Авиационная группа высшего пилотажа "русские витязи". Истребитель‑перехватчик Су‑27: летно-технические характеристики Максимальная скорость самолета су 27

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

3.1 Начало разработок

В конце 60-х в нескольких государствах стартовали разработки истребителей четвертого поколения. Пионерами в этом стали Соединенные Штаты Америки, которые в 1974 году выпустили в серию истребители F-15B и 15A «Eagle».

Советский Союз ответил на это открытием конкурса на разработку перспективного фронтового истребителя, в котором приняли участие три КБ. Опытно-конструкторское бюро Сухого сначала не участвовало в проекте, так как было загружено другими разработками. Но в 1969 году в ОКБ Сухого выполнились первичные проработки по перспективным фронтовым истребителям, а спустя еще два года начались работы над изделием Т-10. Так как идея интегральной компоновки планера с треугольным крылом понравилась не всем, то в Центральном аэрогидродинамическом институте в аэродинамической трубе прошли испытания примерно 15 моделей, отличающиеся друг от друга по компоновке. После этого произошло возвращение к первому проекту, но при этом началась проработка самолета с обычной схемой, двухкилевого высокоплана с находящимися по бокам воздухозаборниками. Такой вариант стал рассматриваться из-за компоновки планера F-15, США.

Ведь от создаваемого истребителя в основном требовалось обеспечивать главенство в небе, а в этом с ним будет соперничать этот планер, который также станет его вероятным противником.

В тактике боя в небе был предусмотрен и ближний маневренный бой, который являлся главным элементом боевого применения самолета.

В 1972 году из конкурса выпали проекты Як-45 и Як-47. Конструкторское бюро МиГ предложило произвести раздел программы перспективного фронтового истребителя и одновременно работать над легким и тяжелым самолетом при наибольшей унификации оборудования, что позволит сделать процесс производства менее затратным и более быстрым. Также легкому и тяжелому истребителям будет дан свой спектр задач.

3.2 Принятие на вооружение

Серийно выпускаться истребитель Т-10С стал в 1981 году на 126 заводе (Комсомольск-на-Амуре). Неофициально поступать на вооружение Су-27 начали в 1982 году, а официально – через восемь лет, после исправления недостатков, обнаруженных при испытаниях. К этому времени истребители уже использовались свыше пяти лет. В авиации противовоздушной обороны Су-27 было присвоено обозначение Су-27П, перехватчик, а в военно-воздушных силах — Су-27С, серийный. Перехватчик не мог стрелять по целям, находящимся на земле, из-за того что имел более простое оборудование.

4. Вооружение и оборудование

Импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция Н001 имеет квантовую оптико-локационную станцию, оснащенную лазерным дальномером 36Ш, способным сопровождать цели в простых погодных условиях с высокой точностью. Также у РЛС есть антенна Кассегрена диаметра 1076 мм, которая может находить цели на земле и в воздухе при активных помехах. У оптико-локационной станции есть возможность сопровождать цель, находясь невдалеке от нее, при этом, не нарушая маскировку истребителя и не совершать радиоизлучение. Данные от оптико-локационной и бортовой радиолокационной станций идут на рамку индикации на лобовом стекле и индикатор прямой видимости.

4.1 Режим воздух-воздух

Для воздушных целей, при минимальных их скоростях в 210 км/ч, с вероятностью 0.5, минимальная разница носителя и цели 150 км/ч.

  • Дальность обнаружения целей: класса истребитель (эффективная площадь рассеяния — 3 м² на средней высоте, свыше 1000 м), ЗПС – 25 — 35 км, ППС – 80 — 100 км, 150 км при работе в режиме дальнего обнаружения
  • Нахождение до десяти целей
  • Поражение одной цели
  • Наведение до двух ракет на одну цель

4.2 Режим воздух-земля (только для Су-30, Су-27СМ)

  • Возможно картографирование поверхности: обнаружение целей над водой и на земле в режиме картографирования с синтезированием апертуры антенны с высоким и средним разрешением, режиме картографирования реальным лучом, движущихся целей в режиме их селекции. Измерение и сопровождение координат на земле.
  • Обнаружение в режиме селекции движущихся целей танка с эффективной площадью рассеяния 10 м² и свыше, передвигающегося при 15-90 км/ч
  • Дальность обнаружения, км: авианосца – 350, эффективная площадь рассеяния (ЭПР) — 50000 м²; ракетного катера – 50-70, ЭПР — 500 м²; эсминца – 250, ЭПР — 10000 м²; катера – 30, ЭПР — 50 м²; железнодорожного моста – 100, ЭПР — 2000 м².
  • Наработка на отказ 200 часов.

5. Модификации

  • Су-27С (Су-27) (Flanker-B) — основная серийная модификация, одноместный истребитель-перехватчик Военно-воздушных сил.
  • Су-27СК (1991) – вариант на экспорт одноместного Су-27 (Су-27С).
  • Су-27СМ (2002) — модернизация. В основном она затронула систему управления вооружением истребителя.
  • Су-27СМ3 – основана на базе задела экспортных Су-27К, произведено 12 самолетов. Главные изменения следующие: усилен планер, появились двигатели АЛ-31Ф-М1 с тягой 13500 кгс, имеются дополнительные точки подвески.
  • Су-27СКМ (2002) – вариант Су-27СМ для продажи зарубежным государствам. По характеристикам похож на Су-30МК2, Су-30МКК.
  • Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик, предназначенный для войск противовоздушной обороны. Сбивает только воздушные цели.
  • Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — учебно-боевой двухместный истребитель. Необходим для обучения полетам на Су-27, в его носовой части находится радиолокационная станция РЛС Н001. Производится с 1986 года.
  • Су-30 (Су-27ПУ) — двухместный самолёт целеуказания и наведения. Основан на Су-27УБ. Одновременно могут наводиться четыре перехватчика Су-27.
  • Су-27УБК – вариант Су-27УБ для продажи зарубежным государствам.
  • (Т-12, Су-27К) (Flanker-D) — палубный одноместный истребитель со складными консолями крыльев. Производится с 1992 года.
  • Су-33УБ (Т-12УБ, Су-27КУБ) — палубный учебно-боевой истребитель. Отличается расположением сидений бок-о-бок.
  • Су-34 (Су-32ФН, Су-27ИБ) (Fullback) — двухместный истребитель-бомбардировщик, в котором сиденья находятся в позиции плечом к плечу. Необходим для стрельбы по надводным или наземным объектам с высокой степенью защищенности в любое время суток. Всепогодный. Функционал такой же, как у истребителя F-15E, производства США. Первый полет выполнен весной 1990 года.
  • Су-35С (Су-35БМ) (Flanker-E+) — многоцелевой истребитель. В отличие от Су-27М у него есть двигатели с системой управления вектором тяги, и нет горизонтального переднего оперения.

5.1 Украинские модификации

  • Су-27УБ1М – модернизация Су-27УБ.
  • Су-27УП1М – модернизация Су-27УП.
  • Су-27С1М – модернизация Су-27С.
  • Су-27П1М – модернизация Су-27П.

6. Экспериментальные самолёты

  • Т-10 — прототип.
  • Т-10С – усовершенствованный прототип.
  • Су-27 – предсерийный вариант, оборудованный двигателями АЛ-31.
  • Су-27ИБ — прототип двухместных истребителей-бомбардировщиков Су-34 и Су-32ФН, в котором сидения находятся рядом. Необходим для стрельбы по надводным или наземным объектам с высокой степенью защищенности в любое время суток. Всепогодный. Первый полет выполнен весной 1990 года.
  • П-42 (Т-10-15) – переоборудованы из Су-27. Во второй половине 80-х на них было совершен 41 мировой рекорд высоты полета и скороподъемности, зарегестрированный Международной авиационной федерацией. Довольно сильно уменьшен вес (наибольшая взлетная масса – 14,1 т), к тому же появились форсированные двигатели.
  • Су-27М (Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель. Увеличена мощность ПГО и радара. На экспорт поставлялся под обозначением Су-35. У Су-35 несколько изменены состав оборудования и конструкция в зависимости от конкретного заказчика.
  • Су-35УБ (Т-10УБМ) — учебно-боевой самолёт, основанный на Су-27М, Су-30 и Су-37. Произведен в одном экземпляре.
  • Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оборудованными системой управления вектором тяги или, сокращенно, УВТ б/н 711. Основан на Су-27М с ПГО. Произведен один самолет.

