Как составить интервью пример. Подходы к интервью. Основные требования к интервьюеру

Как это выглядит.

Здравствуйте, коллеги. Привет, друзья. Хотите узнать, что думают знаменитые копирайтеры о везении на хорошие заказы? Интересуетесь, работают ли они по ночам и делают ли ошибки в текстах? Есть ли у них ученики и кого они считают своими учителями? Нет, я вам это рассказывать не буду. Но поделюсь секретом, как это все узнать. Другими словами – как писать интервью, если ты не журналист.

Со времени появления СМИ этот вид статей всегда пользовался особой популярностью среди людей. Логично, что лучше от человека лично узнать подробности, чем читать перефразированные кем-то мысли. Из офлайновых СМИ этот вид журналистики перекочевал в интернет. Теперь на сайтах и блогах все чаще встречаются интервью со звездами спорта, эстрады, лидерами отечественного бизнеса и не только с ними. Всемирная паутина стерла не только географические границы. Отличное изобретение – социальные сети. С их помощью мы можем написать любому интересующему нас человеку, задать ему вопросы, и получить ответы. Правда, это будет зависеть от того, насколько животрепещущие вопросы вы зададите. Но об этом чуть позже.

Немного теории

Интервью относится к информационному жанру журналистики. Работа над ним выстраивается по незамысловатой схеме:

Подготовка к опросу, как и любая серьезная работа, начинается с постановки цели. Вот только цель здесь нужно ставить такую, которая бы отвечала интересам постоянных читателей. Ваша личная цель – привлечь внимание к собственному сайту – будет достигнута быстрее, если отталкиваться будете от их потребностей. Когда она ясна, то и разговор получается интересный. Собеседник понимает, чего от него ждут, чувствует внимание к своей персоне и старается дать полные, развернутые ответы.

Одно время среди копирайтеров шли споры о том, может ли каждый желающий освоить эту профессию или нет. У каждого свое мнение, подкрепленное опытом. Вы, кстати, как считаете, может или нет? (Форма для комментариев ждет вас в конце страницы). Я решил взять интервью у копирайтера Петра Панды, чтобы узнать его позицию по этому поводу, и для . От этой цели я отталкивался, когда составлял вопросы.

После того, как вопросы составлены, можно договариваться об интервью. Известные копирайтеры, между прочим, любят делиться своим мнением с публикой. Возьмите это себе на заметку. Примеров бесед с ними на профессиональных блогах множество.

Кому задавать вопросы

Тут важно правильно наметить кандидатуру, которой вы хотите задать вопросы. Подумайте, кто интересен вашей целевой аудитории. Таким человеком необязательно должен быть кто-то из знаменитостей. Например, для сайта по строительству дома своими руками нужны советы опытного сантехника. Найдите такого и задайте ему вопросы о монтаже водяного пола. Такая статья будет гораздо полезнее, чем интервью со звездой эстрады, живущей в загородном доме. Наметьте круг таких людей и список вопросов, которые хотели бы задать.

В большинстве случаев вопросы просто . Это удобно тем, что человек сам выберет время, когда ему будет удобно внимательно прочитать все, что вы написали и ответить, не отвлекаясь ни на что. Однако у вас при этом не будет шанса что-то уточнить, повести беседу в нужное русло или задать провокационный вопрос.

Классика жанра – интервью с диктофоном (благо, сейчас в каждом телефоне он есть). Еще один современный вид связи – скайп – дает возможность провести настоящее живое интервью. Взяв такое интервью вы должны расшифровать аудиозапись, но помните, что письменная речь очень сильно отличается от устной. Если вам кажется, что интервью потом легко будет просто перепечатать, то вы ошибаетесь.

О чем не спрашивать

Завел интстаграм. Показываю жизнь копирайтера, прикалываюсь в сторис, давай дружить!ПЕРЕЙТИ В ИНТСАГРАМ

Насколько интересно вам знать, где родился или женился герой вашего интервью? Относится ли эта информация к жизненно важной? Подумайте сами, насколько интересно будет читателям в очередной раз читать, где родился их кумир. А отвечать на такие шаблонные вопросы интересно? Согласитесь, что таких вещей в интервью нужно избегать.

Получается, что подбирая вопросы, нужно исходить из того, будет ли интересно отвечать на них. Потому что, если отвечать скучно, то читать будет еще скучнее.

Не задавайте вопросов типа: «Где вы родились?», «Когда женились?», «Любите ли вы копирайтинг?», если знаете, что берете интервью у известного человека.

Хотя бывает так, что в качестве эксперта по какому-нибудь вопросу приглашают не знаменитость, а обычного человека, разбирающегося в теме. Вот в таком случае, чтобы доказать реальность существования этого человека, можно задать вопросы биографического плана.

Подготовка к публикации

Прежде, чем отправлять текст интервью на публикацию, его нужно подготовить по всем правилам от заголовка до заключения.

Все, что говорится об , справедливо и по отношению к интервью. Но здесь есть маленькая хитрость: в этом случае нужно упомянуть имя того, с кем вы беседовали, и отразить главную мысль, которая была высказана.

А дальше встает вопрос, как начать статью, в которой будет изложено интервью? Очень просто: один из ответов нужно превратить в лид. Тогда и интрига сохранится, и понятно станет, о ком и о чем пойдет речь.

А завершать интервью принято благодарностью и добрыми пожеланиями.

Три журналистских секрета

Во-первых , залог успешного интервью – искренний интерес к теме разговора и к человеку, которому вы решили задать вопросы. Подумайте о своем собеседнике, как говорится, настройтесь на его волну, и вы сразу же расположите его к себе.

Во-вторых , готовьтесь заранее, составляйте список вопросов, тестируйте на знакомых и родных, но не идите брать интервью, если вы даже не представляете, о чем говорить. Надеяться на знаменитый «авось» здесь не следует.

В-третьих , на последнем этапе отправьте подготовленный материал интервьюируемому. Пусть он внесет последние дополнения, после чего работу можно будет публиковать.

Но пока вы раздумываете, на ком начать практиковаться, напишите в комментариях, как вы сами считаете, кому под силу освоить копирайтинг? А что думал по этому поводу Петр Панда можно узнать в моем портофлио.

Интервью может вам и не понадобится, если вы научитесь правильно писать для своего блога или для сайта клиента. Давайте я вас научу и специально для этого я запустил проект « ». С вами был Павел Ямб. До новых встреч, друзья и коллеги.

Стандартное структурированное интервью

Предварительная подготовка.

Убедитесь, что вся необходимая информация подготовлена и находится под рукой.

Установление контакта.

Постарайтесь, чтобы кандидат чувствовал себя непринужденно.

Выйдете поздороваться с кандидатом в приемную.

Проводите кандидата в комнату для переговоров.

Задайте ему несколько не относящихся к делу вопросов, например: «Трудно ли было добраться сюда?», «Вы легко нас нашли?».

