Мое призвание – помогать людям. Стоит ли учиться на медсестру? Эссе «Моё призвание – социальная работа: настоящее и будущее

Милосердное отношение человека к человеку, благотворительность, гуманизм являются отличительной чертой социальной работы. Наша работа тесно связана с людьми, нуждающимися в помощи.

Мы считаем, что основной целью нашей работы является увеличение степени самостоятельности клиента, создание условия, чтобы клиенты могли сами получать все, что положено по закону.
Социальная работа многогранна. Мы как бы являемся своего рода учителями, консультантами, советчиками, помощниками своим клиентам.
Со стороны кажется, что наша работа простая, ничего сложного в ней нет, но не всякий сможет работать с пожилыми людьми, многие из которых серьезно больны. К каждому клиенту нужно найти свой психологический подход, чтобы человек не чувствовал своей уязвимости.
Мы должны обладать чуткостью, участием и искренним желанием помочь людям. К каждому клиенту у нас имеется свой подход, кому-то достаточно только внимания, кто-то нуждается в совете, утешение, поддержке…
В этом и является наше призвание – помощь людям: бытовая, материальная, медицинская, психологическая и иная…
Черствость, равнодушие, меркантильность несовместимы с нашей работой. Мы искренне жалеем наших клиентов, всей душой стараемся им помочь. Только в этом случае наша работа приносит реальные плоды. Мы так же уважительно и гуманно относимся к каждому клиенту. И у нас на первом месте стоит дело, ради которого мы пришли работать социальным работником. Мы считаем, что человек, который не любит свою профессию, не может быть хорошим работником. У нас в отделении все наши сотрудники работают на совесть, значит и наша работа является для них призванием. У нас нет равнодушных и черствых людей, каждый из нас готов прийти на помощь и на взаимовыручку, поддержку. Мы одна команда, и кого-то выделять особо не хочется, каждый из нас с большой ответственностью и трудолюбием относится к своей работе. А как мы работаем, видно из отношений клиентов. Многие из них поздравляют наших сотрудников с праздниками через газету, пишут и звонят с благодарностями и т.п.
В нашей работе бывают и кризисные ситуации: например – клиент упал и не смог встать, приходится вызывать МЧС, скорую помощь, полицию, т.е. во всем мы находим выход. Бывают и ошибки в нашей работе, мы ведь тоже люди, но стараемся учиться на своих ошибках и больше их не повторять.
Главное в нашей работе не наши знания, а мы сами. Наши коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, способность поступать по своему, умения решать конфликты, творчески мыслить – вот наш главный багаж. И мы, как любой человек, радуемся успеху, когда чувствуем, что помогли кому-то, поддержали, утешили, в общем справились с работой – это самый лучший эмоциональный «допинг».
Мы считаем, что теперь мало найдется людей, которые скажут, что социальная работа – это легкая работа, что с ней справится любой, ведь наши подопечные – это пожилые люди, инвалиды, одинокие, которым требуется внимание, помощь, уход. И мы должны быть терпеливыми, выносливыми, сдержанными, уметь расположить подопечного к себе. А добросовестного и внимательного социального работника пожилой человек будет всегда ждать с нетерпением. Так оно и есть на самом деле. Бабушки встречают нас словами: «А вот и моя девочка пришла!»
Отсюда делаем вывод: социальная работа – наше призвание!

Социальный работник отделения
социального обслуживания на дому №5
Карпова Марина Геннадьевна

Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. В литературе рассматриваются различные аспекты профессионального становления личности. Особое внимание уделяется также разработке методов и приемов преодоления профессиональных деструкции и кризисных ситуаций, которые неизбежны в профессиональном становлении.

Обязательным условием профессионального развития личности является осознание ею приемов профессионального самосохранения, которое рассматривается как способность личности противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально-психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению.

В работах исследователей по созданию программ профессионального самосохранения, ориентирующихся на гуманистический подход в психологии, опираются на теорию самоактуализации и самореализации личности А. Маслоу, предложены следующие приемы профессиональною самосохранения.

1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).

2.Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).

3.Активная позиция в профессиональной жизни.

4.Готовность к постоянному самоизменению, лобильность установок.

5.Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни.

6. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.

7. Противодействие профессиональному старению.

Социальная работа как профессия возникла как ответ на требования общества, которое реагирует на негативные преобразования в стране. Сущность социальной работы определяется такими факторами как экономический, социологический, психологический, этический, культурный, имеющие место в стране.

Профессия – это готовность к выполнению социально-целесообразной деятельности, изменяющей социальный мир человека и максимально мобилизующей потенциал человека для решения проблем, адекватной реакции на изменения в обществе и личной жизни.

Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.

Призвание социального работника означает социальную обусловленность, является субъективным фактором, компонентом внутреннего мира работника. Профессиональное призвание социального работника – это сложнейшая модификация комплекса развитых качеств личности специалиста, внутренняя социально-психологическая готовность к реализации функций социальной работы, к оказанию определенного вида социальной помощи населению и различных услуг – социально-психологических, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых и др.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:

    Профессионального призвания.

    Глубокой мотивации к выполнению труда

    Духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком.

    Профессионального мастерства.

    Объективно-критического отношения к своей деятельности.

    Профессиональных знаний и умений.

    Способности всю жизнь учиться и самореализовываться.

    Профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.

Социальная работа объединяет в себе призвание и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

Специфика социальной работы заключается в том, что:

1) социальные работники имеют дело с людьми из разных социальных групп;

2) сталкиваются с разными сферами жизни человека и общества - медициной, правосудием, системой образования, планированием семьи, финансовыми программами, с проблемами трудоустройства и др.