7. Боевое применение

  • Абхазская война. На стороне России.
  • Первая Чеченская война. На стороне России.
  • Поражение осенью 1998 года автоматического аэростата над Белым морем.
  • Эфиопо — эритрейская война. На стороне Эфиопии.
  • Контроль неба во время конфликта в Южной Осетии.
  • Конфликт на востоке Украины. На стороне Донецкой Народной Республики.

8. Места дислокации Су-27 на территории РФ (в том числе бывшие)

Аэродромы: «10-й участок» (Калинка); Бесовец, в Карелии; Дзёмги, в Хабаровском крае; Дорохово, в Тверской области; Золотая Долина (Унаши), в Приморском крае; Килпъявр, в Мурманской области; Крымск, в Краснодарском крае; Кубинка, в Московской области; Кущевская-2; Липецк; Лодейное Поле, в Ленинградской области; Саваслейка, в Нижегородской области; Хотилово, в Тверской области; Центральная Угловая, в Приморском крае и Чкаловск.

9. Сравнительные тактико-технические характеристики

9.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: проект (Т10-1), Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ – 1; Су-27УБ — 2
  • Длина, м: проект (Т10-1) — 18,5; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 21,935
  • Размах крыла, м: проект (Т10-1) — 12,7; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 14,698
  • Высота, м: проект (Т10-1) — 5,2; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ — 5,932; Су-27УБ — 6,537
  • Площадь крыла, м²: проект (Т10-1) – 48; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 62,04
  • Коэффициент удлинения крыла: проект (Т10-1) — 3,38; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 3,5
  • Коэффициент сужения крыла: проект (Т10-1) — 6,57; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 3,4
  • Угол стреловидности: проект (Т10-1) — 45°; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 42°
  • База шасси, м: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 5,8
  • Колея шасси, м: проект (Т10-1) — 1,8; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 4,34
  • Масса пустого, т: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С) – 16,3; Су-27СК – 16,87; Су-27УБ – 17,5
  • Нормальная взлётная масса, т: проект (Т10-1) – 18; Су-27П(С) — 22,5; Су-27СК — 23,4; Су-27СМ — 23,7; Су-27УБ — 24
  • Максимальная взлётная масса, т: проект (Т10-1) – 21; Су-27П(С) – 30; Су-27СК, Су-27СМ – 33; Су-27УБ — 30,5
  • Масса топлива, кг: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК — 9 400/5 240; Су-27СМ, Су-27УБ — 9 400/6 120
  • Объём топлива, л: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК — 11 975/6 680; Су-27СМ, Су-27УБ — 11 975/7 800
  • Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-31Ф
  • Бесфорсажная тяга, кгс (*10 Н): проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – два на 7 600
  • Форсажная тяга, кгс (*10 Н): проект (Т10-1) – два на 10 300; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — два на 12 500

9.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на высоте 11000 м, км/ч: проект (Т10-1), Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ — 2 500 (М=2,35); Су-27УБ — 2 125 (М=2,0)
  • Максимальная скорость у земли, км/ч: проект (Т10-1) — 1 400; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 1 380
  • Посадочная скорость, км/ч: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ – 225 – 240; Су-27УБ – 235 — 250
  • Скорость сваливания, км/ч: проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 200
  • Радиус действия, км (у земли/на высоте): проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 440/1 680
  • Практическая дальность, км (у земли/на высоте): проект (Т10-1) — 800/2 400; Су-27П(С) — 1 400/3 900; Су-27СК — 1 370/3 680; Су-27СМ – нет данных/3 790; Су-27УБ — 1 300/3 000
  • Практический потолок, м: проект (Т10-1) — 22 500; Су-27П(С), Су-27СК — 18 500; Су-27СМ — 18 000; Су-27УБ — 17 250
  • Скороподъёмность, м/с: проект (Т10-1) – 345; Су-27П(С) – 285 – 300; Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
  • Длина разбега, м: проект (Т10-1) – 300; Су-27П(С) – 650 – 700; Су-27СК – 700 – 800; Су-27СМ – 650; Су-27УБ – 750 — 800
  • Длина пробега, м: проект (Т10-1) – 600; Су-27П(С) – 620 – 700; Су-27СК, Су-27СМ – 620; Су-27УБ – 650 — 700
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: проект (Т10-1) – 375; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
  • Тяговооружённость: проект (Т10-1) — 1,12; Су-27П(С) — 1,2; Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
  • Минимальный радиус виража, м: проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 450
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 9 g

9.3 Вооружение

  • Стрелково-пушечное: проект (Т10-1) — 30 мм пушка АО-17А; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 30 мм пушка ГШ-30-1
  • Боекомплект, сн.: проект (Т10-1) – 250; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 150
  • Узлов подвески вооружения: проект (Т10-1) – 8; Су-27П(С), Су-27СК – 10; Су-27СМ – 12; Су-27УБ — 10
  • Боевая нагрузка, кг: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С) — 6 000; Су-27СК, Су-27СМ — 8 000; Су-27УБ — 4 000
  • Ракеты «воздух-воздух»: проект (Т10-1) – две К-25 и шесть К-60; Су-27П(С), Су-27СК — шесть Р-27 и четыре Р-73; Су-27СМ — восемь Р-27 или четыре-шесть Р-73 и восемь Р-77; Су-27УБ — шесть Р-27 и четыре Р-73
  • Ракеты «воздух-поверхность»: Су-27СМ — шесть Х-29 или шесть Х-31 или две Х-59
  • Неуправляемые авиационные ракеты: проект (Т10-1) — нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — восемьдесят С-8 или двадцать С-13 или четыре С-25
  • Авиабомбы: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК – восемь на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или тридцать восемь на 100 кг; Су-27СМ – восемь на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или тридцать восемь на 100 кг или шесть КАБ-500 или три КАБ-1500; Су-27УБ — 10 на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или пятьдесят 100 кг

9.4 Авионика

  • Радиолокационная станция: проект (Т10-1) — Сапфир-23МР; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — РЛПК-27
  • Диаметр антенны, мм: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27УБ — 975
  • Дальность обнаружения воздушной цели, км: проект (Т10-1) – 40 — 70/20 – 40; Су-27П(С), Су-27СК – 80 — 100/30 – 40; Су-27СМ – нет данных; Су-27УБ – 80 — 100/30 — 40
  • Количество одновременно сопровождаемых целей: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27УБ — 10
  • Количество одновременно атакуемых целей: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С); Су-27УБ – 1; Су-27СК — 2
  • ОЭС: проект (Т10-1) – есть; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — ОЭПС-27
  • Дальность обнаружения воздушной цели, км: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 15/50
  • Зона обзора по высоте: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — −15°/+60°
  • Зона обзора по азимуту: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — ±60°
  • Нашлемная система целеуказания: проект (Т10-1) – есть; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — «Щель-3УМ»

10. Рекорды

Осенью 1986 года летчик-испытатель Виктор Пугачёв поднялся за 25,4 секунды на 3000 м за рулем подготовленной для этого модификации П-42, чем поставил мировой рекорд времени достижения этой высоты.

Тогда же истребитель поднялся за 37,1 с на 6000 м, за 47 с на 9000 м и за 58,1 на 12 000 м.

Весной следующего года лётчик-испытатель Николай Садовников поднялся за 76 с на 15 000 м.

Многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель Су-27 четвертого поколения (по обозначению НАТО: Flanker, «Заходящий с фланга») изначально создавался как перехватчик для войск ПВО СССР в качестве ответа на разработку США нового истребителя F-15 «Игл». Основная «специализация» истребителя Су-27 – завоевание превосходства в воздухе.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27

Первые проработки перспективного истребителя четвертого поколения начались на фирме П.О. Сухого по инициативе начальника отдела общих видов О.С. Самойловича в конце 1960-х годов едва ли не подпольно. Первый вариант компоновки самолета, получившего «фирменное» обозначение Т-10, разработал В.И. Антонов. У истоков создания знаменитого самолета стояли О.С. Самойлович, В.И. Антонов, В.А. Николаенко и непосредственно сам П.О. Сухой.

Требованиями к новому истре­бителю были высокая маневренность, большая дальность полета, мощное вооружение и сов­ременный комплекс БРЭО, необходимые для того, чтобы эффективно противодействовать американскому истребителю F-15.

Первый вариант «советского ответа» на F-15 был подготовлен в феврале 1970 года. Он получил обозначение Т-10. Аванпроект получился несколько необычным на то время - интегральная компоновка в сочетании с крылом умеренной стреловидности с развитыми корневыми наплывами. На самолетах подобной компоновки фюзеляж, как таковой, отсутствует. Подъемную силу создает не только крыло, но и корпус. За счет этого удалось увеличить внутренние объемы планера, разместив в них топливные баки большой емкости и электронное оборудование. Т-10 изначально проектировался как статически неустойчивый в канале тангажа самолет. Устойчивость обеспечивала электродистанционная система управления. ОКБ Сухого впервые в мире установила ЭДСУ на дальнем ракетоносце Т-4, эта система в доработанном виде перешла на будущий Су-27.