Стандартные вопросы для интервью.

2. Кто мог бы дать о вас наихудший отзыв и почему?

3. Что вы сделали для того, чтобы ваша фирма/отдел давал больше прибыли?

4. Что вы сделали для того, чтобы ваша фирма/отдел сэкономил затраты?

5. Что вы сделали для того, чтобы ваша фирма/отдел сэкономил время, увеличив объем работ?

6. Чем вы сумели выделиться среди своих сотрудников?

7. Расскажите мне по порядку о том, как вы профессионально росли на вашей нынешней работе и о том, что вы сейчас делаете изо дня в день.

8. Расскажите о проблеме, с которой вы столкнулись на вашей нынешней работе / в отделе вашего клиента и как вы ее решили.

9. Каковы ваши ближайшие и долгосрочные цели?

10. Среди обязанностей, которые, как нам хотелось бы, вы будете исполнять, есть три наиболее важные (перечислите их). Каким опытом вы обладаете для решения этих задач?

11. Есть ли у вас другой опыт или знания, которые были бы полезны нашему клиенту?

12. Какие личные задачи стояли перед вами, когда вы взялись за вашу нынешнюю работу?

13. Насколько вам удалось их решить?

Вопросы относительно образования.

14. Какие предметы вы больше/меньше всего любили/не любили в средней школе/в университете? Почему?

15. Какие оценки вы получали по любимым и по нелюбимым предметам?

16. По каким предметам вы шли лучше, чем по другим? Хуже?

17. Почему вы решили учиться в университете?

18. Почему вы специализировались по?

19. Почему вы решили посещать?

20. В какой внеучебной деятельности вы принимали участие? Почему именно в этой?

21. Как вы планировали свою карьеру в начале университетского курса?

22. Как вы планировали свою карьеру, когда закончили среднюю школу/университет?

23. Что вам дало обучение в средней школе/университете?

24. Если бы у вас появилась возможность снова учиться в школе, что бы вы изменили или вообще ничего не меняли бы?

25. Какие спецкурсы вы выбирали? Почему?

26. Насколько средняя школа/университет подготовили вас к «реальной жизни»?

27. Расскажите, как вы изучали (любую область, имеющую отношение к вакансии).

28. Как вы полагаете, изучение этой области подготовило вас к той работе, которая требуется на предлагаемой вам должности?

29. Когда вы решили, что хотите быть специалистом в области _______?

30. Назовите ваших любимых/нелюбимых учителей/преподавателей в средней школе / в университете? Почему вы их любили/не любили?

31. Расскажите, как вы организовывали свои занятия во время обучения в школе/университете?

32. Расскажите о том, где вы подрабатывали во время обучения в школе/университете?

33. Какая из этих временных работ была для вас самой интересной/самой неинтересной?

34. Как вы проводили летние каникулы, когда учились в школе/университете?

35. Почему вы работали во время обучения в школе/университете?

36. Есть ли у вас планы продолжить обучение? Если есть, то какие?

37. Что, по-вашему, самое трудное в совмещении работы и учебы?

38. Какой совет вы бы дали тому, кто хочет учиться и работать одновременно?

Вопросы, касающиеся предшествовавшего опыта и прочих связанных с работой тем.

39. Опишите, пожалуйста, ваш обычный рабочий день.

40. Как бы вы описали идеального менеджера? Подчиненного? Сотрудника?

41. С какими людьми вам трудно/легко работать? Почему?

42. Что вам больше всего нравилось/не нравилось в вашей последней работе?

43. Опишите, пожалуйста, идеальную обстановку на работе.

44. Какие мотивы вами движут? Почему?

45. Благодаря каким качествам вы являетесь эффективным руководителем?

46. Каково ваше наивысшее карьерное достижение до настоящего момента? Почему?

47. Вспомните и опишите ситуацию, когда вы оказались под давлением на последнем месте работы. Как вы с ней справились?

48. В чем, по-вашему, состоит долг нанимателя перед служащим?

49. Как вы относитесь к деловым поездкам?

50. Расскажите о том, как часто и как надолго вам приходилось выезжать в командировки раньше.

51. Как вы относитесь к переездам? Существуют ли такие места, куда вы не хотели бы переезжать?

52. Какие из ваших обязанностей на последней работе казались вам тяжелыми?

53. Как вы оцениваете свое карьерное продвижение до настоящего момента?

54. Расскажите о тех проблемах, с которыми вы столкнулись на вашем последнем месте работы.

55. Чем ваша нынешняя работа отличается от предыдущей?

56. Какая работа из тех, которыми вы занимались, оплачивалась лучше/хуже всех?

57. Как вы думаете, насколько ваша теперешняя работы подготовила вас к тому, чтобы возложить на себя дополнительные обязанности?

58. Какая ситуация на протяжении всей вашей карьеры оказалась для вас самой болезненной и неприятной?

59. Почему вы хотите оставить свое настоящее место работы?

60. Что вы думаете о том стиле руководства, который сложился в вашем отделе/подразделении на последнем месте работы?

61. Если бы я попросил вашего супервизора/руководителя описать вашу работу, что бы он сказал?

62. Что бы вы сделали, если...?

63. Как бы вы справились с...?

64. Какие перспективы вы видите на новом месте работы по сравнению со старой?

65. Что бы вы хотели найти на новой работе?

66. Оказала ли влияние военная служба на то, какую область вы для себя выбрали?

67. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимались в армии?

68. Чего вы хотите добиться в своей карьере в ближайший срок и в отдаленном будущем?

69. Чего бы вы хотели избежать в будущей работе?

70. Какие требования вы предъявляете к заработной плате?

71. Кто или что повлияло на вас в постановке карьерных целей? Как именно?

72. Чему вы обязаны своими успехами?

73. Что, по-вашему, является самой сильной вашей стороной?

74. В каких областях вам надо усовершенствоваться? Каким образом вы собираетесь совершенствоваться?

75. Какой вы, по вашему мнению, руководитель? Подчиненный? Сотрудник?

76. Какая часть вашей работы приносит вам наибольшее удовлетворение?

77. Как вы выполняете задачи, которые вам не по душе?

78. Как вы распределяете свое время?

79. Каков ваш стиль руководства?

80. Чему вы научились на каждой из предыдущих работ?

81. Приведите, пожалуйста, примеры решений, которые вы принимали в ходе работы. Каковы были последствия этих решений?

82. Каким образом вы принимаете решения?

83. Умеете ли вы, с вашей точки зрения, распределять работу между подчиненными?

84. Что вы считаете своим стандартом рабочей дисциплины - в отношении себя самого и своих подчиненных?

85. Расскажите, пожалуйста, о том, какие отношения сложились у вас с последним руководителем.

86. Приведите, пожалуйста, пример проекта, реализация которого не соответствовала вашим планам. Что произошло?