3) социальные работники и клиенты находятся в неравных отношениях с точки зрения власти - клиент зависит от работника

4) в социальной работе очень важны такие ценности, как достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей.

Социальная работа - это и один из сложных инструментов социального контроля. Она позволяет осуществлять социальный контроль различными способами - от принудительного отлучения детей от родителей и рекомендаций относительно помещения людей в психиатрическую клинику до психологического воздействия на людей с целью изменить их взгляды на себя и на других.

Социальная работа является фасилитационной деятельностью, осуществляемой в системе человек-человек.

Специалист по социальной работе - это новый феномен в соци­альной практике, а потому далеко не полностью изученный теорией социальной работы. Можно назвать следующие характерологичес­кие признаки личности специалиста в области социальной работы:

Это профессионализированный индивид, осуществляющий свою деятельность в системе «человек-человек»;

Это субъект профессиональной деятельности, включенный в социокультурные условия;

Его личность как субъекта деятельности определяют два базо­вых компонента: возможности (способности) и готовность к этой деятельности;

Личность специалиста в сфере социальной работы формирует­ся, развивается, самореализуется, самосовершенствуется в про­фессиональной деятельности, она изменяет себя и деятельность;

Эта личность есть индивидуальность с присущими личностны­ми инвариантными характеристиками, которые отвечают про­фессионально-этическим принципам и стандартам данной про­фессии.

Эффективность деятельности социальной службы выражается и в психическом самочувствии граждан, которым оказывается по­мощь; это означает, что подбор кадров, которые способны быть психо­логически близкими, эмпатичными этим категориям граждан, влияет на повышение эффективности системы социальной работы.

Традиционный конкурс на звание лучшего социального работника года, состоявшийся в зале ДЮСЭЦ 9 декабря, все присутствующие единодушно оценили как самый удачный и яркий среди мероприятий такого рода. Конкурс выявил тенденцию к омоложению состава социальных работников в районе, развенчал некоторые укоренившиеся стереотипы, дал богатую пищу для выводов. Так, абсолютное большинство конкурсанток, а это Екатерина Гладковская (г. Белоозерск), Галина Денисюк (аг. Междулесье), Светлана Ментуз (г. Белоозерск), Надежда Сухоцкая (д. Светоч), Ирина Шиманская (д. Пешки), Екатерина Шмат (г. Береза) (на фото справа налево), вопреки укоренившемуся мнению, что в социальные работники идут люди среднего и старшего возраста, – молодые женщины. Опять же, вопреки стереотипу, эти женщины пришли в профессию не потому, что не были трудоустроены, не от безысходности. Многие счастливы в своих семьях, состоялись как матери, живут полной разносторонней жизнью, так что на стезю социальной работы их привело не одиночество или жажда деятельности – общения, как и работы у них хватает.То есть многие идут на эту нелегкую, хлопотную и, в общем, нервную работу по призванию, иначе говоря, в обществе растет градус милосердия и сострадания. Открывая конкурс, начальник управления по труду, занятости и социальной защите населения М.Н. Толкун поблагодарила всех соцработников района, а это сегодня 186 человек, за труд по уходу за пожилыми людьми. Это сложная категория, и к каждому нужен индивидуальный подход, а еще – терпение, умение понять другого, раскрыть его лучшие качества и просто обласкать, помочь.Доброта, чуткость, нежность – самые важные качества социального работника, помимо желания помогать и, конечно, выносливости. Маргарита Николаевна возглавила жюри, которое должно было по пятибалльной системе (за каждый конкурс) оценить выступления претенденток. Судейские роли на себя примерили директор ГУ «Березовский ТЦСОН» И.Н. Фомко и председатель райкома профсоюза работников госучреждений Е.А. Карпук, а также представители СМИ района, в том числе автор этой заметки. «Мое призвание – социальная работа» – так назывался первый конкурс-презентация с комментариями участника. Екатерина Гладковская в этом туре прочитала стихи собственного сочинения, посвященные своим обслуживаемым, и продемонстрировала слайд-шоу, посвященное красивой старости, полной оптимизма и радости. Галина Денисюк, тринадцать лет проработавшая соцработником (кстати, прошлогодний победитель конкурса), проникновенно рассказала об особенностях ухода за пожилыми людьми и общения с ними, охарактеризовав своих подопечных и сопроводив рассказ подробнейшей видеопрезентацией своей работы, наложенной на музыку, соответствующую видеоряду. – Старость надвигается быстро, и люди, которые недавно могли общаться в кругу ровесников, остаются одинокими в стенах своих домов и ждут нашего внимания, милосердия, помощи, которые мы обязаны им дать, – сказала Галина Ивановна, подчеркнув, что каждый человек достоин помощи и уважения и к каждому, не секрет, нужен свой особый подход. Светлана Ментуз также порадовала членов жюри и участников стихотворными строками собственного сочинения. Образно и интересно рассказала о своем призвании Екатерина Шмат. А самая юная и хрупкая участница конкурса Ирина Шиманская в своем рассказе и видеопоказе собственных будней соцработника взяла такую высокую ноту искренности, что у многих сидящих в зале глаза наполнились слезами… И все же самое сильное впечатление (и горячее единодушие жюри) оставила презентация Надежды Сухоцкой, с такой сердечностью рассказавшей о своих девятерых обслуживаемых, так прочитавшей замечательные стихи и исполнившей песню «Желаю вам», что никто не остался равнодушным. А когда эта стройная и молодая мама троих детей озвучила, что пришла на этот путь не только по зову сердца, но и по примеру своей матери, двадцать лет отработавшей соцработником, симпатии к ней еще больше возросли. Во втором, теоретическом, конкурсе «Профессионал своего дела» все участницы показали безупречные знания, получив каждая максимальный балл; а третий конкурс «Вдохновение» открыл перед ними практически неограниченные горизонты свободы творчества: демонстрировать свои таланты, увлеченность и плоды рукоделия можно было в любом жанре, то есть была прекрасная возможность показать себя во всей красе и заработать высокие баллы. И участницы проявили здесь не только творческие таланты и трудолюбие, но и оригинальность: все были индивидуальны и не повторяли друг друга. Плюс была проявлена огромная воля к победе. Изумительной красоты шапка, связанная Екатериной Гладковской, деревья из бисера Галины Денисюк, ваза из газетных трубочек с выпечкой Светланы Ментуз, еврейская коврижка Екатерины Шмат, кофейный цветок Ирины Шиманской и, конечно, сказочный торт-избушка Надежды Сухоцкой – от всего этого и многого другого, представленного участницами, просто разбегались глаза!После горячего обсуждения (судить было нелегко) первое место жюри присудило Надежде Сухоцкой (90 баллов), на втором оказалась Галина Денисюк (89) и на третьем месте Ирина Шиманская (88). К ним обратил главные слова поздравления Игорь Николаевич Фомко, вручая победительницам ценные подарки. Остальные участницы также удостоились поздравления и подарков. Нельзя не сказать и о другом украшении конкурса, сделавшем его настоящим праздником. Это концертные номера в исполнении артистов Светочского СДК (написать «самодеятельных» не поворачивается рука!). Директор и художественный руководитель Дома культуры Лариса Ющик, Александр Гладько и Ирина Юркевич не просто хорошо спели много отличных песен – уровень вокала и артистизма, умение контактировать с аудиторией и создавать атмосферу радости, задушевности и счастья ставят их в ряд настоящих артистов. Благодарные зрители и слушатели устроили им громкую овацию с криками «Браво!».К достоинствам действия, несомненно, относится и профессионализм ведущих – психолога ГУ «Березовский ТЦСОН» А.И. Ополько и инспектора С.Н. Здасюк. Конкурс удался, оставив не только победителей, но и прекрасное предновогоднее настроение. Так держать, территориальный центр! Фото Степана ТЮШКЕВИЧА.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Эссе на тему: «Мой путь и мой опыт работы в социальной сфере» Автор: Курляндский Сергей Борисович, социальный работник ОСО-1 ГБУ ТЦСО «Арбат» филиал «Тверской» Содержание: 1. Введение 2. Основная часть 3. Заключение 4. Список использованной литературы Введение. Сегодня я хочу предпринять попытку «взвесить» все значимые аспекты своей работы в социальной сфере. Именно «взвесить» Ведь недаром слово «эссе», заимствованное из французского языка, восходит своими историческими корнями к латинскому слову exagium взвешивание. Если задаться целью дословного перевода с французского на русский, то слово это будет означать: опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Достаточно широкая трактовка с позиций языкового подхода, не так ли? 1