Официально ВВС СССР сформулировали требования к перспективному фронтовому истребителю (ПФИ) в 1971 году; за основу взяли характеристики американского F-15, увеличив их на 10% В этот период ВВС США взяли на вооружение концепцию истребительного парка, состоящего из двух типов машин: легких – F-16 и тяжелых – F-15. В Советском Союзе поступили точно также. Расчеты показали, что оптимальный состав истребительного парка ВВС СССР должен включать одну треть тяжелых и две трети легких истребителей (в современных российских ВВС тяжелыми считаются истребители Су-27, а легкими – МиГ-29). Летом 1972 года руководством страны было принято решение о полномасштабной разработке перспективных фронтовых истребителей. Первым главным конструктором по теме Т-10 стал Н.С. Черняков, проектированием занималась бригада Л.И. Бондаренко

В ходе проектирования конструкторы столкнулись с необычной проблемой: в СССР расчетной полетной массой считалась масса самолета с 80% заправкой, но по емкости баков Т-10 получился гораздо ближе к фронтовому бомбардировщику, чем к истребителю. Отказ от «лишнего» топлива позволял снизить массу и удовлетворить требования заказчика в ущерб эффективности боевого применения Разработчикам и заказчикам удалось найти компромиссное решение - разделили требования к Т-10 на две части: с основным вариантом заправки (примерно 5,5 т керосина) и с полной заправкой (порядка 9 т) при снижении требований к максимальной эксплуатационной перегрузке. В результате дальность полета истребителя Су-27 с полной заправкой превышает дальность полета большинства истребителей с подвесными топливными баками.

Эскизное проектирование было окончено в 1975 году, а в 1976-м вышло постановление Совета министров СССР о разработке самолета Су-27. С февраля 1976 году главным конструктором Су-27 стал М.П. Симонов. Первый полет на Т-10-1 выполнил 20 мая 1977 года B.C. Ильюшин,

В 1978 году в Комсомольске-на-Амуре началась сборка самолетов установочной партии. Оказалось, что самолет хоть и мог быть запущен в серийное производство, но по ряду параметров не удовлетворял техническому заданию, более того, проигрывал F-15. Потому по настоянию М.П. Симонова данный вариант истребителя так и не был запущен в серийное производство. Де-факто предстояло спроектировать истребитель заново. Без решительной поддержки министра авиапрома И.С. Силаева истребитель Су-27 (Т-10С) в его известном всему миру облике вряд ли бы состоялся - слишком много времени и денег ушло на проектирование и постройку первых Т-10. Первый Т-10С (Т10-7) поднял в воздух аэродрома ЛИИ в Жуковском 20 апреля 1981 года B.C. Ильюшин. Государственные испытания Су-27 были завершены в 1985 г., при этом серийное производство началось раньше – в 1982-м.

Серийные Су-27 начали поступать в войска с 1984 г., однако официально на вооружение были приняты лишь в 1990 г., после устранения недостатков, выявленных в ходе эксплуатации. Истребители поступавшие на вооружение ВВС получили обозначение Су-27С (серийный), а войск ПВО – Су-27П (перехватчик).

КОНСТРУКЦИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27

Истребитель Су-27 - двухдвигательный моноплан с двухкилевым оперением с трапециевидным в плане крылом умеренной стреловидности по передней кромке, с развитыми корневыми наплывами. Корпус истребителя цельнометаллический. Широко применены титановые сплавы. Композиционные материалы используются ограниченно. Самолет имеет интегральную компоновку, крыло плавно сопрягается с фюзеляжем.

Фюзеляж истребителя Су-27 состоит из головной, средней и хвостовой частей. В головной части размещены РЛС и другие системы прицельно-навигационного комплекса, кабина летчика, ниша носовой опоры шасси. В герметизированной кабине размещено катапультное кресло К-36 ДМ класса «ноль-ноль», кабина закрыта каплеобразным фонарем с открывающимся вверх-назад подвижным сегментом; на двухместных самолетах члены экипажа расположены тандемом. Средняя часть фюзеляжа включает центроплан крыла, в ней расположены топливные баки, на верхней поверхности установлен отклоняемый вверх воздушный тормоз большой площади. Хвостовая часть включает две разнесенные от продольной оси планера гондолы двигателей и центральную балку с топливным баком, отсеком оборудования и отсеком тормозных парашютов.

Крыло трехлонжеронной кессонной конструкции, угол стреловидности по передней кромке составляет 42 градуса, угол отрицательного поперечного V 2,5 градуса. Механизация крыла состоит из флаперонов, выполняющих функции закрылков и элеронов, и адаптивных отклоняемых двухсекционных носков крыла.

Хвостовое оперение истребителя Су-27 включает дифференциально отклоняемый стабилизатор и два киля с рулями направления.

Шасси убирающееся трехопорное с одноколесными стойками. Все опоры убираются поворотом вперед по полету, носовая - в фюзеляж, основные - в центроплан.

Силовая установка Су-27 состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-31Ф с максимальной тягой 7770 кгс, а на режиме «форсаж» -12500 кгс. Общая емкость пяти топливных баков 12000 л (масса топлива составляет 9400 кг). Благодаря большому запасу топлива Су-27 обладает солидным боевым радиусом для истребителя: 1400 км, при этом дальность полета составляет 3900 км. Возможность подвески внешних баков не предусмотрена, но при таком запасе топлива она не очень нужна.

На истребителе Су-27 установлена электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием в канале тангажа и трехкратным резервированием в каналах крена и курса, обеспечивающая нормальное пилотирование при статической неустойчивости в продольном канале до 5% и автоматическое отклонение носков крыла в зависимости от режима полета.

Приборное оборудование кабины Су-27 выполнено на основе аналоговых приборов с учетом требований эргономики. Приборное оборудование Су-27 последних модификаций выполнено по принципу «стеклянной кабины» с использованием цветных дисплеев. Органы управления традиционные: РУС и РУДы. В состав целевого оборудования входит радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 «Меч» на основе РЛС Н-007 с дальностью обнаружения в передней полусфере цели типа «истребитель» 80-100 км, ; РЛС способна сопровождать одновременно до 10 целей, в том числе на фоне земной поверхности, и обеспечивать поражение одной из них. РЛПК-27 дополнена оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27 на основе оптико-локационной станции ОЛС-2, включающей теплопеленгатор и лазерный дальномер, датчики ОЛС-27 размещены под прозрачным сферическом обтекателем, установленным перед козырьком фонаря кабины.

Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10 обеспечивает пилотирование самолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Основными элементами комплекса являются инерционная курсовертикаль и радиосистема ближней навигации. Истребитель Су-27 оснащен всеми необходимыми общесамолетными системами, аппаратурой радиоэлектронной борьбы.

Истребитель Су-27 вооружен встроенной 30-мм пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов. Управляемое вооружение исходного варианта Су-27 ограничено УР «воздух - воздух» Р-27 Р/Т/ЭР/ЭТ и высокоманевренными УР ближнего боя Р-73. Истребитель оснащен десятью узлами подвески - два под центропланом между гондолами двигателей (УР Р-27), по одному под воздухозаборниками (Р-27), по три под каждой консолью крыла (внутренние - Р-27, два внешних - Р-73). Изначально предусматривалось вооружение Су-27 обычными бомбами и неуправляемыми ракетами, но оборудование, позволяющее применять такое вооружение, демонтировано согласно условиям Договора о сокращениях наступательных вооружений в Европе. Ассортимент вооружения экспортных модификаций Су-27 и варианта Су-27СМ расширен за счет управляемого оружия класса «воздух-поверхность». Максимальная боевая нагрузка Су-27 – 6000 кг.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-27

Первым в ВВС СССР в 1984 году ис­требители Су-27 получил 60-й ис­требительный авиаполк ПВО, дис­лоцированный на аэродроме Дземги (Комсомольск-на-Амуре). Обучение летчиков на новой происходило в Центрах боевого применения ВВС в Липецке и истребительной авиации ПВО в Саваслейке.

На Западе об истребителе Су-27 широко узнали по­сле столкновения 13 сентября 1987 года Су-27 с па­трульным Р-3С ВВС Норвегии. «Орион» выполнял облет района учений Северно­го флота. Советский истребитель должен был вытеснить его из зоны учений. В результате столкновения оба самолета были незначительно повреждены. После этого событии фотографии Су-27 с полным ракетным вооружением обошли всю западную прессу.