87. Чем вас привлекает эта должность в нашей фирме?

88. По каким причинам вы стали работать на нынешней вашей должности?

89. В чем заключается самая большая ответственность в вашей нынешней работе?

90. Опишите свое продвижение на последнем месте работы.

91. За что руководители вас хвалили/критиковали?

92. Что вы можете предложить нашей фирме?

93. Вписывается ли предлагаемая должность в ваши личные карьерные планы?

94. В каких ситуациях, связанных с работой, вы чувствуете себя наиболее комфортно / напряженно и стесненно?

95. Почему вы согласны на уменьшение оплаты?

96. Почему вы решили стать _________?

97. Почему вы хотите поменять сферу деятельности?

98. В чем заключается главная ответственность руководителя/подчиненного?

99. Как вы относитесь к однотипным, повторяющимся заданиям?

100. Как вы относитесь к тому, что вашу работу тщательно контролируют?

101. Как вы относитесь к работе в сверхурочное время?

102. Как вы относитесь к тому, что вас в любое время могут вызвать на работу?

103. Какие причины показались бы вам основательными для того, чтобы работать в этой фирме до пенсии?

104. Какие причины могли бы заставить вас уйти с этой работы?

105. При каких обстоятельствах, если такие имеются, вы полагаете, что супервизор или менеджер должен выполнять обязанности своих подчиненных?

106. Как бы вы справились с подчиненным, который систематически опаздывает?

107. На этой работе от вас потребуется способность/умение ______. Каким опытом в этой области вы обладаете?

108. Что, по-вашему, на этой должности будет самым трудным и что будет приносить наибольшее удовлетворение?

109. Если вас попросят выполнить работу, которая не входит в ваши функциональные обязанности, что вы ответите?

110. Что, по-вашему, означает «лояльность фирме»? До каких пределов она простирается?

111. Как вы будете вести себя, обсуждая с начальником недовольство работой?

112. Что мог бы предпринять ваш предыдущий работодатель, чтобы убедить вас остаться?

113. Приходилось ли вам увольнять кого-нибудь? Расскажите, как это было.

114. Хотите ли вы сообщить мне какие-нибудь сведения о вашей квалификации, которые помогут мне принять окончательное решение?

Заключительная часть

Подтвердите информацию об открывшейся возможности.

Опишите отдел, проект и ту роль, которую играет эта должность в структуре компании, а также сообщите всю значимые сведения о компании.

Определите требуемую квалификацию и скажите о предпочтениях клиента.

Отбирая кандидата, вы убедились, что его квалификация соответствует требованиям клиента.

Проверьте резюме кандидата, его успехи и достижения с точки зрения конкретных требований , предъявляемых к предлагаемой позиции. Исходя из успехов и достижений, попробуйте убедиться в том, что кандидат может решить проблему или добиться желаемого результата, исходя из требований предлагаемой позиции.

Проверка технических знаний и дальнейшее ознакомление / пристрелочный опрос проводится в случае, когда возникает необходимость получить более подробную информацию об опыте кандидата.

Цели и перспективы

(Еще раз выясните желания кандидата и сравните, соответствуют ли его карьерные цели вакансии, открывшейся у вашего клиента.)

Как кандидат описывал идеальную перспективу на стадии отбора?

Где кандидат думает работать через год, три, пять лет? В фирме какого типа предпочел бы работать кандидат? Почему?

В фирме какого типа кандидат меньше всего хотел бы работать и почему?

Каковы личные цели кандидата?

Совместимость с корпоративной культурой

(Опишите корпоративную культуру клиента и сравните с предпочтениями кандидата, а также с его стилем работы.)

Каков стиль работы кандидата?

Как кандидат описывал компании, в которых предпочел бы работать?

1. Какой стиль менеджмента больше устраивает кандидата?

2. Как он описывает корпоративную культуру своего нынешнего/предыдущего места работы?

Александра Кожевникова, Бишкек:

Удел фотографа – прекрасные мгновения…

Всем известно, что на сегодняшний день множество людей работают в сфере фото и видеосъемки. Что же такого интересного в этой, такой непримечательной на первый взгляд, профессии? Почему выбирают именно ее? Сегодня мы решили пригласить в нашу редакцию начинающего фотографа Александру с целью получить ответы на все вопросы.

Здравствуйте, Александра. Не могли бы Вы для начала рассказать нашим читателям, с чего началось Ваше увлечение фотографией?

Добрый день. Это произошло, когда я училась на 1-ом курсе. Мне тогда пришла в голову идея создать выпускной альбом или диск с фотографиями за все 5 лет обучения. С того дня я начала снимать почти постоянно – на телефон, на фотоаппарат, и неожиданно поняла, что мне это нравится. Я радовалась каждому удачному или смешному снимку, предвкушала саму работу по созданию альбома.

Что Вы чувствуете, когда держите в руках фотоаппарат?

Я словно отдыхаю душой. Иногда, чтобы отвлечься от проблем, мне достаточно взять фотоаппарат и пойти на прогулку. Приятная тяжесть в руках, щелчки затвора, интересные снимки – и хорошее настроение возвращается.

Скажите, Вы снимаете только окружающий мир? Или, например, устраиваете какие-то фотосеесси, Love story , свадьбы?

Будь это пейзаж, оживленная улица или группа людей – я все снимаю с удовольствием.

Но разве Вы не устаете от этого? Особенно если приходится снимать людей? Ведь у каждого свое мнение, свои желания.

Что Вы? Разве можно устать, наблюдая за счастливыми влюбленными, за детскими улыбками, за чьим-то смехом? Наоборот, когда видишь такое, то понимаешь, что есть еще в мире нечто прекрасное. Или природа… Непередаваемое чувство восторга просыпается во мне, когда я вижу красивый закат, облако необычной формы или множество других ярких моментов.

Вы не могли бы рассказать какой-нибудь интересный случай из Вашей работы?

С такой профессией их может быть много, но был один, который, наверное, никогда не забудется. Я тогда заканчивала 5-ый курс и принесла на учебу огромное количество фотографий. Одногрупники должны были выбрать наиболее подходящие для альбома. На протяжении всех 5 лет мои друзья ругались, что я снимаю, требовали, чтобы я убрала фотоаппарат подальше. Конечно, я их не слушала. И вот мы сели все вместе просматривать фото. Такого восторга в глазах я раньше никогда не видела. А сколько раз мне сказали «спасибо за такую память» даже не посчитаешь. Вот тогда я и решила, что хочу дарить людям незабываемые эмоции и память на долгие годы…

В наше время такой большой выбор профессий, так много сфер и направлений, что у вчерашних школьников начинают разбегаться глаза. Из-за этого многие ошибаются с выбором, а потом работают без интереса. Моя же работа приносит мне удовольствие и массу положительных эмоций. А от такого нельзя отказываться ни в коем случае.

И напоследок, чтобы Вы пожелали нашим читателям?