2 Широкая и в тоже время весьма интересная в плане, именно, возможности масштабного применения, при раскрытии темы вопроса, своих взглядов и опыта. Отбрасывая для себя определения эссе, как «пробы», «попытки» и «наброска», хотел бы, наоборот, подчеркнуть наиболее близкое, для меня лично, значение этого слова «опыт». Основная часть. Родившись в Москве в конце 60-х годов, я застал самый расцвет социализма и всего, что с ним было, тем или иным образом, связано. Кто бы мог подумать в то время, что в дальнейшем со словом «социальный» меня свяжет судьба самым тесным образом? Всё женская половина моей семьи была преподавателями. Прабабушка, соратница Н. К. Крупской, много лет жизни отдала становлению нового образца преподавания в школе. Бабушка, по линии мамы, долгие годы преподавала литературу и русский язык в одной из школ Москвы, а позже работала в комитете народного образования г. Москвы. Моя мама, окончив педагогический институт, факультет филологии, так же преподавала в средней школе столицы. Видимо благодаря этому, моя судьба была словнопредрешена. По окончанию средней школы, я поступил в педагогическое училище 1им. К. Д. Ушинского на факультет «учитель начальных классов». Позже, уже по возвращению из рядов Советской Армии, я несколько лет отработал учителем начальных классов. Именно в те годы я впервые отчётливо осознал весь смысл понятия «социальный». Имея весьма широкую область применения, данное слово коснулось 2

3 меня той стороной своего значения, которая была связана непосредственно с выполняемой мною работой. Я находился в самом центре социума - коллектива людей, связанных между собою общностью социальной, экономической и культурной жизни. Это были мои коллеги, с которыми я бок о бок выполнял непростую задачу воспитания и преподавания. Получая в процессе работы жизненный и профессиональный опыт, ярасширял для себя понятия «социальный» и «социум» до иных размеров, неограниченных только рамками школьного кабинета. Мне было интересно, как молодому преподавателю, общение с моими учениками и вне стен школы. Посещая своих учеников на дому, я часто замечал существенное различие в окружающем их быте и возможности самореализации детей в рамках своих домов и семей. Мне казалось, что как учитель, я стараюсь дать ребятам максимум знаний с полной самоотдачей. Но почему же, в таком случае, я получал обратно совершенно разный результат усваиваемой ребятами школьной программы? Ища ответы на эти вопросы, я пришёл для себя к выводу, что именно та социальная среда, которая большей частью времени окружает человека, даёт существенный отпечаток на его мироощущение и способности. Невозможно было подогнать всех своих учеников под одни стандарты и втиснуть всех в единые рамки воспитания. Помимо моего с ними общего кабинета в школе, имелось и иное жизненное пространство, их семьи и их внешкольные интересы. Спустя какое-то время жизнь направила меня в иное русло. Я оставил поприще преподавателя и с головою окунулся в мир бизнеса и 3