Тактико-технические характеристики истребителя Су-27
Экипаж 1 чел.
Силовая установка: Два ТРДДФ АЛ-31Ф тягой на форсаже по12 500кгс (122,58 кН)
Размеры, м:
размах крыла 14,70
длина с ПВД 21,94
высота 5,93
Площадь крыла, м 2 62
Масса, кг:
пустого 16 000
нормальная взлетная 22 500
максимальная взлетная 30 000
Скорость максимальная, км/ч:
на большой высоте 2500 (М=2,35)
у земли 1400
Потолок практический, м: 18 500
Дальность максимальная, км 3900
Скорость отрыва, км/ч 360
Посадочная скорость, км/ч 290
Длина разбега, м 700
Длина пробега, м 700
Максимальная эксплуатацион­ная перегрузка 9g
Вооружение:

1 30-мм пушка ГШ-301 с боезапасом 150 снарядов;

6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27Р/Т;

4 ракеты ближнего боя Р-73

Су-27 фактически в базо­вой конфигурации состоял на вооруже­нии как ВВС, так и истребительной авиации (ИА) ПВО СССР. До распада Советского Союза большая часть дислоцированных на европейской территории Союза Су-27 принадлежала войскам ПВО. На 1991 год на вооружении ВВС и ИА ПВО СССР со­стояло порядка 500 истребителей Су-27.

Су-27 успешно демонстрировался на авиашоу по всему миру. Его маневренность позволяет выполнять ряд уникальных фигур высшего пилотажа («Кобра Пугачева», «Колокол»). Правда, выполнять их могут лишь летчики, допущенные к полетам на крайних режимах. Тем не менее, даже без выполнения этих фигур по маневренности с Су-27 в 1990-е годы не мог сравнить­ся ни один истребитель мира. Кстати, широко известная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» оснащена истребителями Су-27.

Сейчас Су-27, наряду с МиГ-29, остается ос­новным истребителем ВВС и ПВО России, и пожалуй, одним из наиболее эффективных в мире. В настоящее время Россия располагает примерно 350 истребителями Су-27. В целом, массово иметь тяжелые истребители в составе своих ВВС могут себе позволить только крупные государства. Остальные страны если и располагают подобными самолетами, то только в очень скромных количествах. В этой связи следует упомянуть негласное противостояние «МиГа» и «Су» в 90-х гг., связанное с тем, что руководство «Сухого» усиленно лоббировало замену истребителей МиГ-29 на Су-27. В случае осуществления этих планов истребительный парк ВВС России на 100% состоял бы из тяжелых истребителей, что легло бы слишком высокой нагрузкой на бюджет. В конечном итоге, около 300 единиц «двадцать девятых» осталось в составе российских ВВС.

После распада СССР вооруженные Су-27 полки остались на Украине (831-й иап, Миргород; 136-й иап ПВО, Киров­ское, Крым; сейчас Украина располагает 70 Су-27, из них только 16 исправны) и Узбекистане (9-й гв. иап ПВО, Андижан).

Белоруссия «унасле­довала» от СССР более 20 Су-27, нахо­дившихся на ремонте в Барановичах.

Ка­захстан получил Су-27 в 1990-х годах от России в обмен на стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Первые четыре Су-27 прибыли в Казахстан в 1996 году.

Су-27 состоят на вооружении ВВС Анголы (14 единиц) и Эритреи (10 единиц). Анголе, предполо­жительно, самолеты были поставле­ны Белоруссией. В 1998-1999 годах ВВС Эфиопии было поставлено восемь Су-27/Су-27УБ, ранее состоявших на во­оружении российских ВВС.

В отличие от МиГ-29, до настоящего времени было не так уж много случаев применения Су-27 в реальных боевых действиях.

В ходе эфиопо-эритрейского вооруженного кон­фликта 1999 года эфиопские Су-27 трижды сталкивались в воздушных боях с эритрейскими МиГ-29, в каждом из которых сбили по одному МиГу, не понеся потерь. Сказывалось преимущество Су-27 в скорости и маневренности. По некоторым данным, и с обеих сторон в воздухе сражались бывшие советские летчики (на эфиопских самолетах – россияне, а на эритрейских - украинцы). В 2000 г. посол Эритреи в РФ даже прямо заявил о том, что на стороне Эфиопии в конфликте участвовал ряд бывших советских офицеров, с указанием их фамилий и воинских званий.

В 2000 году ВВС Анголы потеряли истребитель Су-27 от огня с земли.

В 1992 году грузин­ской ПВО был сбит российский Су-27, выполнявший патрулирование в районе .

В время 2008 года российские Су-27 совместно с Миг-29 контролировали воздушное пространство над Южной Осетией.

Истребитель Су-27 никогда не действовал в настоящем бою против своего основного конкурента - F-15. Зато Су-27 приходилось сталкиваться с ним в условных боях на различных авиашоу и совместных учениях. В ближнем бою Су-27 против F-15 российский истребитель имеет безоговорочное преимущество, легко «садясь на хвост» американцу. Маневренность и тяговооруженность у Су-27 существенно выше. Зато авионика F-15 считается более совершенной, что может дать американскому истребителю преимущество в дальнем ракетном бою. Однако, в учениях «Коуп Индия 2004», где сошлись Су-27 индийских ВВС и F-15C ВВС США американцы выглядели бледно, проиграв 2/3 общего числа воздушных боев. Индийские пилоты использовали нестандартную тактику: выключали РЛС и подбирались к противнику на дистанцию прицельного пушечного огня, используя оптико-электронные системы своих Су-27. Правда, по условиям учений американцы не использовали свои УР AIM-120, а ведь именно при помощи этих ракет американские истребители эффективно сбивали МиГи-29 в Югославии.

МОДИФИКАЦИИ СУ-27

Семейство Су-27 насчитывает множество модификаций. Внутри данного семейства самолетов прослеживается четыре «линии»:

  • одноместный истребитель Су-27,
  • двухместные Су-27УБ (учебно-боевой) и Су-30 (предназначен для управления действиями групп истребителей);
  • палубный истре­битель Су-33 (для авиагруппы ТАВКР «Адмирал Кузнецов», произведено 26 единиц);
  • фронтовой бом­бардировщик Су-32ФН/Су-34.

Здесь будут рассмотрены модификации одноместного истребителя Су-27.

Т-10

Первые прототипы, так и не пошедшие в серию.

Су-27 (Т-10С)

Радикально модернизированный Т-10, фактически новый самолет, буква «С» обо­значает «Серийный». Практически пол­ностью изменена форма планера, уста­новлено крыло с прямыми законцовками. Законцовки килей первых серийных Су-27 выполнялись прямыми, позже их стали де­лать скошенными, менялась форма цен­тральной хвостовой балки, с килей исчезли противофлаттерные грузы. Максималь­ная взлетная масса самолетов поздней постройки возросла до 33000 кг, а даль­ность полета до 4000 км. На части самоле­тов вместо внешних пилонов установлены контейнеры с аппаратурой РЭБ (на торцах крыла).

Су-27П

Одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО. Из системы управления вооружением исключена возможность ра­боты по земле; несколько изменен состав авионики.

Су-27СК

Серийная коммерческая версия истребителя Су-27. Выпускается с 1991 года на в г. Комсомольск-на-Амуре. Часто обозначается просто как Су-27К (ранее обозначение Су-27К было принято для палубных истребителей, но потом их переименовали в Су-33).

Су-27СКМ

Экспортный вариант Су-27СКМ разрабо­тан в середине 1990-х годов, от Су-27СК он отличается обновленным составом БРЭО, количество узлов подвески ракет увеличено до 12. Ракетное вооружение самолета дополнено УР «воз­дух - воздух» РВВ-АЕ, управляемым вооружением класса «воздух - поверх­ность», включая УР Х-29Т, противоко­рабельные ракеты Х-31 и корректиру­емые бомбы с лазерным наведением КАБ-500. Боевая нагрузка увеличена до 8000 кг. Добавлена возможность подвески на подкрыльевые узлы двух топливных баков емкостью по 2000 л.

Су-27М (Су-35)

Су-27М разрабатывался с 1988 г. как многоцеле­вой истребитель завоевания превосходства в воздухе, обладающий еще большей маневренностью, чем Су-27. Вместе с тем его ударные возможности стали более широкими, чем у Су-27. В 1993 году данный истребитель по­лучил обозначение Су-35.