Я бы всем хотела пожелать не бояться следовать за своей мечтой, и создавать в своей жизни как можно больше счастливых мгновений…

Альбина Ахмет-Закирова

«Победа? Да, приятно!»

«Дорогие читатели, сегодня нам посчастливилось задать несколько вопросов победителю всероссийского конкурса фотографии «Весенний свет». Алла, скажите пожалуйста, какие фотографии необходимо было отправить на конкурс?»

— Каждый из нас видит весну по-разному: для кого-то она представляет собой слякоть; а кто-то считает, что весна- это наша спасительница от холода и старшая сестра лета. На конкурс необходимо было предоставить те работы, на которых отражено ваше представление весны.

«У нас сейчас довольно холодно, хотя на дворе весна. Какой вы видите это время года, если не секрет?»

— Для меня не важно, сколько градусов показывает термометр. Вы только взгляните вокруг: солнце светит, птицы поют. Для меня весна — это предвестник перемен: было холодно, стало тепло; было мрачно, стало солнечно и так далее.

«Скажите, Алла, что было изображено на вашей фотографии?»

— Я решила сделать свой снимок максимально солнечным. На нем изображена стекающая капля с только что появившегося, маленького листочка. Кроме того, на эту каплю упал свет, и она блестит и искрится.

«Не терпеться взглянуть на ваше творение! Возникли ли у вас трудности при создании это фотографии?»

— Нет! Я помню, был солнечный день, я шла домой со школы, когда увидела эту картину в природе. Моя привычка- это всегда носить с собой фотоаппарат. Я, не медля, сделала снимок.

«Скажите, приятно чувствовать себя победителем? Будете ли вы еще участвовать в конкурсах фотографии?»

— Да, конечно! Быть победителем- это очень приятно. В любом конкурсе всегда есть шанс победить, поэтому я советую каждому вашему читателю участвовать, участвовать и еще раз участвовать!

«Спасибо Вам, Алла! А вы, дорогие читатели, можете задать любой интересующий вас вопрос Алле, написав письмо в нашу редакцию. До скорых встреч!»

Елена Короткова, Бишкек:

Без розовых очков

Выпускница КРСУ имени Б.Н.Ельцина Елена Короткова – о том, чем трудовые будни журналиста отличаются от рассказов преподавателей о профессии

Английская пословица гласит: «You never know what you can do till you try» — «Ты никогда не знаешь, на что способен, пока не попробуешь». И если раньше пробовать искать места работы парни и девушки начинали только после окончания университета, то в последние лет десять ситуация изменилась с точностью до наоборот. Это мешает качественному обучению, но даёт студенту возможность к окончанию вуза приобрести материальный фундамент и приличное рабочее место. Большинство предпочитает именно этот тернистый путь, и достигает значительных успехов. Как, например, Елена Короткова. Недавняя выпускница КРСУ имени Б.Н.Ельцина и лауреат национальной премии «Акыл Тирек» в области журналистики начала творческий путь ещё в стенах университета, и доказала, что университетская скамья и карьерный рост – вполне совместимые вещи. В небольшом интервью она рассказала, почему предпочла свою специальность из диплома журналистике, и насколько трудовые будни журналиста отличаются от рассказов преподавателей о профессии.

— Как Вы пришли в журналистику?

— Работать в профессии хотела, сколько себя помню. Причём не диктором в чистенькой студии или аналитиком, а где-то «на передовой»: с увлечением зачитывалась расследованиями Дарьи Асламовой и Ярославы Таньковой в «Комсомолке», от выпусков программы «Человек и закон» было просто не оторвать… В моих глазах тогда журналист был человеком, который всегда в курсе событий и несёт людям истину. О том, что громкие разоблачения не всем по вкусу, и о расплате за них почему-то не думалось, хотя на слуху уже были убийства Холодова и Гонгадзе. В тот год, когда я поступила в университет, жестоко убили одного из ключевых деятелей кыргызской журналистики – Геннадия Павлюка. Его сбросили в Алматы с шестого этажа со связанными руками и ногами, с замотанным скотчем ртом. Родителей и родственников это ужаснуло – они не хотели для меня подобной судьбы. Меня – шокировало, но от намерения стать серьёзным журналистом не отвратило. Стала искать место для стажировки – одновременно начала писать для университетского «Студенческого обозрения», и попала в Международный пресс-центр «News-Asia» в качестве стажёра. Там меня и научили всему, что требуется в профессии – практически с нуля, и то, чего мне удалось добиться за несколько лет – заслуга и главреда «Студобоза» Виктора Шлоева, и редактора большинства изданий пресс-центра, Владимира Банникова. Они стали моими первыми терпеливыми наставниками и я им очень благодарна.

— Вас помнят в родном университете как студентку-филолога, до сих пор ставят в пример студентам, как человека, у которого могло быть блестящее научное будущее…Чем же Вас не прельстила наука?

— Изначально филология была для меня лишь ступенькой к достижению мечты. Одна чета знакомых журналистов перед поступлением объяснила: главное в профессии не бумажка об окончании журфака, а грамотность, эрудированность, умение излагать свои мысли, остальное приложится. И рекомендовала подать документы именно на факультет русской филологии – там ещё к тому времени преподавали крепкие русисты Абдыкадыр Орусбаев, Галина Шепелева, Людмила Иванова, Георгий Хлыпенко, способные дать мне всё необходимое … И правда, они дали мне очень многое – не только в отношении своих дисциплин, но и в отношении человечности было чему у них поучиться!

— Что оказалось самым сложным для Вас в профессии?

Снять розовые очки. Всем демонстрируется лишь конечный результат работы, но не сам процесс сбора и обработки информации. Не то, как в любой момент обычный митингующий или снайпер в «горячей точке» может в тебя выстрелить только потому, что у тебя на жилетке надпись «Пресса». Не то, что иногда приходится хоронить убитых коллег. Не то, как в редакцию и на персональный телефон звонят с угрозами, а правоохранители лишь имитируют поиск пригрозивших тебе или твоим родным людей проблемами за подготовленный к печати и показу на телевидении сенсационный материал. Не то, как чиновники и работники пресс-служб, а то и простые граждане хамят журналистам, а эксперты отказываются давать комментарий по острым вопросам. Не то, как приходится ездить «в поле», на выезды, где тебе могут и не обеспечить ни питания, ни ночлега. Не то, что респонденты могут лгать, и свою правоту приходится доказывать через суд… Привыкнуть к несоответствию красивой картинки, идеализированного представления о профессии, которое создают книги и фильмы, с реальностью было крайне нелегко! Но где-то через полгода справилась с этой задачей.

— Как относятся к такой жизни домашние, любимый человек?