4 зарабатывания денег на жизнь. Тот период моей деятельности был весьма разнообразен. Это и учёба заграницей и работа в должности директора магазина. Я, не останавливаясь, шёл вперёд и искал себя в разных сферах жизни. К справедливости надо отметить, что каждый из предпринимаемых мною шагов, оказывался весьма значимым для меня в плане жизненного опыта. Долгие годы мне довелось работать в сфере туристического бизнеса Москвы. Тесно общаясь с людьми разных социальных слоёв, я подмечал для себя их интересы и запросы относительно отдыха в тех или иных странах. Спрос всегда рождает предложения. Научившись предугадывать спрос своих клиентов, я научился, и предлагать им качественный отдых в зависимости от их материального достатка. Опять же, я отчётливо видел и понимал, что, как и в годы работы в школе, передо мною совершенно разные слои населения. У кого-то их достаток позволял отдыхать в фешенебельных отелях Канн и Ниццы, а кто-то мог позволить себе только бюджетный вариант отдыха. Всё это, опять же, являлось для меня и частью «социальной» стороны жизни. Волей судеб в 2011 году, сразу после окончания работы в рамках туристического бизнеса, я пришёл работать в социальную сферу г. Москвы. Не стану слишком подробно останавливаться на вопросе, какими путями-дорогами я оказался в данной сфере. Хочу лишь отметить, что попав в стены, тогда ещё Центра Социального Обслуживания, я стал подмечать для себя схожесть моей преподавательской деятельности в 90-е годы и новой работой. Отличия, конечно, были тоже на лицо. Возрастное различие: дети и люди 4

5 преклонного, пенсионного возраста. Дети, делающие первые самостоятельные шаги по дорогам получения знаний и опыта, и взрослые, за плечами которых долгие годы учёбы, работы и становления. Но в то же самое время я находил и обобщающие точки этих «социумов». И там и там я мог отдавать своё жизненный опыт и получать что- то новое для себя. Сколько раз, уже употребив в данном тексте слово «опыт», я подсознательно связываю его именно со всем своим жизненным путём. Окунувшись с головою в работу, я получал данный опыт не просто еженедельно и ежедневно, а ежеминутно. Работа в социальном учреждении, в качестве социального работника, предполагает непосредственное общение с мало защищёнными слоями населения. Это и ветераны, и инвалиды, и просто пенсионеры. Каждый человек по своей сути уникален. Похожесть в характерах, скорее, наследственность и не может быть присуща различным людям, не связанным между собою узами родства. Психология выделяет насколько типов личности: холерики, меланхолики, сангвиники и флегматики. Но разве социальный работник, ежедневно входящий в различные дома и семьи, будет сталкиваться только с одним из типажей? Ответ очевиден однозначно нет! Можно сделать вывод, что человек, работающий социальным работником, должен быть хорошим психологом. Ему ежедневно приходится сталкиваться с поставленными задачами непростого характера. Подчас задачи эти требуют неординарного подхода в их решении. Разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе общения с людьми пожилого возраста, так же задача достаточно сложная. Взять, к примеру, взаимодействие социального учреждения и 5

6 медицинских организаций. Или работу с различного рода учреждениями: советами ветеранов, пенсионными фондами, МФЦ. На мой взгляд, в решении многих вопросов социальному работнику помогает его жизненный опыт, его умения и знания. Мы можем многое отнести, как к плюсовой стороне работы, на счёт внедрения стандартов социального работника. Казалось бы, слепо следуй их выполнению и да прибудет с тобою благодать небес. Но за 25-ть лет существования социальной службы в России данные стандартыни раз претерпевали ряд изменений. Оно и понятно: общество не стоит на месте. Законы, по которым оно живёт и развивается, меняются. Следовательно, меняются и нормативные акты, регулирующие выполнение законов и постановлений. Лично для себя, как для социального работника, я вижу большую пользу и помощь в той нормативной базе, которая принята к исполнению в последние годы. Ведь если в работе человека уже существуют определённые, чётко прописанные правила, то и выполнять свою работу ему гораздо проще. Это не значит, что человек должен превращаться в бездушное, подобное роботу существо, но применение прописанных правил и истин облегчает ежедневный труд. Ведь все правила пишутся, опять же, на основе накопленного человечеством опыта. Новшества, которые в последнее время так плотно коснулись социальной сферы в целом и столичной в частности, ещё раз доказывают истину: «Дорогу осилит идущий!» Стоя на месте, нет шагов и нет развития. Мы, - общество новой страны, новой России, которой всего то25-ть лет. В историческом измерении этот временной 6

7 отрезок первый шаг. Только первый шаг! Но разве не первый шаг так важен в жизни любого человека и общества в целом? Сделав первый шаг, делай второй. Тогда ты начинаешь путь. Путь в социальной сфере для себя я начал с шага через порог Центра Социального Обслуживания. Вторым моим шагом на данном пути можно считать знакомство с моими подопечными: пенсионерами и ветеранами центрального округа Москвы. Ушедший год позволил мне сделать несколько важных для себя шагов и на новом поприще. Я принял участие в конкурсе «Соцработник ». Участие в данном мероприятии позволило мне взглянуть со стороны на своё давнее творчество написание стихотворных форм на различные темы. Май 2015 года стал не просто месяцем очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне, а юбилейной датой 70-ти летием Победы. Именно моя работа в социальной сфере позволила мне раскрыться в творческих гранях. Я с удовольствием продолжаю выступать перед ветеранами и жителями районов Москвы со своими стихами на военную тематику. Каждый раз я вижу в глазах людей их интерес к строкам, которые я читаю. Часто у многих из них возникает вопрос: «Как молодой мужчина, который сам не прошёл дорогами войны, может писать о ней?» Вот тут то моё правило о накопленном жизненном опыте, казалось бы, может пошатнуться. Но разве рассказы моих родных о тех военных дорогах, которыми они прошли, кинофильмы и книги, спектакли и песни не позволяют моему поколению сопереживать и говорить, пусть и своими словами, правду о тех днях? Ведь мои слова так же являются опытом жизни. 7