Самолет выполнен по схеме «интегральный триплан» с передним горизонтальным оперением. В конструкции планера более широ­ко, чем в предыдущих модификациях, применяются композитные материалы.

В килях большей площади разме­щены дополнительные топливные баки, вместимость внутренних баков возросла на 1500 кг. Истребитель получил возможность дозаправляться в воздухе. Убираемый топливоприемник смонтирован по левому борту перед ка­биной.

Бортовая аппаратура РЭБ способ­на осуществлять как индивидуальную, так и групповую защиту. В ограниченном объ­еме самолет способен вести радиотехни­ческую разведку. На нем установлены но­вая оптиколокационная станция и РЛС Н-011 с дальностью обнаружения целей до 400 км, способная одновременно со­провождать до 15 целей и выполнять пуск ракет по шести из них. Самолет спосо­бен применять управляемое вооружение «воздух - поверхность». Приборное обо­рудование выполнено по принципу «сте­клянной кабины».

Сверхманевренный многофункциональ­ный истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27 и относит­ся к поколению «4++». Его проектирование начато в 2002 г. На Су-35 использованы технологии истребителя 5-го поколения, радикально усовершенствовано БРЭО. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ АЛ-41 увеличенной тяги с поворотными в двух плоскостях соплами. Истребитель оснащен РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».

Всего построено 12 Су-27М/Су-35, часть из них передана пилотажной группе «Русские Витязи». Однако в настоящее время программа строительства истребителей Су-35 закрыта.

Су-27СМ

В 2004-2009 годах для ВВС РФ были от­ремонтированы и модернизированы в вариант Су-27СМ 48 истребителей Су-27. По программе так называемой «малой мо­дернизации» заменено приборное обо­рудование кабин, часть БРЭО (имеется возможность обнаружения наземных и надводных целей), дорабо­тан планер; самолет получил возможность применять управляемое вооружение «воз­дух - поверхность».

П-42

Максимально облегченный для уста­новки мирового рекорда скороподъем­ности один из первых серийных Су-27 (Т-10-15), с целью снижения массы с самолета даже смыли краску. Взлет­ная масса уменьшена до 14100 кг, тяга каждого двигателя на форсаже увеличена до 29,955 кН. В 1986-1988 годах на П-42 установлено 27 мировых рекор­дов скорости и скороподъемности.

Т-10-20

Серийный Т-10-20 был доработан в вари­ант для побития рекорда скорости на зам­кнутом 500-км маршруте; мировой рекорд установлен не был. Самолет облегчили, на крыло установлены законцовки оживальной формы (по типу первых Т10), за­пас топлива увеличен до 12900 кг

Т-10-24

Серийный Т-10-24 был переоборудо­ван в летающую лабораторию для оцен­ки влияния переднего горизонтального оперения (ПГО) на устойчивость и управ­ляемость.

Т-10-26 (ЛЛ-УВ (КС))

Еще одна летающая лаборатория для испытаний двигателя АЛ-31Ф с экспериментальным поворотным соплом. В нее был переоборудован Т-10-24.

Су-37

В 1995 г. Су-27М под № 711 был оснащен двигателями АЛ-31 ФП с тягой по 14510 кгс на форсаже и управляемым вектором тяги. Этот истребитель получил название Су-37.

Существенно были модернизированы авионика и система управления истребителем. При­борное оборудование выполнено по прин­ципу «стеклянной кабины», оснащенной четырьмя крупноформатными цветными дисплеями и широкоугольным индикатор на лобовом стекле. Самолет оснащен квадродуплексной цифровой электродистанционной системой управления. Вместо обычной ручки управления в кабине была установлена боковая ручка-джойстик, изме­нены органы управления двигателями.

Истребитель Су-37 был оснащен двумя БРЛС: модернизированной импульсно-доплеровской Н011М с ФАР, расположенной в носовой части фюзеляжа, и станции обзора задней полусферы, обеспечивающей управление ракетами, запущенными в заднюю полусферу.

В состав оптико-электронных систем истребителя был включен тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем.

Самолет получил возможность дозаправки в воздухе за счет оснащения убирающейся штангой топливоприемника.

Управляемый вектор тяги позволил данному истребителю выполнять эффективные боевые маневры на околонулевых скоростях, которые просто невозможно выполнить на Су-27 с обычными двигателями. Среди них известный маневр «Чакра Фролова» («мертвая петля», только с очень маленьким радиусом, фактически разворот самолета вокруг своего хвоста), форсированный боевой разворот (за время меньше 10 с) и другие.

К сожалению, истребитель № 711 разбился при испытательном полете в 2002 г. В настоящее время программа создания Су-37 прекращена.

Китайские Су-27

В 1991 году был подписан кон­тракт на поставку КНР 20 Су-27СК, а в 1996-й - еще на 16 Су-27СК. В Ки­тае самолет получил обозначение J-11. Поставки начались в 1992 году. Самоле­ты второй партии отличались возможно­стью установки контейнеров РЭБ «Сорбция», усиленным шасси и возможностью применения неуправляемого вооружения «воздух - поверхность». В 1996 году Ки­тай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК без права реэк­спорта в третьи страны.

Китай неоднократно настаивал на мо­дернизации J-11 путем замены РЛС Н001 на более совершенную, расшире­ния ассортимента УР «воздух - воздух» и установки в кабине многофункциональ­ных индикаторов. К 2006 году в вариант J-11А были доработаны около 60 J-11. В стране также велась разработка соб­ственного варианта Су-27 с двигателями WS-10А, новой РЛС китайской конструк­ции и способностью применять управля­емое оружие китайской разработки. Су­ществование J-11B Китай официально подтвердил в мае 2007 года. В 2010 году было официально объявлено о поступле­нии на вооружение ВВС КНР истребите­лей J-11В, которые, якобы, ничего общего с Су-27 не имеют.

Всего на вооружении ВВС Китая сейчас находится в общей сложности 276 Су-27, Су-30 и J-11.

ОКРАСКА

Первые Т-10 камуфлировались в два цвета – голубой и серо- голубой. Стандартной окраской строевых Су-27 стал трехцветный камуфляж серо­го/серо-голубого цвета, нижние поверх­ности окрашивались в светло-серый цвет. Обтекатель РЛС и радиопрозрачные законцовки самолетов первых серий красились в зеленый цвет, но затем их стали окраши­вать в светло-серый или белый цвет Са­молеты, прошедшие ремонт, нередко от­личаются вновь покрашенными в зеленый цвет обтекателями антенн РЛС и законцовками килей. В 1990-е годы авиацион­ная техника в строевых частях практиче­ски не подкрашивалась, поэтому многие Су-27 приобрели крайне причудливый облик, в котором грунтовка зеленовато-желтого цвета стала полноценной частью камуфляжной окраски. Интересно, что такие «облезлые» самолеты в воздухе замет­ны гораздо меньше, чем камуфлирован­ные «настоящим образом».

Опытные и экспериментальные Су-27 периода 1990-х годов окрашивались по разным камуфляжным схемам, ничего общего с настоящей камуфляжной или маскировочной окраской не имеющим - ма­шины должны были привлекать внимание.

Су-35 «второй редакции» окраше­ны по новой камуфляжной схеме ВВС РФ на основе геометрических пятен белого и двух оттенков серого цвета.

Су-27 ВВС Белоруссии и Казахстана пе­рекрашены по стандарту, близкому ВВС СССР, хотя казахские «сушки» имеют бо­лее насыщенные синие цвета камуфля­жа. На килях самолетов ВВС Белоруссии изображен национальный флаг. Су-27 ВВС Украины получили новую окраску из оттенков голубого цвета, близкую к так называемому «цифровому» камуфляжу.

На самолеты ВВС СССР и РФ опознава­тельные знаки наносили на внешние по­верхности килей, нижние и верхние поверх­ности крыла. Двузначные бортовые номера наносились на внешние поверхности килей и борта фюзеляжа перед кабиной,

В 1990-е года на Су-27 появилась сим­волика частей и другие «неуставные» изображения. На килях Су-27 Центра ИАПВО в Саваслейке были изображены флаги России и геральдический щит с Георгием По­бедоносцем. Особую окраску получили самолеты пилотажных групп «Русские Ви­тязи», «Соколы России» (Липецк) и «Лет­чики-испытатели». Достаточно часто на са­молетах ВВС РФ встречались изображения российских триколоров и знаков «Гвардия» советского образца.