Семья уже привыкла: журналистика стала моей жизнью! И в нерабочее время обдумываю план материалов, заметок, какие-то ключевые фразы, обсуждаю их с коллегами в онлайне, друзьями и подругами, делаю наброски в компьютере и ежедневнике, отслеживаю информационные поводы, популярные темы обсуждений в социальных сетях, волнующие простых кыргызстанцев… Знаете, это как наркотик – иногда ради материалов приходится жертвовать обедами, ужинами, сном, выходными, семейными датами, иногда любовью. Настолько, что пока обо мне можно сказать, что я замужем за своей работой!

— Какие ошибки чаще всего совершают начинающие журналисты? Что могли бы им посоветовать?

Прежде всего, они должны подготовиться к тому, что придётся очень много работать! Над качеством своих материалов и прежде всего – над собой. Научиться принимать критику, какой бы жёсткой она ни была. Находиться в постоянном активном поиске информации. Смотреть, как пишут и работают коллеги, постоянно совершенствовать свой язык и стиль. Быть коммуникабельным и открытым человеком – осторожным и строгим расскажут не всё. Пунктуальным – лучше прийти на интервью раньше и немного подождать, чем заставить ждать себя, показав неуважение к собеседнику. Умеющим искать информацию и правильно ей пользоваться, например, идя на интервью, нужно собрать всю возможную информацию об этом человеке, чтобы примерно знать, что он может ответить на ваши вопросы, и заставить его рассказать что-то новое, чем он ни с кем не делился… При освещении события не принимать сторону «правых» или «левых», а адекватно давать обе точки зрения, чтобы читатель и зритель уже могли сами выбрать для себя «свою правду». И помнить, что журналист – человек публичный, и любое неосторожное слово или комментарий в соцсетях, трёхэтажный мат или пьяный дебош на публике – пятно на карьере.

Что ж, ошибки эти совершают не только журналисты – советы эти не мешало бы взять на заметку и обычным гражданам. Редакция желает Елене успехов в её нелёгком труде.

Анна Ремизова, Алматы:

Молодые и умные

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Слышали ли вы когда-нибудь об интеллектуальных телепередачах? Естественно да! В наше время они являются очень популярными, часто просматриваемыми пользователями интернет ресурсов и обычными людьми, которые смотрят телевидение. Таких передач огромное количество. Они бывают самых разных тематик, занимают некоторое количество времени и рассчитаны на определенную категорию зрителей и «умников», участвующих там. Нам удалось встретиться с одной из участниц интеллектуального шоу «Лидер 21 века» Анной Ремизовой, ученицей 10 класса гимназии #35 города Алматы.

И: Скажите, Анна, каким образом возможно попасть на такой проект, ведь в таких интеллектуальных шоу собраны ученики разных школ всего Казахстана?

А: Для начала я хочу сказать, что я попала на проект случайно. Думаю, мне просто повезло, ведь многие годами мечтают сниматься в такой телепередаче. Я немного заинтересовалась этим, когда мне предложили, потому что с детства хотела «попасть» в телевизор. Я прошла кастинг, собеседование, и вот я на шаг ближе к цели!

И; Вам не было трудно соревноваться с другими участниками шоу?

А: Конечно, сначала было немного не по себе, ведь каждый человек, пришедший на интеллектуальное шоу, обладает большим количеством знаний и умений. Но обстановка на съемочной площадке была благоприятной и дружелюбной, поэтому я не испытывала особых трудностей.

И: А какими были вопросы? Сможет ли на них ответить типичный ученик?

А: На самом деле, вопросы были достаточно простыми, но кое-где приходилось мыслить неординарно, включая логическое мышление.

И: Что бы вы могли посоветовать будущим участникам таких телепроектов?

А: Главное-не бояться трудностей, которые могут возникать. У СМИ нет надобности выставлять людей невеждами. Не стесняйтесь отвечать, спрашивать- это в ваших же интересах.

И: Считаете ли вы данный опыт полезным?

А: Конечно считаю! Любой опыт учит чему-то. Участие в этом телепроекте помогло мне открыть для себя группу талантливых людей, узнать много нового, познакомиться с основными правилами поведения на телевидении и съемочной площадке.

И: Огромное спасибо за интервью, Анна. Было приятно поговорить с интересным человеком, мы желаем вам успехов во всех начинаниях.

Диана Нагай, Бишкек:

Путь в тысячу верст начинается с одного шага или как обучиться китайскому в Китае

Сегодня китайский язык все больше набирает популярности среди нашей молодежи. С каждым годом количество наших студентов, уезжающих в Поднебесную увеличивается. Мы решили поговорить с Дианой студенткой, прошедшей годовую стажировку в Урумчи, чтобы лично узнать об этом процессе.

— Как вы попали на учебу в Китай и почему Ваш выбор пал именно на этот город?

Начну с того, что китайский я изучала в университете с 1го курса. Мне всегда нравился этот язык и эта культура. За год до поездки я начала грезить желанием попасть в Поднебесную и в 2013 нашла программу Института Конфуция по языковой стажировке в Урумчи, а дальше — усиленная подготовка, отбор, сбор документов, билет на самолет и целых 10 месяцев в дали от Родины. На счет города, признаюсь, особого выбора у меня не было, но я не пожалела.

— Что Вам больше всего запомнилось из студенческой жизни за рубежом?

Во-первых, это контраст менталитетов. Все-таки постсоветские страны нам в этом плане ближе. Что касается обучения, у них другой, непривычный для нас подход. Нужно очень усердно заниматься каждый день, чтобы достичь результата. Китайцы - страшные трудоголики. Во-вторых, для меня был первым опыт жизни в настоящей студенческой общаге. А это и веселые будни, и ночные бурные тусовки (этажом выше). Но в целом, я люблю все новое и стараюсь адаптироваться к незнакомой обстановке.

— С какими трудностями вы столкнулись обучаясь в Поднебесной?

Метод по которому я изучала китайский - назывался методом погружения. т. е. Преподаватели преподавали китайский на китайском, совершенно не владея русским языком. Первое время было трудно найти общий язык. И конечно, приходилось каждый день много учить для того, чтобы не отставать. Программа насыщенная, все в лучших традициях китайской философии. У них даже есть пословица: Путь в тысячу верст начинается с одного шага. То есть нужно делать ежедневные постоянные шаги, чтобы достичь цели. Например, выучить китайский.

— Какие советы Вы могли бы дать нашим читателям, которые хотят учится в Китае?

На самом деле, сегодня очень много возможностей учиться не только в Китае, но и в других странах. Просто нужно захотеть. Пока мы молоды и здоровы нужно использовать максимум возможностей. Выбирайте страну по своим интересам. Так, если вам неприятны китайцы, китайская еда и вы пропитаны негативными стереотипами, лучше выбирайте Европу. Отношение многое решает, особенно в моменты, когда хочется опустить руки и все бросить. Так что: не бойтесь, не ленитесь и не сдавайтесь! Все в ваших руках!