8 Заключение. Приходя ежедневно на работу, я продолжаю своё путь путь, которым хочется идти, так как он приносит мне чувство самореализации и осознания полезности, для многих людей, моего труда. Мой опыт работы в социальной сфере с каждым днём становится всё более объёмным. Я, по роду своей деятельности, должен следить за новшествами в законодательной базе страны и столицы. Одно это, уже само по себе, даёт мне нужный жизненный опыт. Не молодея, с каждым годом подходя к пенсионному возрасту всё ближе, я могу в дальнейшем делать те шаги, которые помогут мне точнее ориентироваться в жизни с учётом накопленного, за годы работы в социальной сфере, опыта. «Если не я, то кто?» - мне очень близок этот жизненный девиз. Он помогает мне в сложные моменты работы. В моменты усталости физической и психологической. А таковые, конечно, бывают. «Если не я, то кто?» Конечно вокруг меня много прекрасных специалистов - моих коллег. Но уже одно то, что я мужчина и работаю социальным работником, стимулирует и организует меня ежедневно. Разве женщине соцработнику легче, чем мне? Многие функциональные обязанности мне, как мужчине, выполнять даже легче, чем женщинам. Мне отрадно видеть, что в последние годы в социальной сфере всё больше специалистов мужчин. И пускай, подчас, они занимают иные должности, но и в рядах социальных работников их количество увеличивается. Хотелось бы, чтобы каждый из них тоже задался для себя вопросом: «Если не я, то кто?» Ставя перед собою подобные 8

9 вопросы, наше общество сумеет многое. И не только в сфере социальной защиты населения. Я родился на Арбате в дальнем 68-ом. На Кутузовском проспекте до сих пор стоит мой дом. После жизнь поколесила по окраинам страны. Но всегда сквозь годы светят центра милого огни! Побывал в Берлине, в Праге на заморской стороне. Только свято помню центр я, московский, о тебе! И уж так сложилось в жизни, что дороже окон нет, Тех, которые Отчизне излучают тёплый свет! Я давно из детства вырос. По работе день-деньской, Я спешу на помощь людям, что живут здесь на Тверской. Всё знакомо! Облик светлый! Город буднично живёт! И народ, опять, как прежде, вдаль по улицам идёт. Эти здания, подъезды Тут у каждого судьба! Помню я ещё ребёнком к бабушке ходил сюда. И как в песне про Серёжку с Малой Бронной, про меня Тоже можно вам немного рассказать, мои друзья. Рос я в улочках центральных, но скажу Вам так, - отнюдь Это всё не означает, что забыл к окраинам путь. Я столицу прям с ладони, словно линии судьбы, Прочитать могу, как в школе чертежи ученики. Знаю каждый закоулок! Мне в столице не плутать! Помню в 85-ом гидом смог я побывать. И, наверное, иначе вся сложилась бы судьба, Если б я решал задачи, словно с чистого листа. 9

10 У меня ж была основа, та, которой часто нет! Мне по жизни светят снова этих окон яркий свет! Список используемой литературы


ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ ДРУЗЕЙ!!! В зимний вечер, когда у порога Лютым зверем стоят холода, Вас с волнением ждут педагоги, Твердо зная - придете сюда. Каждый год в феврале наступает суббота, Когда вы, даже если

МЫ ПИСАЛИ КНИГУ МИРА 3 Седова Дарья 6 «Б» класс Город чудный, город древний В Москве обязательно надо пройтись по пешеходной улице Арбат, где фасады домов выкрашены разноцветными красками и прямо на улице

Тема классного часа: «Моя семья мое богатство» Шашкова Е.А. Содержание классного часа является актуальной наглядной основой, на которой базируется дальнейшее развитие семейных ценностей. Использование

Вот уже более 10 лет наш Фонд оказывает различную помощь детям с особенностями развития. Мы стараемся помогать и тем детям, кого оставили родители, и семьям, которые, несмотря на частое непонимание окружающих

КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ если ты не представляешь, куда идти *то, что вы читаете, появилось благодаря проектам Привет! Если ты решил воспользоваться этим алгоритмом, ты один из тех, кто понимает важность

МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа 2 Белгородского района Белгородской области» Конкурс сочинений и рисунков «Профессия» Номинация «Профессия моей мечты» Эссе «Учитель - лучшая в мире профессия»

Эссе по теме «Я - учитель» Серковой Наталии Владимировны, учителя математики муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Хоперская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской

ПЕРЕМЕНА Печатное издание «Средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением физики, математики, информатики» города Оренбурга Юбилейный выпуск Нашей любимой школе исполняется 75 лет! Наша родная

Эссе: «Я Учитель: профессия или призвание?» Учитель это уникальная профессия, является одной из древнейшей и остается востребованной государством и обществом по сей день. Важный и необходимый человек в

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ САД 5 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЮЖНО-СУХОКУМСК» РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН ЭССЕ ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Б» МКУДО ДЕТСКИЙ

Дорогие ребята! В этом году вы начинаете изучать историю нашей многонациональной Родины России. Учебник, который вы держите в руках, охватывает период с древнейших времён до конца XVI века. В нём рассказано

Сочинение «ШКОЛА БУДУЩЕГО» Интересно думать о том, какой станет школа в будущем. Я думаю, что школа сильно изменится. Школа будущего представляется мне как большое и светлое здание, окруженное парком.

