться со своим педагогами о ходе эксперимента. В этом случае можно будет его вовремя остановить, внести дополнительные методы исследования, либо скорректировать выдвинутую ранее гипотезу.

5 – рекомендуем родителям или ученикам представить или направить в адрес педагога ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ пакет документов следующей комплектации: экспериментальная часть (непосредственное результаты эксперимента); описание результатов, выполненное учеником; вариант, отредактированный научным руководителем. В этом случае нам будет проще решить все спорные моменты.

6 –Учитель поможет Вам отредактировать выводы, однако на данном этапе следует представить полный вариант работы для устранения всех недостатков оформления. Результатом этого этапа является – полный вариант работы.

7 – Зачем? Вы дадите учащемуся и его родителю рекомендации по написанию аннотаций, тезисов, варианта доклада и представления работы.

Удачного пути в мир науки!

Требования к исследовательской работе

Работа МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА не более 10 печатных листов.

Вводная часть - 1 лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему?

Основная часть - 8 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.

Заключение - 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.

Титульный лист и лист со списком литературы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)

Проведение школьной научно - практической конференции

«Я открываю мир»

Основная цель конференции - стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, т. е. на данном этапе важна не столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько демонстрация уровня освоения методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

Структура выступления на конференции:

Обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора;

Характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения;

Краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или

явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы;

Собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом;

Регламент выступления до 10 минут.

Во время выступления желательно использовать презентацию. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой, отвечает на вопросы жюри.

Весьма важный вопрос - оценка работы младших школьников, мы считаем, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок, и интерес к творчеству у детей не иссякал.

Приёмы работы по организации исследования

Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например, алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так:

место обитания;

зоогеография;

классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид); этология животного (поведение);

экологическая ниша;

влияние деятельности человека.

Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники.

Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как "Жизнь замечательных людей":

общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;

обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение); первые серьезные работы;

основные достижения и результаты деятельности; основные работы о нем;

отношение современников;

значение в наше время.

Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных специальных вопросов, т.е. определенной доработки алгоритма.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. младший школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.

Организация и проведение конференции "Мир и мы" направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.

Таким образом, исследовательская деятельность это одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника:

* Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; доказательство.

* Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых и среди сверстников

В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой метод работы?

А это следующее:

    повышается интерес к предмету;

    появляется желание углубить свои знания;

    расширяется кругозор;

    появляется удовлетворённость от работы;

    появляется возможность получить награду на конкурсе;

    повышается самооценка ученика;

    возможен совместный труд учителя, ученика, родителя.

При правильно организованной совместной деятельности учителей и родителей можно достигнуть многого в обучении детей.

Можно говорить о семейном проектировании:

ученик родители учитель.

Актуальность подобного вида деятельности очевидна.

Управление образования администрации МО ГО «Воркута»

Муниципальное образовательное учреждение

«Дворец творчества детей и молодёжи»

для педагогов дополнительного образования

и юных исследователей

«Дневник работы над проектом. Паспорт учебного проекта»

Подготовила

Кайгородцева Наталия Александровна,

педагог дополнительного образования

По окончании проделанной работы на каждый проект (исследовательскую работу) руководитель проекта заполняет «Паспорт учебного проекта», который является итогом совместной работы учащегося и педагога (руководителя проекта). Он также позволит учесть все допущенные ошибки

Паспорт учебного проекта

(как правило, состоит из следующих пунктов, но могут быть внесены разнообразные дополнения и изменения).

2. Возраст

3. Руководитель проекта

4. Консультант(ы)

5.Тема проекта

6.Проблема проекта

7. Актуальность исследования

8.Цели проекта

9. Задачи проекта

10. Методы, использованные в работе над проектом

11. Продукт проекта (образ будущего результата)

12. План выполнения проекта

Этап

Срок

13. Форма представления проекта (презентация, стендовый доклад)

14. Источники информации, использованные автором в процессе выполнения проекта (литературные источники и Интернет-ресурсы)

15. Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта

Компоненты исследования

Тема - область и ракурс исследования. При выборе темы формулируется её актуальность, т. е. осознаётся реальный интерес избранной темы исследования - почему именно эта тема, а не другая; почему именно такой ракурс, а не другой.

Актуальность исследования - это то, зачем и почему мы изучаем именно эту тему, проблему.

Проблема - это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разрешить.

Объект исследования - та или иная сторона действительности. Определяя объект исследования, проясняем: что именно в этом мире мы исследуем?

Предмет исследования - это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта? Предмет - более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Предмет исследования созвучен теме исследования.

Цель - представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. Цель - это то, что мы в исследовании хотим разъяснить. Цель отражает конечный результат.

Задачи - поэтапное достижение цели. Задачи - это как мы будем достигать цель исследования.

Гипотеза исследования - предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным знанием.

Метод - способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности

План исследования - определение последовательности и условий проведения исследования.

Задайте эти вопросы своему подопечному и вы научите его планировать собственную деятельность!!!

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Цель проекта

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?

Задачи проекта

Как ты будешь решать поставленные задачи?

Методы работы над проектом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта?

Перечисление основных этапов работы

Когда ты будешь это делать?

Определение сроков работы

Что у тебя есть для выполнения предстоящей работы? Что ты уже умеешь делать? Чего не хватает? Чему придётся научиться?

Выявление имеющихся ресурсов

Дневник работы над проектом

На протяжении всей работы над проектом каждый учащийся должен вести «Дневник работы над проектом». В нём учащийся записывает все возникающие в ходе работы вопросы, советы и рекомендации, которые даёт ему руководитель.

Чтобы научить детей с 5-го класса писать отчёт о работе, можно представить им в качестве примера «Дневника работы над проектом» следующий шаблон.

Название (тема) проекта___________________________________________________ Проблема, решаемая проектом_____________________________________________ Почему этот проект важен для меня_________________________________________ Девиз проекта___________________________________________________________ Цель проекта____________________________________________________________ Задачи проекта__________________________________________________________ Мои ожидания от проекта (планируемый результат)__________________________ Образ будущего результата (продукт проекта) Что я сделал (описание полученного результата)______________________________________________________________ Как проект помог решить проблему (положительный эффект от выполнения проекта)________________________________________________________________ Что не получилось _______________________________________________________ План презентации результата проектной деятельности_________________________ Список источников информации, использованных в проектной деятельности____________________________________________________________ Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта_________________________________________________________________

16. Оценка проекта педагогом____________________________

Примечание: «Дневник работы над проектом» можно вести в обычной школьной тетради. На каждый пункт будет соответствовать 1 тетрадный лист.

Список использованной литературы

Колесников проектной деятельности школьника. – Киров, 2009 Ступницкая педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции 1 – 4. _ М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то