— Спасибо, Диана, за интересную беседу. Наша редакция «Любознайка» желает Вам дальнейших творческих и профессиональных успехов!

Анна, Алматы:

Журналистика на каждый день

С развитием интернета практически каждый уважающий себя блоггер – немного журналист, особенно если его страничка пользуется популярностью. В связи с этим сейчас все больше таких людей увлекаются журналистикой. Сегодня в нашей студии Анна, которая и расскажет нам, зачем же все это нужно.

Итак, вы изучаете журналистику. Что подтолкнуло вас к такому решению?

Я стараюсь вести активный образ жизни и мне интересно делиться с людьми своими мыслями. Для того чтобы делать это грамотно, я решила начать изучение основ журналистики.

Я полагаю, что я научусь логически строить свои статьи, правильно оформлять их и подавать в таком виде, чтобы моим читателям было действительно интересно. Вероятно, я открою для себя новые возможности интернет-журналистики и даже смогу зарабатывать на этом.

Вы затронули тему заработка. Как вы думаете, правда ли, что в интернете слишком большая конкуренция и в сфере интернет-журналистики практически невозможно заработать?

Конкуренция действительно большая, но интернет стремительно развивается, каждый день открываются новые сайты, происходят какие-то события. Соответственно, их должен кто-то освещать и готовить материал для появляющихся ресурсов. Поэтому я полагаю, что в нише интернет-журналистики еще много свободных мест для тех, кто хочет и умеет писать. Надеюсь, после окончания курсов я смогу попробовать себя в этом.

В ближайшем будущем мы еще раз возьмем интервью у Анны и узнаем, как проходит ее обучение.

Гаухар Жумагулова, Алматы:

Студент – это многофункциональный народ

В современном мире развивается не только техника, но и сам человек, а именно молодое поколение – студент. Вспомните, как наши мамы, папы, дедушки и бабушки учились. Их лозунгом был « учиться и только учиться, а после все будет». Сегодня мы вас познакомим со студентом 21 века. А именно, она расскажет, чем все-таки отличаются студенты современного мира от 20 века.

Журналист: Гаухар, кто такой студент в 21 веке?

Гаухар: Это человек, который не сидит за учебниками в библиотеках по часам, его верный товарищ это Интернет. Благодаря ему он найдет любую ему нужную информацию. Так же, студенты в наше время не просто учатся, помимо учебы они увлекаются своим хобби, например, снимают кино, фотографируют, катаются на коньках, а самое главное параллельно работают. Все те, полученные знания в ВУЗе, они стараются практиковать в жизни, совмещая с учебой.

Журналист: Учиться и работать обязательно для студента?

Гаухар: На самом деле это все зависит от каждого человека, в данном случае от студента. Если он намеренно поступил на определенную специальность то, он будет параллельно работать по своей профессии. Дабы применять свои знания на практике и получать с нее новые. К тому же, я считаю, что это никогда лишним не будет. Тем более, это большой плюс в резюме.

Журналист: А не влияет ли работа на успеваемость?

Гаухар: Я много знаю ребят, которые учатся и работают, поверьте – успеваемость не страдает. Единственный минус – это тайм менеджмент. То есть, студент жертвует своим временем.

Журналист : Например?

Гаухар: Ну, к примеру, взять меня. Я работаю и учусь. Выходные дни, как всем нормальным людям хочется выспаться, встретиться с друзьями или почитать книгу, но не хватает на это времени. Все потому что, надо что-то сделать по учебе или по работе.

Журналист: Как тогда привести в норму свой тайм менеджмент?

Гаухар: Я считаю нужно просто все вовремя выполнять, ну и расписывать по плану. Хотя, жизнь такая непредсказуемая, что запланированные вещи могут не решиться. Есть кучу разных книг по тайм менеджменту, но не все их советом следуют.

Журналист: И завершающий вопрос, как ты думаешь, кому легче было учиться современному студенту или студенту 20 века?

Гаухар: Думаю, у каждого времени есть свои плюсы и минусы. Надо идти в ногу со временем и получать с него опыт. Я не могу судить, кому легче училось, так как я все же человек, смотрящий на 21 век, а про 20 век, лучше спросить моих родителей, они–то точно вам расскажут.

В итоге студент в 21 веке – это человек со многими функциями и легкий на подъем человек. Так же, у него всегда интересные идеи, он креативен, умен, спортивен и остроумен.

Ислам Ахметов:

Возможные варианты заголовков. Вот два варианта.
Сколько времени нужно, чтобы устроиться на работу после ВУЗа?

Интервью с выпускником одного из высокорейтинговых ВУЗов страны.

В нашей редакции на вопросы читателей отвечает выпускник 2011 года Карагандинского университета имени академика Е.А.Букетова Ислам Ахметов.
— Сколько у вас времени ушло на то, чтобы официально трудоустроиться после окончания ВУЗа?

— Два года.

— Что вы делали в это время?

— В течение этого времени я работал официантом, недолгое время электриком-монтажником в электросетевой компании, занимался заправкой картриджей от принтеров.

— Вы работаете по специальности?

— Нет

— Как вы думаете, в чем причина вашего длительного поиска работы?

— Наверняка причина во мне, в неуверенности в себе, в изначальном выборе не той профессии, которая была бы по душе. Большинство казахстанских школьников выбирало в мое время такие профессии как юриспруденция, экономика, туризм и сервис, как если бы наша страна была бы Турцией, Швейцарией, Англией одновременно. Поэтому большинство моих сверстников работают не по специальности.

— Что повлияло на ваш выбор профессии?

— Мой отец посоветовал мне учится на экономиста. И я не смог принять самостоятельное решение, не смог переступить через авторитет отца. Внутри меня не было внутренней уверенности в себе, лидерства.

— В чем причина отсутствия лидерства у многих молодых людей?

— Возможно, сейчас я только могу сказать, что это системная ошибка, вернее системы школьного образования. Система школьного образования не поменялась кардинально до сих пор, будь то продвинутый лицей или гимназия, хотя многие советские и зарубежные теоретики подготовили базу для качественного скачка.

— В чем это выражается?

— Сейчас другое общество, другие приоритеты и задачи. Сейчас важно коллективное мышление, командный дух исследования, лидерство, целеполагание, технологизация действии, самообразование, результативность, обратная связь от коллег, единомышленников.

— Можете привести примеры альтернативы?

— Да, конечно это ОДИ (организационно-деятельностные игры) по Г.П. Щедровицкому, Институт Юрия Мороза (http://www.shsd.ru/), бизнес лагерь В. К. Тарасова, теоретические труды В.А. Сухомлинского

— Редакция благодарит Ислама за интересное интервью и желает ему успехов в карьере.

Одно дело теория, и совсем другое - практика. Даже отличники сталкиваются с очень непростой ситуацией: знания нужно превратить в действия. Для кадровика все усложняется еще и необходимостью учета собеседника. Для простоты процесса осознания того, как справится с делом, можно просто изучить примеры

интервью. Тогда сам процесс станет намного яснее.