Министерство образования и науки Российской Федерации ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии Кафедра управления образованием Эссе по дисциплине «Педагогика» на тему: «Мое понимание современного

Глава 1 Опыт чего мы передаем детям? Часть первая. Зеркало с рентгеном Тома педагогической литературы посвящены тому, что надо делать с детьми, дабы они выросли приличными и счастливыми людьми! Боже Мой,

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей! Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние. Г. Адамс ею. Профессию можно выбирать, любить, гордиться или тяготиться

«Ранняя профессиональная ориентация дошкольников» консультация для родителей. «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» В. Маяковский Дошкольное детство короткий,

Переменка 180 лет К Юбилею школы рассказы учеников о ней. школе! За что мы любим свою школу? Читайте в этом спецвыпуске! Все учителя в нашей школе замечательные мне трудно выбрать любимого преподавателя.

21 мая 2012 года Совсем скоро мы попрощаемся со школой как быстро пролетели годы! Еще в 5 классе я определенно хотела стать актрисой, чтобы покорять всех своим несомненным талантом. А сейчас, когда выпускников

КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ если ты не представляешь, куда идти Привет! Если ты решил воспользоваться этим алгоритмом, ты один из тех, кто понимает важность осознанного выбора профессии, специальности, сферы

В МИРЕ ПРОФЕССИЙ КАК ВЫБРАТЬ ВУЗ? Нелегко бывает выбрать свою будущую профессию выпускникам школ. Справиться с трудностями, возникающими при принятии решения, вам помогут статьи в специализированных изданиях,

Стало традицией знакомить наших читателей с лучшими представителями педагогической профессии. Были представлены портреты участников областных конкурсов педагогов нашего района. Правда, были высказывания,

Все профессии нужны, все профессии важны! Для нескольких сотен студентов нашего университета наступает горячая пора сдача государственных экзаменов и защита выпускных квалификационных работ. Через 3 месяца

На мотив песни из кинофильма «Приключения Буратино. 1 куплет: Тебе всегда помогут тут, Тебя всегда друзья здесь ждут. Весёлые ребята собрались в круг, Чтоб удивить людей вокруг. Скажите, как же нас зовут?

«Ах, село, моё село!» Цель: расширять представления детей о России как стране, в которой они живут. Задачи: воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к еѐ судьбе, поддерживать интерес

Министерство образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) Факультет психологии Кафедра управления образованием ЭССЕ НА ТЕМУ «МОЁ ПОНИМАНИЕ СОВРЕМЕННОГО

«Книга в жизни ребенка» семейное чтение рекомендации для родителей Чтение в годы детства это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души

Психологическая служба и психологическое сопровождение ребенка в ДОУ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Борзило Лилия Вениаминовна педагог психолог МДОУ «Д/С комбинированного

Родительское собрание «Семейный альбом» Тема «Семейный альбом» Цель: Формирование семейных традиций Задачи: заинтересованность родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи; прививать уважение

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» пгт. Пойковский ПРОЕКТ по нравственно патриотическому воспитанию «Родной свой край, люби и знай» Автор проекта:

Эффективность массовой работы библиотеки в нравственном воспитании молодого специалиста Киреенко О.М. Орловский государственный технический университет, Научная библиотека, библиотекарь отдела обслуживания

Утверждаю Директор МБОУ СОШ 10 О.Н. Дербенева 24 «августа» 2012 г. Сценарий торжественной линейки 1 сентября 2012 года Дата проведения: 01.09.2012г. Время проведения: 8:30 Место проведения: МБОУ СОШ 10

Все права защищены 2009. Сергей Попов Разрешается свободная публикация статьи на других ресурсах с обязательной ссылкой на источник http://www.popovsergey.com Счастливый человек - свободный человек? Мне

Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе «Мамины глаза» учитель начальных классов МБОУСОШ 8 г. Белореченска Свердлова Е.А. Цель: воспитывать чувство уважение к матери. Оборудование: кораблики с фотографиями

Дискуссионный клуб «Точка зрения» Тема дискуссии: «Мое педагогическое кредо» С.В. Добрый день всем участникам встречи! Ф.А. Мы приветствуем Вас на площадке дискуссионного клуба «Точка зрения»! С.В.Точка

В помощь молодым родителям. Подборку материала подготовила воспитатель Липа О.В. Маленькие почемучки. В жизни любой семьи наступает время, когда ребёнок задаёт всевозможные «почему». И, естественно, родители

Сценарий проведения торжественной церемонии награждения ветеранов Великой Отечественной войны юбилейной медалью "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Торжественная церемония начинается

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка» Подготовила старший воспитатель I категории Тюлюш Е.К. Хову Аксы 2017 г Наверное, ничто и никто не вызывает у человека столь

Предисловие 8 Жизнь, Полная Женщин: учебник по соблазнению Уважаемые дамы! Не трогайте, пожалуйста, эту книгу. Честное слово, ничего интересного вы тут не найдете. Мы обязательно напишем хорошую книгу

Аскеров Аскар родился 25 мая 1989 года в городе Алмате. В семьей медиков. С детства воспитывался у бабушки и дедушки. В первый класс пошел 1996 году в 113 школу. Имеет множества грамот и похвал за период

Дорогой читатель! Ты держишь в руках выпуск газеты «Шоколад», посвященный одному из самых важных и мужественных праздников в году Дню Защитника Отечества. В этот день поздравления принимают все те, кто

МОУ Уржумская средняя общеобразовательная школа МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО Ульянова Светлана Петровна Добрый день! Зовут меня Ульянова Светлана Петровна. Я работаю в Уржумской средней общеобразовательной

МКДОУ «Пролетарский детский сад» 2014 г. Под звуки марша «День победы» Д. Тухманова в зал входят дети, садятся на места. Вед. Сегодня, ребята, вся наша страна отмечает самый славный праздник День победы.