Принятая при Брежневе военная доктрина СССР вновь опиралась на классику военной науки, возвращая сухопутным войскам главную роль в достижении победы. Основным их качеством считалась способность наступать, взаимодействуя с другими родами войск, и прежде всего с авиацией. Первенец брежневской эпохи Су-24 должен был стать воздушным тараном, который проложил бы дорогу танковым клиньям к берегам Ла-Манша. Для прикрытия он нуждался в истребителе с соответствующим радиусом действия. Требования к такой машине – перспективному фронтовому истребителю (ПФИ) – впервые были сформированы в 30-м ЦНИИ авиационно-космической техники Минобороны.

К тому времени в США уже шла разработка F-15 – мощного истребителя с большой дальностью и сильным вооружением. Перед МАП была поставлена задача создать самолет, способный превзойти заокеанского конкурента на 10%. Задачу довели до всех истребительных КБ, но финансирование выделять не спешили. Между тем, технический риск проекта был весьма велик. В итоге П.О. Сухой не спешил санкционировать масштабные работы по ПФИ, однако подчиненные начали предэскизную проработку темы без его визы. Инициатором стал начальник отдела проектов О.С.Самойлович. На первом этапе ПФИ занимался лишь конструктор В.И.Антонов. Осенью 1969 г. Антонов выполнил первые эскизы его общего вида, применив интегральное сопряжение крыла с фюзеляжем, набранным из деформированных крыльевых профилей. Компоновка истребителя, получившего фирменный шифр Т-10, получилась необычно красивой. Однако в ЦАГИ, продвигавшем концепцию на базе МиГ-25, проект не встретил поддержки. Поэтому был разработан и такой вариант, названный Т10-2. В 1971 г. После согласования всех требований министерство официально объявило конкурс на создание нового истребителя, который в середине 1972 г. выиграл проект Т10-1.

Эскизное проектирование ПФИ было поручено бригаде Л.И.Бондаренко, но к тематике постепенно подключались другие подразделения. Главным конструктором по самолету стал Н.С.Черняков, а на уровне руководства тему курировал первый зам Сухого Е.А.Иванов. После напряженной работы весной 1977 года (главным конструктором Су-27 к тому времени стал М.П.Симонов) Т-10 поступил на летные испытания. В этой работе были свои успехи и неудачи, но главный вывод испытаний Т-10 с двигателями АЛ-31Ф оказался настолько удручающим, что звучал как приговор всей программе Су-27: добиться заданного превосходства в 10% над F-15 не удалось. Однако неожиданными эти результаты не были – из-за снижения по сравнению с расчетными характеристик двигателей, оборудования и самолетных систем. В это время группой специалистов ОКБ и СибНИА под руководством М.П.Симонова была разработана альтернативная компоновка Су-27, отличавшаяся плавным сопряжением крыла с предельно обжатым фюзеляжем, уменьшенной кривизной профиля крыла и раздвинутым вертикальным оперением. Это было возвратом к исходному варианту компоновки, измененному под давлением ЦАГИ. Благодаря настойчивости и энергии Симонова министерство согласилось на радикальный вариант изменения самолета. Новый вариант получил индекс Т-10С.

К 1985 г. основные компоненты вооружения, оборудования и силовой установки Су-27 уже были приняты на вооружение, но ГСИ самолета в целом не завершились. Однако отставание от США становилось серьезным, а полученные данные явно свидетельствовали: создан действительно выдающийся самолет, не имеющий равных в мире. Поэтому с конца 1984 г. началось массовое производство Су-27 и поступление его в войска. При этом работа по доводке машины продолжалась. Лишь после отладки всего комплекса оборудования Постановлением СМ СССР от 23 августа 1990 г. Су-27 был официально принят на вооружение ВВС и авиации ПВО Советского Союза.

Су-27 представляет собой одноместный моноплан, выполненный по интегральной аэродинамической схеме, при которой крыло с корневым наплывом и фюзеляж образуют единый несущий корпус, набранный из крыльевых профилей. В конструкции применены алюминиевые и титановые сплавы, стали и композиционные материалы. Силовая установка состоит из двух двухконтурных двухвальных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф, воздухозаборников и систем запуска, управления, охлаждения и смазки, топливной, крепления и др. В зависимости от условий применения АЛ-31Ф может работать в боевом, учебно-боевом или особом режимах. Регулировка режима работы производится на земле.

Система управления самолетом включает системы продольного, поперечного и путевого управления, а также управление носками крыла. В продольном канале используется электродистанционная система управления СДУ-10С. СДУ обеспечивает требуемые характеристики устойчивости и управляемости во всех каналах управления самолетом. Пилотажно-навигационный комплекс ПНК предназначен для самолетовождения на всех этапах полета днем и ночью в ПМУ и СМУ. В состав комплекса входят следующие подсистемы: навигационный комплекс, информационный комплекс высотно-скоростных параметров и устройства управления, индикации и контроля. Система автоматического управления САУ-10 предназначена для автоматического и директорного управления истребителем. Бортовая аппаратура связи с наземными АСУ содержит каналы «Лазурь», «Бирюза» и «Радуга», обеспечивающие передачу наборов команд, свойственных данным НАСУ. Всего может передаваться 21 набор различных команд. Информация, полученная от НАСУ, поступает для обработки в систему автоматического управления самолетом, в систему управления вооружением и отображается на прицельно-пилотажном индикаторе системы единой индикации.

Система управления вооружением Су-27 включает в себя СУО-27М, РЛПК Н001, ОЭПС-27 и систему единой индикации «Нарцисс-М». Она предназначена для решения боевых задач по уничтожению воздушных целей при ведении групповых, автономных и полуавтономных боевых действий, а также применения вооружения самолета по наземным целям. Для защиты от поражения ракетами с полуактивными ГСН на Су-27 устанавливается бортовая система РЭП взаимно-групповой защиты «Ятаган» в составе съемных станций «Сорбция-С», устанавливаемых на каждый самолет, и «Смальта-СК» на самолете обеспечения. Артиллерийское вооружение состоит из встроенной пушечной установки 9А4071К с пушкой ГШ-301 и двух подвешиваемых под крыло СППУ-30 с аналогичными орудиями. В состав управляемого ракетного вооружения входят ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27 или Р-27Э с РЛГСН (до 6) или ТГСН (до 2) и ближнего боя Р-73 с ТГСН (до 6). Неуправляемое вооружение включает НАР С-25 (до 6), С-13 (до 6 Б-13Л), С-8 (до 6 Б-8М1), авиабомбы и РБК калибром до 500 кг, ЗАБ и КМГУ.

По продолжительности и стоимости программа создания Су-27 оказалась беспрецедентной - с момента начала работ до поступления первых машин в войска прошло 14 лет. За этот сложный и трудный период сменились три Генеральных конструктора, самолет полностью поменял свой облик, несколько машин погибло на испытаниях. Но результат был достигнут выдающийся: при традиционных для советской конструкторской школы высоких летных характеристиках Су-27 впервые превзошел аналогичную американскую машину по мощи вооружения и дальности полета. При этом он остался простым в управлении и доступным для строевых летчиков. Важнейшую роль в достижении высокой боевой эффективности истребителя сыграли его бортовые комплексы, в первую очередь радиолокационный. Впервые в мировой практике прицельное оборудование Су-27, как и МиГ-29, включает два взаимодополняющих канала – радиолокационный и оптико-электронный. А широкое применение цифровой вычислительной техники для управления самолетом и комплексами его вооружения можно считать ничуть не меньшим «коньком» Су-27, чем вихревую аэродинамику. По боевым возможностям Су-27 может вести как всепогодный ракетный воздушный бой на больших дистанциях, так и маневренный поединок на «кинжальных» расстояниях, а вдобавок имеет невиданные ранее для советского истребителя дальность и продолжительность полета.

На сегодня Су-27 (и его модификации) – самый совершенный истребитель в вооруженных силах СНГ, а в России он еще и самый массовый. У летного состава самолет завоевал высокую репутацию и прозвище «самолет для летчика», а у многих пробудил самые высокие чувства, на которые способны только авиаторы. По своим боевым возможностям он далеко обошел своих зарубежных оппонентов, а так, как может летать Су-27, больше не способен летать никто.

— советский/российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель-перехватчик.

Работы по проектированию истребителя 4 поколения, известного впоследствии как Су-27, начались в ОКБ Павла Сухого (ныне ОАО "Компания "Сухой") в конце 1969 года. Главный конструктор Су-27 — Михаил Симонов. Новый самолет должен был стать достойным ответом на создание в США истребителя F-15, разрабатывавшегося по программе FX с 1966 года, основным предназначением отечественного истребителя, как и его заокеанского аналога, было объявлено "завоевание господства в воздухе".