Примеры интервью: общие вопросы

Назовите три ваших положительных характеристики.

Почему вы считаете, что эта работа у вас получится?

По каким критериям вы выбрали нашу компанию?

Что вы любите делать?

Каковы ваши приоритетные ценности?

Чего вы хотите добиться, работая у нас?

Какой уровень доходов вы считаете комфортным?

Расскажите о своих достижениях.

Охарактеризуйте уровень полезных навыков, которыми вы владеете.

Могут ли у вас возникнуть трудности, в случае получения работы, на которую вы претендуете? Ваши действия.

Как вы намерены изменить ситуацию, в случае трудоустройства?

Ваши приоритетные направления действий при решении рабочих вопросов.

Данные задания способствуют выявлению деловых качеств претендента.

Примеры интервью: стрессовые вопросы

Не только деловая хватка определяет работоспособность и отдачу служащего. Немаловажным фактором является его стрессоустойчивость, положение в семье, способность противостоять конфликтам и другие «человеческие» качества. Вот примеры данной направленности:

Что полезного вы хотите нам предложить?

Какой уровень агрессивности вы считаете нормальным?

В случае скандала с близкими кто первый идет на примирение?

Расскажите о ситуации, когда вас критиковали. Ваша реакция.

Готовы ли вы оценивать работу коллег, руководства?

Что вам дает право критиковать чужую работу?

Сколько времени вам нужно, чтобы внести предложения по улучшению работы предприятия?

На какой уровень оплаты вы претендуете? Почему?

Как брать интервью: пример

Когда претендент заходит в кабинет, обратите внимание на его одежду. Если она "кричит" или, наоборот, сливается с интерьером, то нужно выбирать более агрессивные вопросы. Если вписывается в общий стиль компании, то это подходящая персона. Начнем со второго варианта.

По какому принципу вы выбрали нашу компанию?

Меня устраивает зарплата.

Что вы нам можете предложить?

У меня диплом соответствующего профиля,

Чего вы достигли на предыдущем месте?

Большого уровня продаж.

Чем оно вас не устроило.

Расположено далеко от дома.

(Нужно обязательно проверить по анкете).

Были ли у вас конфликты, как они разрешались?

Кто вас критиковал, за что?

Коллеги, из зависти.

Примеры интервью с неподходяще одетым кандидатом

Были ли у вас крупные проекты? Какие?

Какова реальная польза от сделанного.

Увеличение дохода.

Как вы предлагаете реализовать ваш опыт в нашей компании?

По проверенной схеме.

Почему это подействует? Дайте развернутое описание.

Чем вас не устроило предыдущее рабочее место?

И все в том же духе. Нужно выяснить, почему человек не прижился в той компании, где трудился раньше. Есть ли у него потенциал, который он позиционирует.

На самом деле нужно постараться строить беседу так, будто вы разговариваете со Обычно такой маневр хорошо работает.

Еще совсем недавно только корреспонденты и репортеры традиционных СМИ – телевидения, радио, прессы – могли проявить себя в такой профессии, как журналистика.

Теперь же благодаря развитию современных технологий любой человек может попробовать себя в роли специального корреспондента, например, ведя личный блог или канал видеозаписи. Но в то же время большая часть авторов-любителей не имеют базовых навыков – как подготовить вопросы, как правильно брать интервью , какими правилами руководствоваться при оформлении текста для публикации. В результате повышенного интереса к данной области стали появляться разнообразные дистанционные курсы по журналистике.

Однако следует принимать во внимание, что интервью – не просто хобби для представителей других профессий, а еще и эффективный инструмент коммуникации. Помимо сотрудников СМИ, брать интервью вынуждены также и работники других специальностей – доктора, психологи и социологи, сотрудники отдела кадров. В зависимости от цели правила проведения профессионального интервью могут различаться. Но также вам может понадобиться провести интервью у ветерана или местной звезды в рамках подготовки домашней работы в школе, проведения конкурса или собственного развития. Умея правильно взять интервью, вы всегда сможете прийти к общему знаменателю с вашим собеседником и получить необходимую информацию. В данной статье будут рассмотрены различные виды интервью, даны рекомендации по подготовке и пошаговая инструкция его проведения до момента оформления.

Понятие интервью. Кто может его дать?

Интервью – это жанр публицистики в виде серии из вопросов и ответов. Более широкая трактовка интервью – разговор между несколькими людьми, как минимум двумя, в процессе которого даются ответы на заданные вопросы. С английского языка слово «interview» переводится как обмен мнениями, в связи с чем его можно перепутать с понятием дискуссии, или обсуждения. Но в отличие от дискуссии, интервью характеризуется неравноправностью сторон, поскольку один из участников (интервьюер, корреспондент) задает вопросы, а другой (интервьюируемый) предоставляет ответную информацию.

Итак, кто же может дать интервью? У любого лица, обладающей интересной или необходимой для вас (и вашей аудитории) информацией – известного артиста, политического или общественного деятеля, очевидца важных событий, эксперта в определенной области, и так далее. Очень важно правильно выбрать форму интервью, которая будет соответствовать как его теме, так и характеру респондента.

Основные формы интервью, с которыми стоит познакомиться, если вы хотите узнать больше о том, как взять интервью:

Информационное, или информативное интервью , более всего используется журналистами. Для этого есть вполне понятные причины – информационное интервью позволяет ответить на волнующие аудиторию вопросы о текущих и произошедших событиях и новостях («Кто..?», «Что произошло..?», «Как поступил..?») без комментариев третьих сторон. Обычно такое интервью берется у непосредственного очевидца или участника того или иного события.

Короткое, или флэш-интервью , относится к событиям, которые происходят непосредственно в текущий момент, то есть походит на прямой репортаж. Часто флэш-интервью действительно является частью репортажного сюжета, что особенно интересно, поскольку интервьюируемый (например, спортивный тренер перед важным соревнованием, или звезда театра в ожидании нового спектакля) сообщают информацию из первых уст, дополненную личными переживаниями.

Оперативное, или блиц-интервью. Его характерными примерами могут служить вопросы прохожим на улице или интервьюирование различных участников одного крупного события. Отличительной особенностью является то, что одинаковые вопросы повторяются для различных участников.

Интервью-расследование. Для его проведения ведущий должен обладать большим опытом и интуицией при проведении беседы. Правильно брать интервью в данном случае означает глубокую психологическую работу с респондентом, в том числе вопросы со скрытым смыслом для выявления важной информации, которую нельзя получить прямым путем.

Портретное интервью обращено прежде всего к личности – «герою нашего репортажа». Такое интервью содержит вопросы непосредственно об интервьюируемом, и призвано раскрыть оригинальность его личности. Конечно же, персона, которой посвящено такое интервью, должна быть действительно интересна аудитории. Это может быть известный политик или бизнесмен, звезда экрана или главное лицо героического события.