Такие увлекательные игры Игры на бумаге это категория игр, для проведения которых не требуется каких-либо игрушек или предметов, кроме обычного листа бумаги и карандашей. Такие игры очень удобны, ведь

Эссе «Я учитель» Учитель работает над самой ответственной задачей он формирует человека. М.И. Калинин За окном начало февраля 2015 года. Совсем недавно я окончила Ульяновский государственный педагогический

Итоговое родительское собрание в 1 классе Это итоговое собрание праздник проводится для взрослых и детей. Кабинет украшен цветами и шарами. Подготовлен выставка работ учеников за год по рисованию, трудовому

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЖЕГОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА-2016» ЭССЕ «Я- УЧИТЕЛЬ» АВТОР НИКОЛАЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! Поздравления и пожелания ко Дню Победы Дорогие ветераны войны и труженики тыла, учителя и ученики! Поздравляю вас с наступающим Днем Победы! На протяжении многих десятилетий

ЭССЕ Приносите пользу миру-это единственный способ стать счастливым (Г.Х. Андерсон) Моргачева Наталья Николаевна, заведующий отделения социальной реабилитации детей-инвалидов с ограничением жизнедеятельности

Праздничный концерт «С днем Защитника Отечества!» Дата проведения: 21.02.2015, начало 11.30. Место проведения: актовый зал МБОУ «Гимназия 11» Видеоролик Выход ведущих - Добрый день, дорогие друзья! - От

Роль семьи в воспитании ребѐнка МДОУ «Детский сад комбинированного вида 186 «Белочка» Фрунзенского района г. Саратова Лутова Екатерина Ивановна, учитель-логопед Миронова Екатерина Сергеевна воспитатель

МБОУ «Большекетская СОШ» Дошкольные группы. ЭССЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО» Выполнила воспитатель: Шеховцева Светлана Ильинична п. Кетский 2014г Почему я выбрала профессию педагога? Быть педагогом я решила

Сочинение на тему как мои родители учились в школе Сочинение с таким названием стало традиционным в выпускном классе И я начал осознавать фразу моих родственников, что школа лучшая пора в моей жизни. И

Учитель начальных классов МБОУ «Кутейниковская средняя школа» Есть странная профессия, однако, Любить детей, хороших и не очень. И вместе радоваться, плакать Их воспитаньем заниматься, между прочим. Учитель

Торжественная часть «Прощание с начальной школой» Перед началом мероприятия звучат школьные песни. Торжественная музыка. Выходят ведущие. Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, учителя

2 2012 Школьная Школьное время газета Школе 50! В этом номере: Летопись школы История школы в лицах Юбилей Один день из жизни школы Наши достижения Школьные традиции Поздравления "Школа, ты не старишься,

Ж. А. Токарчук, заместитель директора по воспитательной работе Клепачской СШ Пружанского района Интернет-сайт школы и воспитательная работа Мы живем в непростое время время информационной революции. Приходится

2016 ÓÄÊ 087.5:392.6 ÁÁÊ 74.200.56 Ê31 Êàùåíêî Åâãåíèé Àâãóñòîâè ïðîôåññîð êàôåäðû ïñèõîòåðàïèè, ìåäèöèíñêîé ïñèõîëîãèè è ñåêñîëîãèè, äîêòîð ñîöèîëîãè åñêèõ íàóê, Äåéñòâèòåëüíûé ëåí Àêàäåìèè âîåííûõ íàóê,

«Наша новая школа» - что это?» Уважаемые читатели, вот и состоялся дебют электронной газеты нашей школы! В ней вы найдёте интересные школьные новости, события, происходящие в нашем районе и городе, а также

ШКОЛА СВЕТОФОРНЫХ НАУК. Цели: 1. Закрепить имеющиеся у детей знания правил дорожного движения. 2. Познакомить детей со знаками «Внимание дети!» и «Велосипедное движение запрещено». 3. Развить интерес к

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

«Социальный работник» - профессия универсальная

Морозова Олеся Владимировна

мастер производственного обучения

Ачинск 2016

Профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Суть миссии профессии «социальный работник» исходит из ряда ключевых ценностей. Эти ценности были и остаются незыблемыми для социальных работников на протяжении всего существования этой профессии, и служат фундаментом для уникальной цели и перспектив социальной работы:

Служба на благо других

Социальная справедливость

Достоинство и ценность человеческой личности

Важность человеческих взаимоотношений

Честность

Компетентность.

Это созвездие ключевых ценностей отражает уникальность профессии.

В 1993 году по инициативе управления профессионального образования администрации Красноярского края и Министерства образования земли Северный Рейн – Вестфалия началась реализация российско-германского образовательного проекта по подготовке социальных работников. Для участия в проекте наряду с учебными заведениями Красноярска был отобран и профессиональный лицей № 8. В сентябре 1993 года в лицей были приняты первые учащиеся для обучения профессии «Социальный работник».