Первый полет Су-27 совершил 20 мая 1977 года. Серийное производство было развернуто на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. Государственные совместные испытания Су-27 завершились в декабре 1983 года . Испытания Су-27 по различным программам продолжались еще несколько лет. На вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, только после того, как были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже 5 лет находились в эксплуатации.

Впервые продемонстрирован публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция).

Крыло самолета имеет переменную стреловидность по передней кромке. Мотогондолы двигателей, расположенные в хвостовой части, являются продолжением воздухозаборников. Двухкилевое вертикальное оперение установленно в хвостовой части фюзеляжа на мотогондолах двигателей. Шасси — нормальной схемы, с передней и двумя основными опорами. Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф.

Летчик располагается на катапультируемом кресле К-36ДМ, обеспечивающем аварийное покидание самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета.

Самолеты могут быть использованы для перехвата воздушных целей в большом диапазоне высот и скоростей полета, в том числе на фоне земли, и ведения маневренного воздушного боя в любых метеоусловиях днем и ночью. Для успешного выполнения боевых задач на борту установлено современное прицельно-навигационное оборудование.

На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35 и Су-37, а также фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.

Экипаж — 1 человек (в учебно-боевой модификации — 2 человека)

Скорость максимальная, на высоте — 2430 км/ч

Скорость максимальная у земли — 1400 км/ч

Практический потолок — 18000 м

Дальность полета у земли — 1380 км

Дальность полета максимальная — 3250 км

Боевой радиус — 1200 км

Масса нормальная — 22220 кг

Масса максимальная — 28000 кг

Масса пустого самолета — 16000 кг

Су-27 (по кодификации НАТО: Flanker, Флэ́нкэ - англ. Удар во фланг) - советский/российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель, разработанный в ОКБ Сухого и предназначеный для завоевания господства в воздухе. Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Семёнович Черняков, Михаил Петрович Симонов, А. А. Колчин и А. И. Кнышев.

Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году, а в 1984 году самолёты начали поступать в авиационные части. На текущий момент является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.

На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.

История создания

Начало разработок

В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения.

Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 году был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте 1966 года была развёрнута программа FX (Fighter Experimental).

Проектирование самолёта по уточнённым требованиям началось в 1969 году, когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «Макдоннел Дуглас», 23 декабря 1969 был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в 1974 году появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и F-15B.

В качестве адекватного ответа в СССР была развёрнута собственная программа разработки перспективного истребителя четвёртого поколения, к которой в 1969 году приступило ОКБ Сухого. Учитывалось, что основным назначением создаваемого самолёта будет борьба за превосходство в воздухе. Тактика воздушного боя предусматривала в том числе и ближний

Прототипы


Т-10

В 1975-1976 годах стало ясно, что первоначальная компоновка самолёта обладает существенными недостатками. Тем не менее, опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1) был создан и поднялся в воздух 20 мая 1977 (пилот - заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин).

В одном из полётов Т-10-2, пилотируемый Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов и разрушился в воздухе. Лётчик погиб.

В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма - либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины. Было принято решение начать создание самолета практически с нуля, не выпуская машину, отстающую по своим характеристикам от главного конкурента.

В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И уже 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, то есть первый серийный), пилотируемый В. С. Ильюшиным поднялся в небо. Машина была значительно изменена, почти все узлы созданы «с нуля».

Полученные при испытаниях данные показали, что был создан действительно уникальный самолёт, по многим параметрам не имеющий аналогов в мире. Хотя и тут не обошлось без катастроф: в одном из полётов в критическом режиме из-за разрушения планера погиб Александр Комаров. Некоторое время спустя, на этом же режиме в аналогичную ситуацию попал Н. Садовников. Только благодаря большому мастерству летчика-испытателя, впоследствии Героя Советского Союза, мирового рекордсмена, полет завершился благополучно. Н. Ф. Садовников посадил на аэродром повреждённый самолёт - без большей части консоли крыла, с обрубленным килем - и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины. В срочном порядке были проведены мероприятия по доработке самолёта: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка.

В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, в том числе и в процессе серийного производства.

Принятие на вооружение

Первые серийные Су-27 стали поступать в войска в 1984 году. Официально на вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже более 5 лет находились в эксплуатации. При принятии на вооружение в ВВС самолёт получил обозначение Су-27С (серийный), а в авиации ПВО - Су-27П (перехватчик).

Конструкция

Планер

Су-27 выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет интегральную компоновку: его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Стреловидность крыла по передней кромке составляет 42°. Для улучшения аэродинамических характеристик самолёта на больших углах атаки оно оснащено корневыми наплывами большой стреловидности и автоматически отклоняемыми носками. Наплывы также способствуют увеличению аэродинамического качества при полёте на сверхзвуковых скоростях. Также на крыле расположены флапероны, одновременно выполняющие функции закрылков на взлётно-посадочных режимах и элеронов. Горизонтальное оперение состоит из цельноповоротного стабилизатора, при симметричном отклонении консолей выполняющего функции руля высоты, а при дифференциальном - служащего для управления по крену. Вертикальное оперение двухкилевое.

Для уменьшения общего веса конструкции широко используется титан (около 30 %).

На многих модификациях Су-27 (Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и др.) установлено переднее горизонтальное оперение. Су-33, вариант машины морского базирования Су-27, кроме того, для уменьшения габаритов имеет складные консоли крыла и стабилизатора, а также оснащён тормозным гаком.

Су-27 - первый советский серийный самолёт с электродистанционной системой управления (ЭДСУ) в продольном канале. По сравнению с бустерной необратимой системой управления, применявшейся на его предшественниках, ЭДСУ обладает большим быстродействием, точностью и позволяет применять гораздо более сложные и эффективные алгоритмы управления. Необходимость её применения вызвана тем, что с целью улучшения маневренности Су-27 был сделан статически неустойчивым на дозвуковых скоростях.

Силовая установка

Базовый Су-27 оснащен парой широко разнесенных турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-31Ф с форсажными камерами, расположенными в мотогондолах под хвостовой частью фюзеляжа. Разработанные конструкторским бюро «Сатурн» двигатели отличаются низким расходом топлива как на форсаже, так и на режиме минимальной тяги. Масса двигателя составляет 1520 кг. На двигателях имеется четырёхступенчатый компрессор низкого давления, девятиступенчатый компрессор высокого давления и одноступенчатые охлаждаемые турбины высокого и низкого давления с камерой дожига. Разделение двигателей было продиктовано необходимостью уменьшить взаимное влияние, создать широкий внутренний туннель для нижней оружейной подвески и упростить систему всасывания воздуха; между двигателями находится балка с контейнером тормозного парашюта. Воздухозаборники снабжены сетчатыми экранами, которые остаются закрытыми до тех пор, пока носовое колесо не оторвется от земли при взлете. Концентрические сопла форсажных камер охлаждаются воздушным потоком, проходящим между двумя рядами «лепестков». На некоторых модификациях Су-27 в хвостовой балке предполагалось устанавливать РЛС заднего обзора (при этом тормозной парашют переносился под корпус самолёта).

На модернизированных истребителях Су-27СМ2 устанавливаются более мощные и экономичные двигатели АЛ-31Ф-М1, оснащенные управляемым вектором тяги. Тяга двигателей была повышена относительно базового двигателя АЛ-31Ф на 1000 кгс, расход топлива при этом был снижен с 0,75 до 0,68 кг/кгс*ч, а увеличение до 924 мм диаметра компрессора позволило поднять расход воздуха до 118 кг/с. АЛ-31ФП (на некоторых модификациях Су-30) и более совершенные «Изделие 117С» (на Су-35С), оснащенные поворотным соплом с отклоняемым на ±15° вектором тяги, что значительно увеличивает маневренность самолёта.

На других модификациях истребителя также устанавливаются модернизированные двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-31Ф-М1, АЛ-31ФП и Изделие 117С. Ими оснащаются глубоко модернизированные самолеты Су-27СМ2, Су-30 и Су-35С соответственно. Двигатели значительно повышают маневренность и, прежде всего, позволяют управлять самолетом на околонулевых скоростях и выходить на большие углы атаки. Сопла двигателей отклоняются на ±15°, что позволяет свободно менять направление полета как по вертикальной, так и по горизонтальной оси.

Большой объём топливных баков (около 12 000 л) обеспечивает дальность полёта до 3680 км и боевой радиус до 1500 км. Размещение подвесных топливных баков на базовых моделях не предусмотрено.