Существуют и другие виды интервью, их смешанные формы и уникальные виды, адаптированные в зависимости от обстоятельств. Однако самое главное, что нужно понять для того, чтобы правильно брать интервью, это то, что форма, место и время его проведения должным логичным образом соответствовать личностным особенностям его героя. В порядке тренировки вы можете брать ваши первые интервью у родных и близких. Но позднее, если вы заинтересованы в публикации материалов, стоит сконцентрироваться на действительно интересных, уникальных и обладающих важными сведениям персонажах.

Подготовка к интервью. Определение подходящих тем и вопросов

Настоящее профессиональное интервью начинается не с личной беседы журналиста и его героя, а задолго до этого. До того как взять интервью, необходимо к нему серьезно подготовиться. Личная встреча интервьюера и респондента – только видимая аудитории часть работы журналиста, причем меньшая. Основная часть работы по подготовке, включая поиск информации, планирование и первые штрихи интервью, является невидимой для читателей, зрителей, и слушателей.

Основные этапы подготовки

Формулировка целей и задач интервью. На данном этапе определяется скелет последующей работы, что позволяет сократить временные затраты. Навести на мысль могут указанные выше разновидности интервью, или же наиболее актуальные новости из места вашего нахождения (от района до страны). В таком случае целью может стать более полное раскрытие происходящих событий, знакомство с необычным характером гостя, информация о перспективах того или иного явления.

Составление перечня вопросов для интервью. Не следует задавать слишком общие вопросы, при этом предложения должны быть формулированы четко и понятно. Особенно необходимо учесть следующее: вопросы должны быть открытыми, чтобы на них нельзя было дать короткий односложный ответ, вроде «да» или «нет». Такие вопросы помогают лучше раскрыть тему, и неявным образом заставляют героя рассуждать, вместо того чтобы отвечать короткими репликами.

Выбор и приглашение персонажа (героя). Вероятно, когда будет определена цель вашего интервью, определится и оптимальный кандидат на эту роль. Или же несколько кандидатов, из которых вы выберете наиболее подходящего, или пригласите на интервью сразу нескольких человек. Когда выбор сделан, нужно вступить в контакт с потенциальным героем интервью с помощью электронной почты, телефона, формы обратной связи, социальных сетей или интернет-приложений. При обращении следует кратко обозначить цели и тематику общения, и пригласить поучаствовать в предполагаемом интервью.

В том случае, если вы получили положительный ответ от интересующего вас человека, будет вежливым выразить благодарность и согласовать детали вашей встречи. В преддверии встречи не стоит терять время зря. Вам следует найти дополнительную информацию о вашем будущем респонденте, а также по теме вашей беседы. Это наиболее важно в том случае, когда вы будете проводить портретное интервью , чтобы оно было увлекательным как для вашей аудитории, так и для его главного участника.

Как брать интервью? Открываем профессиональные секреты.

Вот и настало время вашего дебюта в жанре авторского интервью. Если все было сделано правильно, не стоит терзать себя волнениями. И вообще, чтобы там ни было, «не волноваться» – главное правило во время проведения интервью. В данном случае вы ведете беседу, и ваше настроения и самоконтроль повлияет на весь дальнейший ход событий, включая желание гостя давать развернутые ответы и итог журналистского расследования.

Для того чтобы все прошло без запинки, воспользуйтесь рекомендациями опытных журналистов. Итак, пошаговая инструкция – как правильно взять интервью:

Начните с поиска удобного места для интервью. Если вы встречаетесь на нейтральной территории, это может быть спокойное кафе, ресторан, или другое место, в котором вас не будут отвлекать от беседы. На встречу стоит прийти немного заранее, подготовив место для работы, письменные принадлежности и диктофон.

При встрече первым делом поздоровайтесь с вашим собеседником, и представьте его аудитории. Хорошим тоном будет добавить несколько вводных слов про его главные достижения, даже если гость очень известен.

Процесс ведения интервью рекомендуется начать с более легких вопросов. Не помешает немного юмора или похвалы, в том случае, если это возможно в рамках темы вашей беседы. Как ведущий, вы отвечаете за создание непринужденной рабочей атмосферы для собеседника и психологический контакт.

Далее следует перейти к основным вопросам интервью. Уже после первых двух-трех вопросов можно подойти к главной теме вашей встречи. Эти вопросы должны быть сформулированы вами заранее, и иметь такое начало, как «Почему?..», «Для чего?..», «Какова цель..?». Подобные выражения помогают развить дискуссию и получить более развернутые ответы.

В процессе беседы не стоит перебивать говорящего или торопиться задать другой вопрос. Ведь интервью берут главным образом для получения ответов гостя, поэтому давайте ему высказать свою мысль. В таком случае вы сможете узнать действительно важную информацию, а демонстрировать свое красноречие стоит в другой ситуации.

Правильно брать интервью – значит внимательно слушать и быть готовым к неожиданному повороту событий. Возможно, ваш гость раскроет неизвестные вам ранее подробности. Не стоит упускать шанс дополнительно раскрыть тему и поменять направление беседы, если это дает возможность украсить интервью.

Держите ситуацию под контролем. Слишком пространные и длинные рассуждения не сделают беседу более интересной. Вы можете ориентироваться на примерное соотношение: время ответа на вопрос должно быть в 3-4 раза больше времени озвучивания вопроса. Когда ваш герой отвечает слишком долго, аккуратно остановите его и попросите перейти к другому вопросу.

Не стоит слишком растягивать интервью. Для полноценного охвата одной темы в основном потребуется не более семи хорошо подготовленных вопросов с развернутыми ответами. В случае портретного интервью беседа может быть более длительной, однако, в пределах интереса и терпения аудитории. Нераскрытые моменты дадут почву для новых бесед, а сердитые читатели не отбросят ваш материал в ожидании затянувшегося конца.

Наконец, наступает время заканчивать интервью. Поблагодарите гостя, который участвовал в вашей беседе, а также аудиторию. Учитывая тему вашей беседы, в конце можно предложить вашему герою сказать несколько слов на прощание, или же пожелать успехов с надеждой на новую встречу.


После окончания интервью необходимо правильное оформление, которое позволит сделать из него не просто дословную расшифровку аудиозаписи, а качественный материал журналиста. Поэтому важно не только правильно провести интервью, но и оформить его соответствующим образом. Вам понадобится эффектный заголовок, дающий информацию о главном участнике интервью и основной теме беседы. Ответы гостя должны быть записаны наиболее близко к первоисточнику, не допускается добавление никаких дополнительных мыслей. Ведь самая важная особенность интервью – его объективность.

Теперь вы знаете почти все о том, как взять интервью . Мы желаем вам удачи на пути покорения вершин журналистики – интересных гостей, объективных бесед и, в конечном итоге, успешных публикаций!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то