Я – мастер производственного обучения с четырёхлетним стажем. В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

принцип творческого саморазвития личности : сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального; осуществление своего саморазвития через непрерывное са­мосовершенствование; распространение собственного опыта и знаний;

принцип самопознания : ориентация на рефлексивное мышление; осознание своих сильных и слабых качеств; опора на свои сильные качества, признание слабых и ра­бота над ними; использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа; анализ причины своих успехов и неудач;

принцип приоритета практики : признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика; практическая реализация своих идей; изучение теории не только с целью ее понимания, но и по­следующего применения;

принцип сотворчества мастера производственного обучения и учащегося как творческих и саморазвивающихся личностей: проявление доверия, искренности, терпимости, демокра­тичности; решение общих задач, помогая другим и принимая их по­мощь.

Принципиальной особенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер. Социальный работ­ник - в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненных проблем клиента и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание со­циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Практическое освоение профессии начинается на учебной практике. Практика социальной работы - не только наука, но и искусство, предполагающее наличия у социального работника комплекса гуманистических качеств (эмпатий, рефлексии, высокого уровня теоретического и социального мышления – веры в потенциал человека).

Учебная практика – важнейшая составная часть процесса подготовки квалифицированных социальных работников. Учебная практика - это ознакомительные экскурсии в социальные службы города, обучение в учебном кабинете, и непосредственная практическая деятельность с клиентами учебной станции социальной помощи населению. В 1997 году спомощью немецкой стороны в лицее была открыта и оснащена всем необходимым Учебная Станция социальной помощи населению. И сегодня Станция – это мастерская, которая создаёт условия для проявления будущими социальными работниками профессионально важных качеств. В перечень услуг учебной станции входят бытовые услуги на дому, обеспечение санитарно-гигиенической помощи одиноким старикам, организация досуга, информационные услуги. Условия работы на станции требуют от учащихся активной деятельности, ответственности, умения планировать свой труд, осуществлять контроль над процессом и результатами своей работы. Много лет лицей ведёт тесное сотрудничество с обществом слепых, оказывает посильную помощь пенсионерам и инвалидам города, участвует в реализации социальных проектов. Проектирование – это одна из технологий социальной работы. Почти во всех грантовых конкурсах и программах есть направление, связанное с поддержкой социально незащищенных слоев населения. Считаю, что для социальных работников особенно важно уметь спланировать, оформить свои идеи в проект. Проекты: «Подарок городу», «330 добрых дел», «Брошенные дети глазами будущих отцов» - это далеко не весь перечень проектов, в которых участвуют будущие социальные работники, волонтеры социальных проектов и акций. Волонтёров добровольческого центра «Вместе мы сила» знают социальные службы города.

Для поддержания интереса к выбранной профессии я применяю разнообразные образовательные технологии: деловые игры с кратковременными ротациями, моделирование социальной фирмы, тренинги профессионального и личностного роста, проектный метод и методы инцидентов и кейсов. Стремлюсь, чтобы изучаемый на занятиях материал был понятен и доступен каждому. Для разработки групповых и индивидуальных заданий активно использую материалы сайта министерства социальной политики края, это позволяет своевременно реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию в сфере социального обслуживания нашего региона.

В профессиональной деятельности социального работника немаловажную роль имеет работа с документами. Результатом своей работы считаю введение индивидуальных форм контроля практической деятельности учащихся: социальный паспорт одинокого престарелого, одиноко проживающей супружеской пары, отражающий состояние здоровья заявителя и показатели необходимости в обслуживании, заявки на оказание разовой помощи, учётные карты посещений, отчёт о работе.

Использование информационных технологий позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к практике. Использование тестов помогает мне не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. Тестовые задания закрытого характера сравнительно легко формируются, легче понимаются. Вместе с тем закрытые тестовые задания могут иметь разнообразную внутреннюю структуру при сохранении общего дидактического смысла задания. Это позволяет создавать различные варианты теста на одном и том же дидактическом материале, но с различными количественными и качественными характеристиками. Тестовые задания на установление соответствия - представляют собой разновидность заданий в тестовой форме закрытого типа, где необходимо установить заданную последовательность имеющихся элементов. Использую различные формы заданий: те, которые проверяют запоминание фактов, и те, которые оценивают понимание и умение решать проблемы. Наиболее оптимальными, вызывающими интерес являются тестовые задания с ситуациями, ориентированные на решение проблемы.

Важным резервом повышения качества и эффективности обучения является организация коллективной деятельности учащихся. Углубление знаний, развитие элементов творчества, профессионализма и коммуникативных умений наилучшим образом осуществляется при организации коллективной работы. В конце темы часто провожу деловую игру. Самостоятельная работа включает в себя изучение дополнительной литературы, подготовку рефератов, докладов, составление кроссвордов, изготовление таблиц, плакатов, наглядных пособий.

Хорошо организованная и целенаправленная работа позволяет достичь заметных результатов. Отзывы председателя аттестационной комиссии, начальника управления социальной защиты населения, по результатам защиты письменных экзаменационных работ положительные. Главным является и то, что Россия, в том числе Ачинск, получили квалифицированных социальных работников, которые, используя международный опыт, успешно работают в органах социальной защиты, в учебных заведениях Красноярского края, Кемеровской области, Хакасии и республики Тыва. Всего за 20 лет профессиональный лицей № 8 подготовил более 620 социальных работников.

Список литературы:

1. Богоявлевский И.Ф.Первая медицинская, первая реанимационная помощь. Т.1,2.-Спб.:»ОАО Амадеус»,2008

2. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник для проф.образования/ М. Н. Гуслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

3. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие/Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М,2009. -272 с. – (Высшее образвоание).

4. Первая медицинская помощь. Интерактивная энциклопедия.-М.: «Меридиан»,2004

6. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.-5-е изд. – М.: Академический Проспект, 2006. – 496 с.

7. Тен Е.Е. «Основы медицинских знаний», - М.: «Мастерство»,2009

Интернет-ресурсы:

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то