Бортовое оборудование и системы

Бортовое оборудование самолёта условно делится на 4 независимых, функционально связанных комплекса - система управления вооружением СУВ, пилотажно-навигационный комплекс ПНК, комплекс связи КС и бортовой комплекс обороны БКО.

Оптическая система поиска и прицеливания

Являющаяся частью комплекса вооружения базового Су-27 электрооптическая система ОЭПС-27 включает в себя лазерный дальномер (эффективная дальность до 8 км) и инфракрасную систему поиска и прицеливания (ИРСТ) (эффективная дальность 50-70 км). В этих системах применяется та же оптика, что и в зеркальных перископах, сочлененных с координирующим стеклянным шаровым сенсором, который перемещается по высоте (10° при сканировании, 15° при наведении) и азимуту (60° и 120°), что позволяет датчикам оставаться «направленными». Большим преимуществом ОЭПС-27 является возможность открытого наведения на цель.

Интегрированная система управления вектором тяги и контроля над полетом

Управление соплами двигателя АЛ-31ФП интегрированы в систему контроля над полетом (СКП) и программное обеспечение. Управление соплами производится через цифровые компьютеры, которые являются частью всей СКП в целом. Поскольку движение сопел полностью автоматизировано, пилот не занят управлением отдельными векторами тяги, что позволяет ему полностью сосредоточиться на управлении самолетом. Система СКП сама реагирует на любое действие пилота, работающего, как обычно, ручкой и педалями. За время существования Су-27 система СКП претерпела существенные изменения. Первоначальная СДУ-10 (радиоуправляемая система дистанционного управления), которая устанавливалась на ранних Су-27, имела ограничения по углу атаки, отличалась вибрацией ручки управления вектором тяги. На современных Су-27 установлена цифровая СКП, в которой функции контроля тяги продублированы четырёхкратно, а функции контроля отклонения от курса - трехкратно.

Кабина

Кабина имеет двухсекционный фонарь, состоящий из неподвижного козырька и открывающейся вверх-назад сбрасываемой части. Рабочее место летчика оборудовано катапультируемым креслом К-36ДМ-. В базовой модели СУ-27 кабина была оборудована обычным набором аналоговых циферблатов и маленьким дисплеем радара (последний был снят с самолетов группы «Русские витязи»). Поздние модели оснащены современными многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями с пультами управления и индикатором отображения навигационной и прицельной информации на фоне лобового стекла. Рычаг рулевого управления имеет на передней стороне кнопки управления автопилотом, джойстики триммирования и целеуказания, переключатель выбора оружия и кнопку стрельбы на обратной стороне.

Вооружение и оборудование

Бортовая РЛС Н001 оснащена антенной Кассегрена диаметром 1076 мм и способна обнаруживать воздушные цели класса «лёгкий истребитель» на расстоянии 60-80 км в передней полусфере и 30-40 км в задней полусфере. РЛС может одновременно сопровождать до 10 целей в режиме СНП (сопровождение на проходе) и управлять наведением двух ракет по одной цели. В дополнение имеется квантовая оптико-локационная станция (КОЛС) с лазерным дальномером 36Ш, сопровождающая цели в простых метеоусловиях с большой точностью. ОЛС позволяет вести цель на малых дистанциях, не излучая радиосигналы и не демаскируя истребитель. Информация от бортовой РЛС и от ОЛС выводится на индикатор прямой видимости (ИПВ) и рамку ИЛС (индикация на лобовом стекле).

Ракетное вооружение размещено на АПУ (авиационное пусковое устройство) и АКУ (авиационное катапультное устройство), подвешенных в 10 точках: 6 под крыльями, 2 под двигателями и 2 под фюзеляжем между двигателями. Основное вооружение - до шести ракет «воздух-воздух» Р-27, с радиолокационным (Р-27Р, Р-27ЭР) и двух с тепловым (Р-27Т, Р-27ЭТ) наведением. А также до 6 высокоманевренных ракет ближнего боя Р-73 оснащённых ТГСН с комбинированным аэродинамическим и газодинамическим управлением.

Сравнение с другими истребителями

О сравнительных боевых возможностях F-15 и Су-27 можно судить по итогам визита в США на авиабазу Лэнгли в августе 1992 лётчиков Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС и ответного визита американских лётчиков в Липецк в сентябре того же года, а также на Авиабазу Саваслейка в 1996 году. Были организованы «совместные маневрирования» самолётов F-15D и Су-27УБ, (по мнению российских лётчиков, F-15 уступает в маневренности на дозвуковых скоростях не только Су-27, но и МиГ-29). , что однако мало говорит о превосходстве какой-либо из машин, так как ближние бои в настоящее время происходят крайне редко и большее значение приобретает бой с применением ракет и преимущество в обнаружении противника на дальних дистанциях.

Во время совместных американо-индийских учений в феврале 2003 года состоялось несколько тренировочных воздушных боёв. В учениях с индийской стороны участвовали самолёты российского и французского производства, семейств «Су», «МиГ» и «Мираж».

Во время манёвров в трёх из четырёх учебных воздушных боев индийским пилотам на Су-30МКИ (Су-30 модернизированный коммерческий индийский) удалось «победить» американцев.

Будучи озабоченным растущим количеством продаж российских истребителей Су-27 и Су-30 по всему миру, военное командование США приобрело у Украины два истребителя Су-27 российского производства. На них будут испытывать эффективность новых американских радаров и системы радиоэлектронного подавления.

Боевое применение

  • 19 марта 1993 года, во время Абхазской войны, Су-27 ВВС России вылетел с аэродрома Гудаута на перехват двух воздушных целей (предположительно пары Су-25 ВВС Грузии), но цели обнаружены не были. При развороте для возвращения предположительно был сбит зенитной ракетой в районе с. Шрома, Сухумского р-на. Лётчик Шипко Вацлав Александрович погиб.
  • В 1999-2000 годах несколько Су-27 принимали участие в эфиопо-эритрейской войне в составе ВВС Эфиопии. В воздушных боях они сбили 3 эритрейских МиГ-29 (ещё один МиГ, возможно, был списан из-за полученных повреждений), не понеся потерь.
  • Во время войны в Южной Осетии Су-27 совместно с МиГ-29 контролировал воздушное пространство над Южной Осетией. Возможно, было совершено несколько попыток перехвата грузинских штурмовиков. Результаты этих вылетов точно неизвестны. Возможно, в одном из них 10.08.2008 г. был сбит грузинский штурмовик.

Эксплуатация

Страны, использующие Су-27 и Су-30

Всего было выпущено около 600 самолётов.

Состоят на вооружении:

Россия - до 350 самолётов

Китай - 46 самолётов (куплены до 1996 года), в 1998 году подписано соглашение о сборке 200 истребителей под маркой J-11. На 2008 год в общей сложности 276 Су-27,Су-30 и J-11.

Украина - 27 самолётов.на 2010 год.

Казахстан - 25 самолётов на 2010 год.

Узбекистан - 25 самолётов на 2010 год.

Белоруссия - 23 на 2010 год.

Ангола - 14 самолётов на 2010 год.

Вьетнам - 12 самолётов, ожидается поставка ещё 24.

Эфиопия - 11 Су-27 на 2010 год.

Армения - 10 самолётов.

Эритрея - 10 самолётов на 2010 год.

Индонезия - 2 Су-27СК, заказаны 3 Су-27СКМ (будут поставлены в 2009 году).

США - 2 самолёта, используются в исследовательских целях.

ЛТХ:
Модификация Су-27
Длина крыла, м 14,70
Длина самолета, м 21,935
Высота самолета, м 5,932
Площадь крыла, м2 62.037
Угол стреловидности крыла, град 42
Масса, кг
пустого самолета 16300
нормальная взлетная 22500
максимальная взлетная 30000
Масса топлива, кг
нормальная 5270
максимальная 9400
Тип двигателя 2 ТРДД АЛ-31Ф.
Максимальная тяга, кН
бесфорсажная 2 х 74,53
форсажная 2 х 122,58
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1380
на большой высоте 2500 (М=2,35).
Максимальная скороподъемность, м/мин 18000
Практический потолок, м 18500
Динамический потолок, М 24000
Практическая дальность, км
на высоте 3680
у земли 1370
Максимальная скорость разворота, град/с
установившегося 17
неустановившегося 23
Длина разбега, м 450
Длина пробега, м
без тормозного парашюта 620
с тормозным парашютом 700
Макс. эксплуатационная перегрузка 9.
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов).
Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 узлах подвески:
Может устанавливаться:
до 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27ЭТЕ и Р-27ЭРЕ,
до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то